Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
34
Добавлен:
27.04.2015
Размер:
129.02 Кб
Скачать

4. Отечественная культура в сфере взаимодействия «Запад-Восток»

Н. А. Бердяев пишет: «В России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Россия соединяет два мира». Действительно, одним из главных, исходных представлений для самосознания культуры России является оппозиция «Запад-Восток».

«Запад-Восток» – условная смысловая конструкция, исторически выработанная культурологической мыслью человечества для первичной (космогонической) типологии мировой культуры и характеризует символическое единство культуры человечества и ее разделенность на противоположные модели. Смысловая пара «Запад-Восток» носит ярко выраженный характер социокультурной дилеммы: или-или. Сопоставление культур Запада и Востока выявило ряд смысловых отличий между ними.

Первым мыслителем, который поднял вопрос о месте России в мире, был П. Я. Чаадаев, положивший началу западничеству. Чаадаев критически относился к российской действительности, истории, религии. Он считал, что Россия находится как бы вне времени, не имеет собственной истории, преемственности. Таким образом, Чаадаев указал на то, что Россия может стать полноценным и действительно великим государством, лишь учитывая опыт европейских государств. Петр I, по его мнению, перенес на русскую почву европейский образ жизни и сделал Россию значимой державой, которая имеет вес среди других стран.

Основателями западничества, придавшими ему социалистическую и революционно-демократическую окраску, явились А. И. Герцен и В. Г. Белинский. К числу представителей умеренного, либерального направления принадлежали Д. Л. Крюков, Т. Н. Грановский, И. С. Тургенев, К. Д. Савелин, Б. Н. Чичерин. К западникам примыкали революционеры-народовольцы: Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов и др. Они полагали, что преобразование России может произойти лишь в результате революции, которая должна решить проблемы народа.

В виде реакции на мысли Чаадаева, сформировалось славянофильство (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский и др.) – идейное движение, которое считало, что лучший вариант развития для России – это следование своим собственным путем. Свои мысли славянофилы определили кратко: православие, самодержавие, народность. Главная идея – идея соборности, то есть сочетание свободы и единства многих людей, которое достигается благодаря любви и уважению к общим для них всех ценностям. В кругах славянофилов активно поддерживалась идея богоизбранности русского народа и его особой духовной миссии.

В работе «О старом и новом» А. С. Хомяков, подобно Чаадаеву, не отрицал многих негативных черт в русской культуре, как в новой, так и в древней. Его также глубоко печалила далекая от проникнутости идеалами христианства реальность культурно-исторической жизни – и в Западной Европе, и в России. Вместе с тем Хомяков был поклонником православия и поэтому христианская, но западнически ориентированная культурологическая концепция Чаадаева его не удовлетворяла. По этой же причине в совершенно ином контексте оказывается у него и представление-надежда о будущем великом предназначении России.

Специфика культуры в Западной Европе определялась тем, что христианская церковь была здесь предельно-деятельной и сухо-практической. Обратившись к рационализму, она «создала мир прекрасный, соблазнительный, но обреченный на гибель, мир католицизма и реформаторства». Восточная церковь сумела одержать победу и над разумом, взволнованным «гордостью философии эллинской», и над мистицизмом Египта и Сирии, успокоившись «в правоте веры». Однако эллинские истоки византийской культуры, созданные предшествующей историей законодательство, искусство, формы социальной жизни вступили в противоречие «с простотой духа христианского, с истинами его любви», что и привело византийское общество и государство к гибели. Но восточное христианство успело к этому времени перейти на север, к русским славянам. Их культура уже в исходном, отправном пункте выгодно отличалась от западноевропейской, ибо на русской истории не лежало «пятно завоеваний», «кровь и вражда», а с другой стороны – их общественное устройство и общественный быт (до татарского нашествия) отличались патриархальностью и простотой. Эта социально-историческая почва, по Хомякову, и была наиболее благоприятна для утверждения истинного христианства.

Отдельно можно отметить такое направление культурологической мысли как евразийство (Л. П. Карсавин, П. Н. Савицкий, Л. Н. Гумилев и др.), которое отличается и от славянофильства, и от западничества. Евразийство настаивает на исключительности русского народа (этноса), так как он формировался не только на основе славянских, но и под сильным влиянием татарских, тюркских и угро-финских племен. Особое место отводится географическому фактору (природной среде), месту развития народов. Эта среда определяет особенности различных стран и народов, их самосознание и судьбу. Россия занимает срединное положение пространства Азии и Европы. Равнинные пространства наложили отпечаток на историю России, способствовали созданию ее своеобразного культурного лица.

Самый яркий представитель евразийства последнего времени Л. Н. Гумилев (1912-1992), русский историк, географ, автор оригинальной концепции этногенеза. Системный подход Л. Берталанфи и учение о роли биохимической энергии живого вещества В. И. Вернадского позволили Гумилеву установить наличие в исторической географии замкнутых систем, ограниченных в пространстве и во времени – этносов. Гумилев исходил из того, что этнос (народ) является организмом, жизнь которого подчинена общим законам биосферы. Для характеристики жизни этноса Гумилев вводит понятие «пассионарность». Пассионарность – это мера потенциальных возможностей этноса, эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели, обратный инстинкту, определяющий способность к сверхнапряжению. Гумилев не определял источник этой энергии, оставляя эти исследования для последующих поколений ученых.

Различие этносов между собой, по мнению Гумилева, определяется не расой, языком, религией, образованностью, а только стереотипом поведения, являющимся высшей формой активной адаптации человека в ландшафте – месте развития этноса, где этнос впервые сложился как система. Процесс рождения, развития и исчезновения этноса под воздействием получения пассионарной энергии и ее утраты есть этногенез, рассматривается новой сложившейся наукой – этнологией.

Подведем итоги. Россия занимает промежуточное, пограничное положение между Западом и Востоком. Россия внешне противостоит и Западу, и Востоку, внутренне же она является и Западом, и Востоком, то разделяя собой эти две «сверхцивилизации», то соединяя их собою в единое целое. В этом отношении Россия образует смысловую триаду и в тоже время является единым, целым с ними.

15

Соседние файлы в папке Лекции