Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экономика Китая.doc
Скачиваний:
87
Добавлен:
09.04.2015
Размер:
159.23 Кб
Скачать

2. Основные проблемы и недостатки китайской экономики

Устойчивость экономики Китая сильно переоценена. Бурный экономический рост за три последних десятилетия так и не создал в стране прочного внутреннего рынка. Зависимость китайской промышленности от внешнего сбыта настолько велика, что делает национальное хозяйство КНР крайне уязвимым для глобального кризиса. К такому заключению пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). По мнению Центра, приход мирового экономического кризиса в Китай способен нанести большой урон производственному и финансовому секторам, разбалансировать всю социально-политическую систему страны и даже повлечь за собой распад государства.

КНР экспортирует товары в 182 страны мира. Экономика Китая растет со скоростью достигающей 10% в год. Она составляет около 45% от экономики США, что приблизительно является 12-14% мирового хозяйства. При этом КНР остается крайне неравномерно развитой страной, огромная часть населения которой занята трудом в полунатуральной сфере. В мировой системе, несмотря на самостоятельные жесты, КНР занимает полупериферийное положение. Широкие массы китайцев существуют в ужасающей нищете, а подавление их недовольства осуществляется репрессивной бюрократической машиной. «В стране имеются внутренние границы, отделяющие промышленные зоны от доиндустриальной периферии, осуществляется жесткий контроль перемещения граждан. По мере повышения спроса на рабочую силу государство миллионами привлекает рабочих из сельских районов», – отмечает директор ИГСО Борис Кагарлицкий. До последнего времени эти меры способствовали поддержанию низкой стоимости рабочей силы, создавая выгодные для инвесторов условия. Однако, по словам Кагарлицкого, в настоящее время «преимущества» отсталости не прибавляют КНР устойчивости.

В общей массе населения Китая (1,3 млрд. жителей) потребительски активный «средний класс» составляет приблизительно 100 млн. человек. При этом уровень его доходов ниже, чем у средних слоев в «старых индустриальных странах». «Прямая зависимость внутреннего рынка КНР от спроса на китайские товары в других странах делает его крайне уязвимым. Спад в США и инфляционное сужение других рынков означат для Китая в скором времени масштабное падение продаж экспортируемых промышленных изделий, а затем сырья и сельскохозяйственной продукции», – констатирует глава Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. По его мнению, Китай сегодня развивается в заданном мировым рынком направлении, но не может его кардинально изменить. Приход в страну кризиса обернется спадом промышленного производства, оттоком капиталов и крупными финансовыми трудностями для китайских корпораций. Огромные золотовалютные резервы «фабрики мира» доходящие до 1,33 трлн. долларов (70% из них размещено в долларовых активах) не снимают проблемы экономической уязвимости.

В настоящее время развивается спад в экономике США. Исчерпав ресурс частного потребительского кредитования, американская экономика оказалась в кризисе. Из сферы сбыта затруднения перешли к производителям, дестабилизировав фондовый рынок. Правительство КНР рассматривает проблемы в США как непосредственную угрозу для своей экономики. Однако происходящие сейчас межгосударственные финансовые вливания в американское национальное хозяйство не снимают системной проблемы сужения центральных рынков планеты и не могут привести к легкому прохождению кризиса. Приход кризиса в Китай грозит повлечь остановку значительной части промышленности, включая добывающую, вызвать финансовые затруднения и обострить социальные противоречия. Власти Китая жизненно заинтересованы в мягком прохождении проблемного этапа в развитии глобального рынка. Но если начавшийся мировой кризис окажется затяжным, что более вероятно, КНР ждут большие социально-политические потрясения.1

Наиболее острой проблемой Китая в последние месяцы считается инфляция. По некоторым продовольственным товарам ценовой рост составил 40-50%. Высокая инфляция привела к покупательскому ажиотажу, сокращая потребительские возможности национального рынка. Причина инфляции – не увеличение объемов внутренних кредитов и иностранных инвестиций, как полагают аналитики в КНР. Китайская инфляция порождена проблемами в мировой экономике, также усиливающими инфляцию в других странах. Отсюда первые затруднения сбыта китайских товаров вызывающие сбои в обращении капиталов. В результате сосредоточенная в компаниях денежная масса давит на внутренний рынок, вызывая сжимающий его рост цен. Ситуацию усугубляет привязка юаня к доллару. Принятые правительством Китая меры по ограничению вывоза продовольствия не смогут сдержать инфляцию на продолжительное время. Однако это только первый симптом угрожающих КНР трудностей. После уже зараженных спадом США, Китай вторая по слабости иммунитета большая держава в мире.

Свидетельств слабости китайской экономики в последнее время более чем достаточно. Индекс PMI, рассчитанный банком HSBC, в сентябре был равен 47,9, показав подряд 11 раз значение ниже 50. Значение ниже 50 означает, что производственный сектор Китая сокращается, а не расширяется.

Промышленное производство в августе 2012 года показало самый низкий рост за последние 3 года. Прибыль в промышленном секторе снизились на 6,2% по сравнению с прошлым годом, по данным Национального бюро статистики КНР.

Кроме того, Азиатский банк развития снизил свою оценку ВВП Китая за 2012 год с 8,5% (прогнозируемых в апреле) до 7,7%. Кроме того, Всемирный банк и МВФ также снизили свои прогнозы роста ВВП Китая в 2012 году до 7,7% и 7,8%, соответственно. Ни один экономист не прогнозирует рост больше 10%. А ведь многие аналитики всего год назад считали, что это само собой разумеющееся.

Ухудшение экономических показателей было предопределено давно. Теперь этот неверно выбранный путь подходит к концу. Текущие экономические проблемы непосредственно связаны с китайской макроэкономической политикой и системой распределения доходов. Они создавались таким образом, чтобы служить политическим интересам коммунистической партии Китая (КПК), в ущерб экономической устойчивости.

Экономические реформы в Китае начались с лозунга Дэн Сяопина: «Пусть сначала разбогатеют некоторые люди». Позже были добавлены: «Развитие имеет первостепенное значение» и «Поддержание стабильности является приоритетом». Все работало на то, чтобы сохранить власть коммунистической партии Китая. Китайская макроэкономическая политика работала только в этом направлении.

Проблем не было, пока рост ВВП оставался достаточно высоким, можно было предотвратить массовую безработицу и стимулировать импорт технологий и инвестиций в инфраструктуру. Заявление Дэн Сяопина, что некоторые люди могут разбогатеть первыми путем присвоения производства, позволило коммунистической партии получать большую часть выгод от экономического роста и держать все под контролем.

Следовательно, особенно в течение последних двух десятилетий высокие темпы роста для коммунистического режима были основной целью. Экономика Китая росла в среднем на 10% ежегодно. Высокий рост ВВП был достигнут, в основном, за счет экспорта и больших инвестиционных затрат. Однако в настоящее время ни экспорт, ни инвестиции не могут больше поддерживать экономический рост Китая.

Чтобы понять, почему два драйвера роста больше не работают, нужно вернуться к исходному выбору экономического пути. Становится понятно, что проблема заключается в несправедливом распределении доходов. Это несправедливое распределение доходов идет от манипулирования реальными процентными ставками.

Высокий рост экспорта был достигнут меркантилистской торговой политикой (вмешательством государства) и недооценкой китайской валюты. Высокие инвестиции, с другой стороны, были прямым результатом крайне низких процентных ставок. С 2003 по 2011 гг. средняя реальная ставка по кредитам была около нуля. Это означает, что тот, кто получал кредиты от банков, получал деньги бесплатно.

В последние десятилетия большинство кредитов в Китае выделялось государственным предприятиям, органам местного самоуправления и застройщикам. С другой стороны, масса китайских вкладчиков, которые сдали на хранение свои деньги, не получали никакой реальной прибыли.

На протяжении многих лет такие низкие процентные ставки помогли накопить огромные сбережения муниципалитетам и корпорациям, в первую очередь, государственным компаниям. Нулевые процентные ставки автоматически вынуждали китайских вкладчиков обеспечивать такие субсидии.

Как следствие, муниципалитеты, крупные корпорации и государственные предприятия хорошо поживились в этом процессе. Возврат на капиталовложения был очень высоким. В частности, цены на жильё росли более чем на 10% в течение нескольких лет, компании по недвижимости сделали на этом большие деньги.

Многие из самых богатых китайцев связаны с недвижимостью. Местные органы власти также увеличили свои доходы за счет продажи земли. Доходы от продажи земельных участков увеличили на 30-50% местные налоговые поступления. Местные органы власти радуются, видя рост цен на жилье, потому что они смогут продавать землю по более высокой цене.

В последнее десятилетие цены на жилье в Китае выросли более чем в 2 раза, увеличив разрыв в доходах.

Генеральные директора богатых корпораций, высшее руководство государственных предприятий и государственные чиновники увеличили свои богатства за счет роста цен на жилье. Они могут позволить себе иметь несколько объектов недвижимости.

Бедные, с другой стороны, должны собрать все свои сбережения, чтобы купить хоть какое-то жилье, они обременены ипотечными кредитами. Они становятся своего рода «рабами жилья» и вынуждены тратить большую часть своего дохода на погашение ипотечных кредитов.

Так как цены на жилье продолжают расти, люди, нуждающиеся в нем, будут всю жизнь работать на то, чтобы купить дом. У многих, в конечном итоге, мало что остается для потребления реальных товаров. Поэтому, пока пузырь на рынке жилья растет, потребление масс будет только снижаться.

Снижение курса юаня, низкие процентные ставки, высокие инвестиции и высокие цены на жилье душат потребление. Без изменения текущей макроэкономической политики и устойчивого роста за счет потребления ситуацию не исправить.

Это, в частности, объясняет, почему доля частного потребления в составе ВВП стремится по спирали вниз, ускоряясь в последние два десятилетия. Доля потребление в ВВП Китая снизилась с 47% (1990 год) до 34% (2011 год).

Многие считают, что низкая доля потребления в Китае связана с китайской привычкой откладывать про запас значительную часть своих доходов. Это, однако, является лишь частью общей картины.

Согласно самому последнему докладу о финансовом положении семей Китая, около половины граждан Китая имеют лишь немного сбережений, или вообще их не имеют. Если подавляющее большинство не имеет больших сбережений, или не могут получить с них достойный доход, то почти все свои деньги они тратят исключительно на повседневные нужды. Они просто не имеют достаточно денег, чтобы тратить. Это, наверное, главная причина, почему доля потребления в ВВП Китая продолжает снижаться.1

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]