Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ППЧС_тема 5 профессиональное здоровье.doc
Скачиваний:
91
Добавлен:
02.05.2015
Размер:
201.22 Кб
Скачать

1. Симптом «неадекватного избирательного реагирования».

Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное эмоциональное избирательное реагирование. В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке взаимодействия с партнерами, используя ограниченный регистр эмоций умеренной интенсивности: сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости.

Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным — уделю внимание данному партнеру, будет настроение — откликнусь на его состояния и потребности.

2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации». Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, профессионал защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о развивающейся профессиональной деформации.

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций». Такое проявление эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области — в общении с родными, приятелями и знакомыми. Часто именно семья и близкие люди становятся первой «жертвой» эмоционального выгорания.

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей». Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Фаза истощения характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

  1. Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.

  2. Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб партнерам. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».

3. Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций — с ним приходится что-то делать. Наиболее выраженная форма этого симптома: «ненавижу...», «презираю...», «взять бы автомат и всех...». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Выраженная симптоматика является противопоказанием к профессиональной деятельности.

4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о работе вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Наличие этого симптома свидетельствует о том, что психологическая защита - «выгорание» - самостоятельно уже не справляется с нагрузками.

Таким образом, эмоциональное выгорание приобретается в процессе жизнедеятельности человека и является выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Исследования синдрома выгорания в ПСО Московской области, проведенные психологом ГУ ЦЭПП МЧС России О.Ю. Голубевой, позволяют сделать вывод о том, что основными симптомами в структуре синдрома у спасателей являются: неадекватное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей (в сфере общения), эмоциональная отстраненность. Выраженной фазой является резистенция. Симптом неадекватного эмоционального реагирования у женщин-спасателей достоверно выше, чем у мужчин.

По данным И.Н. Елисеевой среди психологов МЧС России наиболее выраженными симптомами являются: эмоциональная отстраненность, неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии энергии, переживание психотравмирующих обстоятельств.

Факторы, способствующие эмоциональному выгоранию

Синдром выгорания складывается под воздействием ряда факторов – объективных и субъективных.

Объективные факторы, провоцирующие выгорание:

  • хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность

Такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.

  • дестабилизирующая организация деятельности.

Основные ее признаки общеизвестны: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума» — мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например, пациентов, принимаемых за рабочую смену, клиентов, обслуживаемых за день. При этом следует учитывать, что дестабилизирующая обстановка вызывает негативный многократный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения - клиенте, потребителе, пациенте и т. п., а затем на взаимоотношения обеих сторон;

  • повышенная ответственность за исполняемые функции и операции.

Представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов, спасателей, блюстителей общественного порядка, обслуживающего персонала. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Надо всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в него; сопереживать, сострадать, сочувствовать; предвосхищать его слова, настроения, поступки. А главное, постоянно приходится принимать на себя эмоциональные разряды партнеров.

На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных им людей - пациентов, учащихся, клиентов, пассажиров, покупателей. Особенно высока ответственность за здоровье и жизнь человека. Плата высока — нервное перенапряжение. Например, хирурги работают «на износ», ответственность и самоконтроль столь велики, что, по данным исследований, врачи этой медицинской специализации уходят из жизни раньше других своих коллег.

  • неблагополучная психологическая атмосфера профессиональ­ной деятельности

Таковая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель—подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега—коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.

  • психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения

Если вы работаете с людьми, то почти ежедневно попадается клиент или пациент, который «попортит вам нервы» или «доведет до белого каления». Невольно вы начинаете упреждать подобные случаи и прибегаете к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: «не следует обращать внимание...». В зависимости от статистики своих наблюдений, вы добавляете, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда вы не включаетесь в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению. На этой почве возникают недоразумение и конфликт — эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной.

Субъективные факторы, обусловливающие эмоциональное выгорание:

  • склонность к эмоциональной ригидности

Естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Выраженная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться.

  • интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности

Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Довольно часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых специалистов покидает профессию первые 5 лет трудового стажа. Профессионалы спустя 11 - 16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности. И один из распространенных вариантов таких стратегий – эмоциональное выгорание.

  • слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности

Здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы — безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами — материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно, «выгорать» ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности;

  • нравственные дефекты и дезориентация личности.

Возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности.

Нравственная дезориентация вызывается иными причинами — неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности.

Однако как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям.

Трудоголизм

Одним из факторов риска развития синдрома выгорания является трудоголизм. Однако, причины порождающие это явления могут разными. Так, Нотон разделяет трудоголиков на два типа: карьеристов и компульсивно-зависимых. Он предполагает, что трудоголики, вовлеченные в работу (с высокой загруженностью и низким уровнем обсессивности и компульсивности), прекрасно справляются со своей работой, удовлетворены ею и проявляют мало интереса к деятельности, не связанной с работой. В тоже время среди трудоголиков такого типа часто встречаются личности типа А, что в свою очередь является фактором риска развития синдрома выгорания. Компульсивные трудоголики (с высокой загруженностью и высоким уровнем обсессивности и компульсивности) нетерпеливы и некреативны, потому плохо справляются со своей работой.

Другие исследователи, Скотт, Мур и Микели несколько иначе разделяют трудоголиков по типам:

  • компульсивно-зависимые трудоголики настолько сконцентрированы на работе, что у них повышается уровень тревожности, стресса, а это приводит к неблагоприятным последствиям на физическом и психологическом уровне;

  • трудоголики-перфекционисты не могут позволить себе не справляться с работой, а потому подвергаются сильному стрессу, не получают удовлетворение от работы, что также ведет к физическим и психологическим последствиям;

  • трудоголики, ориентированные на достижение, не зациклены на работе, а просто усердно трудятся, чтобы достичь хороших результатов, удовлетворенности жизнью, снижения стресса и хо­рошего здоровья.

Ласт, Спенс и Робине предложили трудоголическую триаду: вовлеченность в работу, одержимость и удовольствие от работы. Трудоголики отличаются тем, что при вовлеченности в работу и одержимостью ею, уровень удовлетворенности работой низок и риск развития профессиональных деформаций высок. Предполагается, что тип, наименее предрасположенный к развитию синдрома выгорания – это энтузиасты. Они характеризуются вовлеченностью в работу и им она нравится, но они не одержимы.

Определиться относительно того, являетесь ли Вы трудоголиком, можно с помощью ориентировочной анкеты:

Трудоголик ли вы?

Варианты ответов: да, нет.

  1. Встаете ли вы рано, несмотря на то, что поздно легли? Возможен такой вариант: «Я прихожу домой и работаю до двух ночи, затем просыпаюсь в пять утра и думаю: "О-о-о, как мне плохо!"»

  2. Если ваш обед проходит в одиночестве, читаете ли вы или работаете во время еды? Многие работники считают, что обед - это занудство, потому что приходится прерывать работу, что крайне нежелательно.

  3. Составляете ли вы список того, что нужно сделать каждый день? Ежедневники и исписанные календари - непременные атрибуты ряда работников. Однако, внимательному наблюдателю иногда кажется, что основной способ времяпрепровождения таких людей состоит в поиске потерянных списков.

  4. Вам трудно «ничего не делать»? Часто люди не считают нужным и не могут заниматься релаксацией, потому что, по их мнению, невозможно сидеть без дела целых полчаса.

  5. Вы энергичны и стремитесь к соревнованию? Часто профессионалы ставят в заслугу себе то, что они спят меньше, чем другие (например, 4 часа), все остальное время посвятив работе.

  6. Работаете ли вы по выходным и в отпуске? Иногда люди считают особой заслугой то, что они работают в выходные и даже по таким праздникам, как Новый год, правда, приходиться скрывать это от членов семьи.

  7. Можете ли Вы работать всегда и везде? Ряд профессионалов работают везде и всегда: в поезде, в машине, в самолете, даже тогда, когда острой необходимости в этом нет.

  8. Трудно ли Вам уйти в отпуск? Есть люди, которые с трудом вспоминают, когда последний раз были отпуске.

  9. Когда Вы задумаетесь о выходе пенсии, возникают ли трудности, с тем, что бы представить себе, чем Вы будете заниматься? Время от времени можно услышать такую фразу: «С работы меня придется выносить в гробу!».

  10. Ничто Вам не приносит такого наслаждения, как Ваша работа? Для некоторых людей работа – это единственный источник удовольствия. Такие люди не представляют, каким другим способом они могли бы получить удовольствие.

Если Вы ответили «да» больше, чем на восемь вопросов, то, скорее всего, Вы – трудоголик.

В качестве общих рекомендаций, для того чтобы справиться с трудоголизмом, можно попробовать следующее, однако, следует заметить, что в основе этого явления могут лежать причины, не поддающиеся самокоррекции и требующие работы с психологом:

  1. Сконцентрируйтесь на том, что вам нравится делать больше всего, и попытайтесь найти способы прекратить или минимизировать занятия тем, что вам не нравится.

  2. Спросите себя: «Чем бы я мог заниматься бесплатно?» И потом попытайтесь направить свою работу по этому руслу.

  3. Используйте свое время; не позволяйте ему использовать вас. Решите для себя, сколько времени вы отныне будете отводить на работу; затем сократите свое рабочее время до этого уровня. Например, вы собираетесь перестать работать в половине седьмого вечера, договорившись с другом, совершить небольшую пробежку в шесть сорок пять. Такие приемы позволяют трудоголикам встряхнуться и тем самым разнообразить свою жизнь.

  4. Подружитесь с коллегами. Организуйте с ними позитивное времяпрепровождение.

  5. Оставьте свободное время в вашем рабочем расписании. Например, если у вас каждые полчаса назначены рабочие встречи, попытайтесь перестроить свой график и назначать встречи каждые сорок пять минут.

  6. Научитесь говорить «нет» новым требованиям к вашему времени. Если вам трудно это сделать, скажите, что вам нужно подумать над этим, и откажитесь позже.

  7. Оформите рабочее место по своему вкусу, сделайте так, чтобы оно приносило вам удовольствие. Вы заслуживаете этого.

  8. Попытайтесь не забывать о приятных моментах своей работы: удовольствие от выполненного задания, свобода и возможность быть полезным другим или что-то иное.

  9. Усердная вовлеченность в работу подразумевает хороший объем отчетности о том, как вы работаете. Как можно переструктурировать вашу работу, чтобы она стала приносить вам больше удовлетворения?

Вдобавок к этим предложениям не забывайте о том, что трудоголикам нравится работать, а потому они могут не заметить того вреда, который причиняют себе. Их семьи страдают больше, чем сами трудоголики, потому что семье уделяется меньше времени, на их плечи ложится большее количество домашних хлопот из-за стиля работы трудоголиков. Чтобы предотвратить пагубное влияние трудоголизма на семью, необходимо выделить время для семейных дел, чтобы «снять» трудоголика с телефона или отвлечь от решения трудовых проблем. Выезд на природу будет удачной для этого возможностью.