Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

история

.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
70.71 Кб
Скачать

Северо-Западная Русь (Новгород и Псков) длительное время оставалась автономной единицей, маневрируя между двумя центрами, хотя со времени Ярослава Всеволодовича Новгород за редким исключением подчинялся именно владимирским князьям. В 1333 году на новгородский стол впервые был приглашен литовский князь — Наримунт Гедиминович[1].

Дальнейшее развитие двух русских государств, Москвы и Литвы, шло разными историческими путями. Между землями, вошедшими в их состав, прогрессировало нарастание различий. В Московском княжестве под влиянием Орды складывалась централизованная система управления с авторитарной княжеской властью, знать находилась на положении княжеских слуг. Великое княжество Литовское, частично сохраняя традиции Киевской Руси (так называемый принцип старины), развивалось по центрально-европейским образцам с сохранением вассальных отношений между знатью и князем, автономией городов и некоторыми демократическими институтами.

В результате заключения в 1385 году Кревской унии Великое княжество Литовское и Королевство Польское объединились под единым правлением великого князя литовского Ягайло и его потомков, правивших обоими государствами вплоть до конца XVI века. Череда русско-литовских войн конца XV — начала XVI веков привела к заметному сокращению территории Великого княжества Литовского.

Объединение Северо-Восточной Руси завершилось в правление Ивана III (присоединение Новгорода (1478), Твери (1485), Вятской земли (1489), Верховских княжествПосемья и Северской земли (1500)) и Василия III (ликвидация формальной автономии Пскова(1510) и Рязани (1521), взятие Смоленска (1514)). Одновременно с этим проходила ликвидация последних уделов внутри собственно Московского княжества. Иван III стал также первым суверенным правителем России, отказавшись подчиняться ордынскому хану. Как и его предшественники Дмитрий Шемяка и Василий II, он использовал титул государя всея Руси, претендуя этим на все русские земли.

Конец XV — начало XVI веков стал своеобразным рубежом, после которого присоединяемые к России земли составляли с ней единое целое. Процесс присоединения остального наследства Древней Руси растянулся ещё на два столетия и к этому времени там набрали силу собственные этнические процессы.

Начавшаяся в 1558 году Ливонская война оказалась непосильным бременем как для Российского государства, так и для Великого княжества Литовского, вынужденного в 1569 году объединиться с Королевством Польским и образовать совместное государство, известное как Речь Посполитая. Кроме прочего, Великое княжество Литовское лишалось нынешних украинских земель, перешедших в состав Польши.

В 1654 году началась русско-польская война 1654—1667 годов, в которой Россия вновь поставила перед собой цель объединения всех русских земель вокруг Москвы и восстановление Древнерусского государства в его прежних границах[2]. В результате войны, к России была присоединена Левобережная Украина. В 1686 году была переподчинена Московскому патриархату Киевская митрополия. Земли Правобережной Украины (без Галиции) и Белоруссии вошли в состав Российской империи в результате второго раздела Речи Посполитой в 1793 году. Присоединение этих русских земель проходило под лозунгом «Отторженная возвратихъ», выгравированном на орденах.

Единственной неприсоединённой частью Руси в XIX веке оставалась Галиция, отошедшая в результате разделов Речи Посполитой к Австро-Венгрии. Из России Австро-Венгрии поступали предложения об обмене Галицкого королевства на равные по площади части польской территории, однако они встречали отказ. На землях Галиции австрийские власти стремились создать этническую общность — рутенов(Ruthenen)[3], отказывающихся от идеи единства с русскими (Russen). В ответ на репрессивную политику со стороны Австрии, а также на господство поляков на ключевых общественных позициях, в Галиции сформировалось Русское движение, отстаивающее культурное единство с общерусским народом. Из-за подозрительности властей оно на протяжении длительного времени испытывало на себе сильные репрессии, которые особенно усилились накануне Первой мировой войны. После Галицийской битвы и занятия Львова русской армией в 1914 году, присоединение Галиции к России было воспринято как завершение многовекового процесса объединения Руси. В частности, в речи Народного совета Галицкой Руси к представителям русской армии говорилось о том, что «Дело Святого Петра, митрополита Галицкого и Московского и Московского государя Ивана Калиты, дело собирания Русской земли, продолжали Рюриковичи и Романовы. И только ныне царствующего государя Николая Александровича сподобил Господь завершить великое дело своих предков, святое дело собирания Русской земли. Присоединяя к державной Руси вотчину Святого Владимира Великого, Червенские городы, Русь Ярослава Осмомысла, Романа, Даниила и Льва, Он окончательно соединяет и объединяет Русскую Землю.» В ответной речи, новый галицкий генерал-губернатор граф Георгий Бобринский также высказал мнение, что «завершилось великое историческое дело – дело собирания воедино русской земли. Нет более Подъяремной Руси». Схожее содержание было у обращения к галичанам главнокомандующего русской армией великого князя Николая Николаевича.