Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

НЕМАТОДОЗЫ

.pdf
Скачиваний:
143
Добавлен:
01.04.2015
Размер:
1.95 Mб
Скачать

После оплодотворения самка кривоголовки откладывает до 25 000 яиц ежедневно, некатора – в три раза меньше. Яйца выводятся вместе с фекалиями во внешнюю среду (рис.26).

Рис. 26. Цикл развития анкилостомы. 1 – перкутанно; 2 – перорально.

Геогельминты. Оптимальные условия для развития личинки в яйце – это условия влажных субтропиков и тропиков (температура 32оС, повышенная влажность, О2, влажная богатая перегноем почва). В этом случае через сутки – двое из яйца выходит свободноживущая рабдитная личинка, которая питается бактериями. У этих личинок, пищевод состоит из двух расширений, разделенных перетяжкой. В теплой почве рабдитные личинки линяют дважды (на 3 и 5 день), превращаются в филяриевидную инвазионную личинку. Эта стадия находится в чехлике – кутикуле второй личиночной стадии, которую она не сбрасывает. Филяриевидные личинки сохраняются в почве, не питаясь, до 18 месяцев. При этом они могут совершать вертикальные

31

миграции. При похолодании зимой они опускаются на глубину до 1 м, где могут перезимовать. При повышении температуры поднимаются в верхние слои почвы и даже заползают на растения.

Инвазионная стадия для человека – филяриевидная личинка. Путей заражения два: перкутанный и пероральный. В первом случае личинка активно проникает в кожу при контакте человека с почвой. В момент внедрения личинка сбрасывает чехлик. Пероральное заражение возможно через загрязненные овощи, фрукты, воду.

Японскими исследователями было показано, что заражение анкилостомозом происходит преимущественно путем заглатывания личинок, а некаторозом – перкутанно. Известны случаи трансплацентарного заражения.

Независимо от способа проникновения миграция личинок анкилостомид в теле человека является обязательным этапом в цикле развития этих паразитов. Личинки проникают в кровеносную систему через кожу, слизистую ротовой полости, слизистую кишечника. Завершается миграция в легких, где личинки разрушают стенки капилляров и альвеол, повреждают ткань легкого, вызывая появление инфильтратов, кровоизлияний, пневмонических очагов (рис. 27).

Рис. 27. Легкие, пораженные личинками анкилостомы.

32

Далее личинка выходит в воздухоносные пути, затем вместе с мокротой оказывается в носоглотке, ротовой полости и затем в кишечнике при проглатывании со слюной, водой, пищей.

Попав в кишечник (двенадцатиперстную кишку), личинки линяют ещё раз, давая начало взрослым червям, которые глубоко внедряются передним концом в слизистую и переходят к питанию кровью. Половой зрелости анкилостомиды достигают через 5–6 недель. В это же время самки Necator аmericanus начинают выделять яйца. У Ancylostoma duodenale имеется период задержанного развития: большинство самок начинает выделять яйца через 6–8 месяцев после проникновения через кожу в организм человека.

Симптомы и течение. В случае проникновения личинок анкилостомид через кожу ранние клинические явления связаны с их миграцией по организму. На следующий день или через день после первого заражения у больного возникает зуд и на коже появляется эритема с мелкими красными папулами. Через 10 дней эти высыпания исчезают. При втором заражении тотчас после нанесения на кожу личинок анкилостом высыпает крапивница, которая через несколько часов угасает, сменяясь красными папулами. При третьем и четвертом заражении одного и того же лица местные поражения становятся все более тяжелыми и сопровождаются локальными отеками и образованием пузырьков на коже. В ранней фазе анкилостомидозов описаны эозинофильные инфильтраты в легких и сосудистые пневмонии, протекающие с лихорадкой и высокой эозинофилией крови. Зарегистрированы трахеиты и ларингиты с охриплостью голоса и даже афонией. В некоторых случаях эти явления держатся до 3 недель.

Через 8-30 дней после заражения у некоторых лиц появляются боли в животе, рвота, понос и общее недомогание. В начале заболевания боли носят острый характер, но со временем становятся менее выраженными.

Наиболее характерной особенностью анкилостомидозов является развивающаяся у значительной части больных гипохромная анемия, протекающая иногда в очень тяжелой форме. Тяжесть анкилостомидозной инвазии зависит от количества гельминтов и их видового состава, длительности переживания паразитов, качества питания больного.

Диагностика и дифференциальная диагностика. Распознава-

ние анкилостомидозов основывается на учете клинических и лабораторных данных, основным является анализ кала на яйца анкилостомид. Фекалии исследуются с целью выявления яиц анкилостомид.

Диагноз устанавливается при обнаружении яиц анкилосто-

33

мид в фекалиях. Яйца овальные, величина 60 мкм, покрыты прозрачной оболочкой, выделяются в виде морул, состоящих из 4–8 или 16 клеток. Самих гельминтов и яйца можно обнаружить в дуоденальном содержимом. Иногда в мокроте во время миграции обнаруживаются личинки.

Патогенность анкилостомид обусловливается:

-повреждением кожи при проникновении личинок и присоединением вторичной инфекции;

-интоксикацией мигрирующих личинок и самих паразитов;

-повреждением ткани легкого в процессе миграции личинок;

-повреждением слизистой двенадцатиперстной кишки кутикулярными зубами и пластинками половозрелых гельминтов;

-питанием кровью и длительной кровоточивостью слизистой из-за введения в кровь антикоагулянта на фоне постоянной перемены места фиксации паразита к слизистой.

При сильной инвазии заболевание протекает тяжело, особенно у мужчин. Очень интенсивная инвазия в детском и юношеском возрасте может привести к задержке физического и умственного развития. Дети до трех лет болеют редко.

Анкилостомидоз и некатороз – антропонозы, основной источник инвазирования окружающей среды – больной человек.

Географическое распространение ограничено районами с теплым и влажным климатом, в которых годовой уровень осадков составляет 1000 мм и более, расположенных между 40о северной и 35о южной широты. На территории нашего государства зоны анкилостомидозов – Черноморское побережье Краснодарского края (в основном некатороз, в меньшей степени анкилостомоз).

В странах с умеренным климатом встречаются подземные очаги анкилостомоза – это глубокие шахты каменноугольной и горнорудной промышленности с постоянной для личинок анкилостом температурой и влажностью почвы.

Основные мероприятия общественной профилактики в зонах анкилостомидозов – это оздоровление населения через активное выявление больных и их лечение. Дезинвазия почвы на плантациях сельскохозяйственных культур производится с помощью хлорида калия, территории вблизи открытых туалетов, полы в шахтах – хлоридом натрия.

Профилактика и меры в очаге. Борьба с анкилостомидозами проводится путем массовой плановой дегельминтизации, включающей в себя выявление и лечение больных, проведение санитарных мероприятий, соблюдение личной гигиены. В очагах анкилостомидозов не

34

следует ходить босиком и лежать на земле. Почву, зараженную гельминтами, засыпают поваренной солью через каждые 10-15 дней.

Личная профилактика обеспечивается защитой пищи и воды от случайного попадания личинок, предохранение открытых участков кожи от контактов с почвой.

Trichinella spiralis (трихинелла) – возбудитель трихинеллеза, который относится к числу тяжелых болезней (рис.28).

Trichinella spiralis мелкий червь (самки 2,5 – 3,5 мм, самцы – 1,1 мм). Это биогельминт, но цикл развития осуществляется без смены хозяев. В качестве дефинитивного и промежуточного хозяина выступает одна особь (человек, свинья, крыса, медведь и др.). В любой из них происходит один и тот же цикл развития, ни одна из стадий развития не выводится во внешнюю среду.

Рис. 28. Трихинелла Trichinella spiralis. 1– ротовое отверстие; 2 – женское половое отверстие; 3 – матка; 4 – анальное отверстие; 5 – клоака самца; 6 – половые придатки.

Инвазионной стадией для человека и любого другого хозяина является инкапсулированная личинка, которая находится в мышцах предыдущего хозяина, съеденного последующим. Для человека основ-

35

ной источник заражения – это мясо свиней, диких кабанов, медвежатина, обычная кулинарная термическая обработка которого не гарантирует гибели личинок.

В просвете кишечника, в основном тощей кишки, личинка освобождается от капсулы, зарывается в слизистую оболочку и через трое суток достигает половой зрелости (рис.29).

Человек или другой хозяин становится окончательным хозяином для гельминта.

После оплодотворения самки вновь проникают в слизистую кишечника и начинают выделять личинок на пятый день инвазии (яйцеживорождение – из яиц личинки выходят еще в матке). Долгое время считалось, что самцы вскоре после копуляции погибают. Однако сейчас установлено, что иногда они паразитируют в кишечнике дольше самок.

Рис. 29. Личинки трихинелл, вышедшие из капсул.

В течение всей жизни, а это около 50 дней, самка отрождает до 2 тыс. личинок, после чего погибает. Личинки проникают через стенку кишечника в лимфатическую систему, а позднее в кровеносную и разносятся по всему организму (так человек, как и любой другой зараженный организм становится промежуточным хозяином). Спустя некоторое время личинки могут быть обнаружены в самых различных органах. Однако окончательно они задерживаются только в поперечнополосатой мускулатуре. Личинки начинают оседать в мышцах через 6–9 дней после инвазии.

36

Рис. 30. Начало образования капсулы вокруг личинки трихинеллы в мышце.

37

Рис. 31.Срез мышечной ткани при массовой инвазии личинками трихинелл.

Личинки первое время ведут себя беспокойно, что служит причиной мышечных болей. На 17–18 день после инвазии они успокаиваются, сворачиваются в спираль и через 3 недели становятся инвазионными.

В течение 2–3 месяцев вокруг личинокк формируется соединительнотканная капсула (рис. 30, 31). Она защищает организм хозяина от паразита и в то же время способствует нормальному существованию последнего, так как стенки капсулы прорастают кровеносными сосудами, через которые паразит получает питательные вещества и О2, а удаляет продукты обмена.

Начиная с шестого месяца, капсула объизвествляется. В такой капсуле личинки сохраняют жизнеспособность и инвазионность многие годы.

Личинки предпочитают мускулатуру хорошо снабженную сетью кровеносных сосудов. Первые группы мышц, где личинки задерживаются и обнаруживается их наибольшее число, – это жевательные мышцы, мышцы языка, глазодвигательные мышцы, ножки диафрагмы, диафрагма. Далее межреберные мышцы, большие грудные, шейные, дельтовидные, икроножные и т.д. В гладких мышцах и сердечной мышце личинки не встречаются. Однако при тяжелых формах инвазии поражение миокарда наблюдается нередко и является основной причиной летальных исходов. Попадающие в миокард личинки трихинеллы обуславливают появление множества воспалительных очагов, но никогда там не задерживаются и не инкапсулируются. В других органах личинки также не развиваются.

При резком снижении сопротивляемости организма, обусловленной разными причинами, продуцируемые самками личинки не начинают миграцию, а проникают в ворсинки слизистой, быстро развиваются, возвращаются в просвет кишечника, достигают стадии половой зрелости и отрождают новые поколения личинок. Такая своеобразная аутоинвазия приводит к резкому увеличению числа паразитов в кишечнике и соответственно к усилению инвазии мышц. Медицинское значение этого феномена исключительно велико.

Для острого трихинеллеза характерна следующая триада симптомов: высокая температура (до 40°С), боли в пораженных мышцах и аллергический отек лица.

Основной метод лабораторной диагностики трихинеллеза – иммунодиагностика на основе серологических реакций. Внутрикожная аллергическая проба бывает положительной раньше серологических

38

реакций и сохраняется длительное время (6–10 лет). Возможна диагностическая биопсия, для чего обычно берут участки дельтовидной мышцы.

Патогенное действие Trichinella spiralis обуславливается

-повреждением и раздражением слизистой тонкого кишечника во время пребывания там половозрелых гельмитов;

-интоксикацией мигрирующих личинок;

-разрушением мышечных волокон скелетных мышц при завершении миграции;

-мощной сенсибилизацией организма продуктами обмена и распада гибнущих паразитов.

Трихинеллез – антропозооноз с природной очаговостью. В настоящее время выделяют два типа очагов – природные и синантропные.

Природные очаги (рис.32) поддерживаются дикими плотоядными и всеядными животными (волками, медведями, лисами, енотовидными собаками, барсуками, дикими кабанами).

Рис. 32. Схема путей распространения трихинеллеза.

Всегда в этих очагах присутствуют мышевидные грызуны, среди которых трихинеллез поддерживается благодаря каннибализму. Важную роль в распространении трихинеллы играют хищные птицы. На других континентах природные очаги включают хищников (леопардов, львов, гиен, шакалов).

Личинки трихинелл, оказавшиеся в почве после гибели хозяина, ещё некоторое время сохраняют инвазионность. Они могут быть проглочены и некоторыми беспозвоночными (личинками хищных мух, жуков, взрослыми хищными жуками). В пищеварительной системе

39

этих факультативных хозяев личинка находится около недели и далее

впищевых цепях биоценозов эти насекомые становятся важным эпидемиологическим звеном в распространении паразитов. В Арктике циркуляцию трихинелл обеспечивают моржи, белые медведи, лисы, волки, песцы. Трихинеллёз встречается практически повсеместно, кроме Австралии, где за всю историю зарегистрированы единичные случаи заболевания.

Синантропные очаги в странах с умеренным климатом поддерживают свиньи, в меньшей степени крысы. Некипяченый корм для свиней, содержащий свиную требуху, является основным фактором передачи трихинелл. Крысы могут инвазироваться, поедая пищевые отходы, и вследствие каннибализма. Свиньи в свою очередь могут заражаться, поедая крыс. Человек, как компонент этого очага, – слепая ветвь. Заражается человек, употребляя продукты из свинины, в том числе бифштексы и сосиски. Трихинеллез у свиней встречается широко. В синантропном очаге могут заражаться и кошки, и собаки.

Циркуляция паразитов в очагах этих двух типов осуществляется

вкакой-то степени независимо и самостоятельно. Синантропные очаги, однако, постоянно пополняются за счет притока паразитов из природных очагов.

Трихинеллез на территории нашей страны распространен повсеместно. В зону стационарных очагов входит Северный Кавказ, Краснодарский край. Инвазия зарегистрирована у 56 видов млекопитающих.

Исследователи проблемы трихенеллеза установили, что у людей, заразившихся от свиного мяса, болезнь протекает с коротким инкубационным периодом, ярко выраженной клиникой и умеренными органными поражениями. При заражении от медвежьего мяса – длительный инкубационный период, умеренно выраженная клиника и тяжелые органные поражения.

Основой общественной профилактики трихинеллеза является

-обязательная трихинеллоскопия (рис.33) туш всех забиваемых свиней и туш убитых диких животных, мясо которых употребляется человеком в пищу;

-уничтожение (сжигание) всех пораженных трихенеллезом туш;

-систематическая дератизация в местах убоя и содержания свиней с последующим сжиганием трупов грызунов;

-разъяснительная беседа среди населения о недопустимости добавления в корм свиней требухи туш уже забитых животных.

Личная профилактика обеспечивается приобретением свиного мяса, прошедшего ветеринарный контроль.

40