Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
otvety_ekzamen_filosofiya (1) / 57. научные традиции и научные революции. Модели развития науки.docx
Скачиваний:
92
Добавлен:
26.04.2015
Размер:
25.08 Кб
Скачать

Типы научных революций.

Н.р. различаются по глубине и широте охвата структурных элементов науки, по типу изменений ее методологических, концептуальных и философских оснований. Соответственно этому, выделяются основные типы Н.р.:

  • локальные (как правило в рамках одной дисциплины) - перестройка дисциплинарной картины мира без радикального изменения идеалов и норм исследования и философских оснований науки (например, внедрение атомизма в представления о химических процессах в начале XIX в., дарвиновская революция в биологии, кейнсианская – в экономике);

  • глобальные: изменение научной картины мира, сопровождающееся существенной или радикальной заменой идеалов и норм научного исследования, а также его философских оснований. Как правило, изменения затрагивают несколько основных научных дисциплин (например, возникновение квантово-релятивистской физики, возникновение генетики).

Самая глобальная научная революция – 16-17 вв., достаточно глобальная – начало 20 в.

Зрелые теории и формирование сетей постпарадигмальных теорий.

Революции – достаточно радикальные изменения. Но не все прошлое исчезает в их огне.

Ученые, как правило, неохотно отказываются от хороших теорий, которые многократно подтвердили себя на широком круге явлений. Пример – механика Ньютона.   Одно из истолкований феномена зрелых теорий – «замкнутая теория». Это понятие было  введено В. Гейзенбергом для характеристики теорий, достигших зре­лой, стабильной формы и в известной сте­пени исчерпавших внутренние ресурсы к дальнейшему совершенствованию. Он относит к замкнутым такие физические теории, как классическая механика, статистическая теория теплоты, электроди­намика, специальная теория относительно­сти, нерелятивистская квантовая механика. Эти теории трудами многочисленных уче­ных приведены к четкой, логически непро­тиворечивой, «компактной» понятийно-ма­тематической форме, многократно экспери­ментально подтверждены на большом круге феноменов. Они «замкнуты» также в том смысле, что уже не могут улучшаться путем небольших модификаций. Указанные теории вошли в своего рода «зо­лотой фонд» физического знания последних столетий, в достоверности которого в соответствующей сфере применимости не сомневается ни один физик. «Замкнутая теория, - отмечает Гейзенберг, - справедлива на все времена: везде и всегда, в сколь угодно далеком будущем, если только опытные данные могут быть описаны в понятиях этой теории, ее законы окажутся правильными».

            Важно, что в современных развитых научных дисцип­линах теоретическое зна­ние не является простым набором отдельных теорий. Оно представляет собой сложное многоуровневое образование, объ­единяющее в себе в достаточно целостную систему теории различного уровня и степени общности. Так, обычно говорят об иерархии физических теорий, на верхнем уровне которой находятся не­многочисленные универсальные фундамен­тальные теории, срединную часть состав­ляет более широкая совокупность специаль­ных теорий, а основание — многочисленные теоретические разработки, которые соприкасаются с прикладной наукой и техникой.

            В современной науке феномен зрелых теорий связывают с механизмом развития на их основе постпарадигмальных исследований и развертывание сети прикладных теорий. Нередко бывает так, что необходимость подобной сети вызы­вается прежде всего практическими запро­сами и не предполагает каких-то радикаль­ных теоретических сдвигов и выдвижения новых универсальных теорий. Так, напри­мер, возникла сеть современных теорий движения жидкостей. Базисной универсаль­ной теорией здесь служила классическая гидродинамика, описывающая движение идеальной жидкости. Эта теория, в основ­ных чертах созданная еще в середине XVIII в., к середи­не XIX в. достигла завершенной формы, исчерпав внутренние факторы совершенст­вования. Однако технический прогресс к концу XIX в. поставил перед учеными сложные прикладные проблемы (например, движение вязких жидкостей, феномены тур­булентности, смазки и т. п.), для решения которых ресурсов классической гидродина­мики явно недоставало. У ученых, столк­нувшихся с данными проблемами, возникла задача разработки новых, более конкретных моделей и концептуальных схем, способных отразить важные в свете практических запросов явления. В результате произошел существенный теоретический сдвиг, который привел к со­зданию целой сети специальных теорий — теории волновых движений жидкости, фильтрации, глиссирования, кави­тации, движения крови в сосудах. Сходные явления встречаются и в социальных науках. Например, на рубеже 1950-60-х гг. ряд теоретиков-экономистов (Г. Беккер, Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, Р. Познер и др.) предприняли весьма успешные попытки применения «зрелой» теории рационального экономического выбора для анализа проблем, традиционно не относящихся к экономике. Это движение получило название «экономического империализма», в результате которого была создана целая сеть теорий на основе единого подхода. К этой сети относятся теории человеческого капитала и теория брачного рынка, экономические теории преступности, бюрократии и расовой дискриминации, теория общественного выбора и эко­номика права.

Объединяя в себе теории различного уровня и различной функциональной направленности, сети теорий выступает интегративной формой организации теоретиче­ского знания.