Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
З.Фрейд.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
30.04.2015
Размер:
100.35 Кб
Скачать

Глава 3. Методы исследования бессознательного

Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения - метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Аналогично осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования. В соответствии с этим видение, например, дома в сновидениях или в галлюцинациях расценивается как символ изображения человека. Дом с гладкими стенами - образ мужчины, здание с балконом и другими выступами - образ женщины. Цифра "три" - мужские гениталии и т. д. Причем буквально все символы имеют сексуальный подтекст. Поэтому расшифровка языка бессознательного в психоаналитической философии, так или иначе, замыкается на отыскание сексуальных корней, лежащих в основе мотивационной деятельности человека.

Сновидения представляют собой особую форму проявления бессознательного. В них хранятся все тайные вытесненные бессознательные желания и чувства человека. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Но не все желания во сне имеют соответствующую форму. Очень многие сны имеют символическую форму. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой сознания. Цензурой сознания является бессознательный психический механизм, который фильтрует, изменяет и запутывает содержание мыслей, сновидений. Цензура как очень принципиальный моралист не позволяет бессознательному показать все в истинном цвете. Именно поэтому мы не может, сначала разгадать наш сон, он нам кажется бессмысленным и бесполезным. Для расшифровки таких сновидений требуется обладать основными навыками специальной интерпретации, именуемой психоанализом. Напомним, что такие сны не являются единственными в своем роде. Эти сны свойственны взрослым.

Существуют сновидения другой разновидности, здесь содержание сна явное и понятное человеку. Это детские сновидения дошкольников и инфальтильные сны взрослых людей. Детские сновидения отличаются своей простотой и безыскусностью. То, что ребенок хотел и не смог реализовать в реальной жизни днем, обязательно приснится ему ночью. Инфальтильные сновидения взрослых также имеет явное содержание. Они возникают под влиянием непосредственно предшествующих сну ярких событий прошедшего дня.

Первая его фундаментальная работа - "Толкование сновидений" - целиком была посвящена задаче исследования бессознательного посредством интерпретации различных сновидении. Однако в конце своей работы Фрейд заметил, что как реальное психическое бессознательное раскрывается "данными сновидения в столь же незначительной степени, как и внешний мир показаниями наших органов чувств". В дальнейшем, но мере разработки своей психоаналитической теории познания и изучения бессознательного, он пришел к таким, же неутешительным выводам.

Да и в клинической практике познание бессознательного с целью устранении неведения больного относительно своих душевных процессов, как основной причины возникновения неврозов, не вело к автоматическому избавлению от невротических расстройств. Исходная установка: "Знание смысла симптомов ведет к освобождению от них", - оказалась проблематичной. В принципе эта исходная установка лежала в основе психоаналитической теории познания и она ориентировала на раскрытие смысла бессознательной деятельности человека, для того чтобы за символическим языком бессознательного выявить, его скрытые тенденции и сделать их объектом сознания.

Но в теоретическом плане познание бессознательного доходило до фиксации бессознательных влечений сексуального характера и на этом останавливалось. В клинической же практике оказалось, что знание психоаналитиком бессознательных влечений пациентов вовсе не тождественно знанию больного о своей бессознательной деятельности. Даже раскрытие смысла отдельных проявлении бессознательных актов больного не освобождало его от невроза. "Наше знание о бессознательном, - замечал Фрейд, - неравноценно знанию больного; если мы сообщаем ему наше знание, то он обладает им не вместо своего бессознательного, а наряду с ним, и благодаря этому в его психике ничего не изменилось. Мы должны представить это бессознательное, должны его найти в его воспоминании, там, где оно возникло благодаря вытеснению. Это вытеснение необходимо устранить, и тогда легко может совершиться замена его бессознательного сознанием".

Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его представлениям, невротические симптомы - это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симптомов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.

Таким образом, как в теоретическом отношении, так и в практическом плане расшифровка "следов" бессознательного и выявление смысла бессознательной психической деятельности не решали окончательно вопроса о возможности понимания и осознания бессознательного психического. Ведь интерпретация бессознательных представлений, отражающихся в речи человека или в его сновидениях, что является основным объектом исследования в психоаналитической философии, может допускать самое произвольное толкование.

И наконец, претендуя на то, чтобы психоанализ рассматривался не иначе, как средство научного исследования, Фрейд в то же время делает больший акцент не на объяснение, а на описание и толкование бессознательной деятельности человека. Правда, в своих работах он подчас не проводил различий между объяснением и толкованием. Однако вполне очевидно, что за описанием и толкованием психических явлений должно стоять их объяснение.

Некоторые из проявлений бессознательного в действиях человека.

Оговорка – бессознательно детерминированное артикуляционное речевое действие, связанное с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Когда человек оговаривается, то в его ошибке можно прочитать скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорка возникает, когда бессознательные намерения и побуждения сталкиваются с сознательно поставленной целью поведения, противоречащей скрытым мотивам, и побеждают ее.

Забывание имен – другой пример бессознательного. Причиной забывания имен являются неприятные ощущения, связанные с человеком, обладающим забытым именем или событиями, ассоциирующими с этим именем. Забывание имен происходит помимо воли человека и требует много времени для восстановления забытого.

Автоматизация движений является также результатом действий бессознательных процессов. Здесь идет речь о тех движениях, которые сначала являлись осознанными, а затем перешли в область бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования являлись сознательно контролируемыми действиями (ходьба, речь; умение писать, читать, пользоваться различными инструментами, жонглирование).

Фрейдовский психоанализ в известной степени был попыткой синтезирования двух плоскостей исследования человеческой природы: не ограничиваясь исследованием природных элементов человеческого существа, он направлен и на раскрытие психических влечений человека, его внутреннего мира, смысла человеческого повеления и значения культурных и социальных образований для формирования психической жизни человека и его психологической реакции. Это в свою очередь предполагало более глубинное изучение структуры личности, поскольку при анализе и оценке человеческой деятельности исследователь постоянно сталкивался с такими поведенческими характеристиками, которые не покрывались областью сознательного и рационального в человеке.

Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования имела нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания, Фрейд же, исследуя характер и причины возникновения неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая оставалась вне поля зрения предшествующей психологии. Он оказался перед необходимостью исследования природы психического, внутреннего мира "Я" и тех структур, которые не вписывались в собственно "сознательное" в человеке, и пришел к заключению, что человеческая психика представляет собой некий конгломерат, состоящий из различных компонентов, которые по своему характеру являются не только сознательными, но и бессознательными и предсознательными.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]