Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История / Документ Microsoft Word (33).docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
35.46 Кб
Скачать

3. «Новый курс»

4 марта 1933 года Ф.Д. Рузвельт официально вступил в должность. Но, как уже было сказано, ни сам президент, ни его ближайшие помощники не имели конкретного плана действий. "Новый курс" представлял собой, по сути дела, комплекс отдельных, не всегда взаимосвязанных мер, иногда противоречивых и чуть ли не ежедневно выдвигавшихся идей и положений. Как правило, они наспех одобрялись конгрессом, а затем закладывались в основу президентской программы. Сам термин "Новый курс", подхваченный прессой и разрекламированный единомышленниками Рузвельта нес скорее пропагандистскую нагрузку, став своеобразной вехой между политикой предыдущей администрации и новым правительством.

Преобразования в рамках "Нового курса" можно разделить на две большие группы. Первая группа реформ связана с попыткой установить государственный контроль над экономикой, вторая включает в себя изменения в социальной сфере. Установление государственного контроля над экономикой столкнулось с сопротивлением крупного бизнеса. Самой главной его победой в противостоянии с президентом была отмена закона о восстановлении промышленности. После этого Рузвельт, опасаясь обострения конфликта, уже не пытается вмешиваться в дела управления корпорациями и переключает внимание на социальную политику.

4. Попытки установить контроль над бизнесом

5 марта 1933 года своим первым президентским актом Рузвельт временно закрыл все без исключения банки страны, а также предоставил главе исполнительной власти широкие полномочия по контролю международных финансовых сделок. Правительство получило материальную возможность декретировать золотое содержание доллара, чем вскоре и воспользовалось. 10 марта Ф. Рузвельт издал указ, ставший первым шагом к установлению полного государственного контроля над золотом, находившимся ранее в обращении, как на внутреннем, так и на международном рынке. Рузвельт запретил свободное хождение и вывоз из страны золота, которое американцы считали единственным надежным средством накопления. Теперь частное лицо, владевшее золотом на сумму более $100, обязано было продать его казне по фиксированной ставке $22,6 за унцию. Нарушителю грозили тюремное заключение сроком до 10 лет или штраф до $10 тыс. Это предотвращало утечку золота за границу и его накопление в частных руках с целью спекуляций.

После того, как было расширено государственное вмешательство в банковскую сферу, акты установили порядок возобновления деятельности банков после вынужденных "каникул". Созванный на чрезвычайную сессию Конгресс США принял Чрезвычайный банковский закон. Согласно этому закону сначала возобновили свою деятельность федеральные банки, а затем и частные, получившие помощь от государства. 13 марта были открыты банки в 12 городах, в которых находились центры 12 округов Федеральной резервной системы. 14 марта "здоровыми" были признаны банки еще в 250 городах, а 15 марта приступили к работе и остальные банковские учреждения, признанные "здоровыми". В результате этих мер произошло укрупнение банковской системы - большинство банков, признанных "здоровыми", были крупными. Более 6 тысяч банков не получили государственной помощи и были закрыты.

В июне 1933 года Конгресс принял закон Гласса-Стигалла, по которому была создана Федеральная корпорация по страхованию банковских вкладов, в задачи которой входило прекращение спекулятивных операций коммерческих банков. Кроме того, этот закон разделял депозитные и инвестиционные функции банков. Тем самым ставился барьер спекулятивным операциям.

Законодательство 1933--1935 гг. реформировало Федеральную резервную систему. По банковскому закону 1935 г. совет управляющих, назначаемый президентом США, получил полномочия по определению суммы резерва, который должен оставаться в банках -- членах ФРС. На практике это означало, что совет управляющих повышением или понижением уровня обязательного резерва мог облегчать или затруднять доступ к кредиту и с помощью этой манипуляции влиять на деловую активность. Не менее важно и то, что такой насущный вопрос в деятельности банков был поставлен под государственный контроль.

Аграрная политика Ф. Рузвельта была на руку крупным фермам, которые могли сравнительно безболезненно сократить часть своих посевных площадей. Эти фермы, пользуясь правительственными субсидиями, в большом количестве приобретали сельскохозяйственные машины и химические удобрения, что повышало производительность труда и урожайность, и позволяло сохранить размеры производства на прежнем уровне.

Большинство простого населения не почувствовало кардинального улучшения ситуации: безработица оставалась очень высокой, ситуация в сельском хозяйстве была по-прежнему неважной. На этой волне в США стали усиливаться выступления трудящихся, особенно промышленных рабочих, требовавших увеличения помощи безработным, а также соблюдения предпринимателями 7 статьи NIRA, особенно реализации права на создание профсоюзов и заключения коллективных договоров. С другой стороны, среди крупного капитала стала муссироваться идея о свертывании курса реформ, возвращении политики невмешательства государства, в особенности в части регулирования условий труда.

Ультраправые силы, при участии концерна “General Motors” и финансовой группы Дюпонов создали Американскую лигу свободы. Полагаясь на финансовую поддержку крупных монополий, лига стала действовать против политики правительства. Существовали также ультрарадикальные лидеры, такие как сенатор от штата Луизиана Хью Лонг и католический священник из Детройта Чарльз Кофлин, выдвигавшие популистские идеи, адресованные в сторону наиболее обнищавших слоев общества. По сути, их идеология представляла реальную угрозу прихода фашизма.

Не менее важным было противостояние со стороны Верховного суда, придерживавшегося старых консервативных взглядов, 27 мая 1935 года суд признал NIRA неконституционным. После этого государству пришлось смягчить контроль над бизнесом и заняться реформированием социальной сферы. Именно после отмены NIRA был принят закон Вагнера, как ответный шаг на действия представителей крупного бизнеса и как очередная попытка избежать социального взрыва.

Другим центром оппозиции правительству Рузвельта стал "комитет в поддержку конституции", возглавлявшийся его основателем лесопромышленником из Техаса Д. Кирби. Сюда же примкнули к губернатор Джорджии Ю. Толмедж и крупные землевладельцы. В начале 1936 г. во имя "спасения" страны оппозиционные силы, называвшие себя "джефферсоновскими демократами", собрались под руководством Толмеджа и Кирби в Маконе и выступили против реформ Рузвельта. Кроме того, ранее, в 1935 г., такую же встречу организовали в Спрингфилде (штат Иллинойс) республиканцы. Участники осудили вторжение правительства в дела промышленных корпораций, а также огромные расходы на социальные нужды. "Новому курсу", демагогически отождествлявшемуся с социализмом, республиканские лидеры противопоставляли частное предпринимательство, которое они относили к категории "вечных человеческих прав и свобод". На самом деле, оснований для таких обвинений не было. Рузвельт сам признавался, что основной целью преобразований является не столько забота о населении, сколько сохранение капитализма. "Я борюсь с коммунизмом… Я хочу спасти нашу систему, капиталистическую систему" . Спасти капитализм можно было только пойдя на определенные уступки населению, однако не все это видели. Таким образом, Рузвельт пытался спасти капиталистов от краха против их воли, население же не видело результатов реформ, и было этим недовольно.

Как уже было сказано, противниками реформ удалось добиться отмены NIRA в 1935 году. На этом первая часть "нового курса", связанная с регулированием деятельности частного бизнеса закончилась. Теперь главную роль во внутренней политике Ф.Д. Рузвельта и его сторонников играют проблемы обеспечения пособиями и созданием рабочих мест для безработных, а также реформирование трудового законодательства.