Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Geopolitika.docx
Скачиваний:
82
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
138.8 Кб
Скачать

3. Концепция «Хартленда» Маккиндера

Хартленда теория — учение английского географа, историка и теоретика международных отношений Маккиндера. Фундаментальной идеей явились представления о мировой истории как конфронтации между континентальными и океанскими державами. На примере противостояния Британской и Российской империи ученый показал преимущества континентальной державы. Им выделяется понятие «Мировой остров», включающий континенты Евразию и Африку. Самую недоступную часть мирового острова он назвал хартлендом, где реки впадают во внутренние моря, либо в Северный Ледовитый океан. Хартленд - стержневое пространство (Сердцевина Земли или Евразия), недоступное для морских держав. Таврида рассматривалась как геополитический центр хартленда.

Маккиндер подчеркивал необходимость рассматривать процесс освоения Земли человеком во временной перспективе. По его убеждению география изучает настоящее в свете прошлого, а мировая история есть непрерывная борьба двух начал, двух цивилизаций - океанской и континентальной. Отсюда и сегодня берут истоки геополитические концепции «атлантистов» и «евразийцев». После окончания Первой мировой войны Маккиндер доказывал необходимость создания буферной зоны из небольших государств, разделяющих Германию и Россию. Взгляд на глобальную стратегию ученый изложил в ставшем знаменитым изречении: «Тот, кто правит Восточной Европой, господствует над хартлендом; тот, кто правит хартлендом, господствует над Мировым островом; тот, кто правит Мировым островом, господствует над миром». Если Германия и Россия вступят в союз или Германия сможет завоевать Россию, то создадутся условия для мирового господства. Союз Германии с Россией мог положить конец мировому господству Британской империи.

В разгар Второй мировой войны Маккиндер подверг значительной ревизии свою концепцию хартленда. С учетом новых реалий — союза СССР, Великобритании и США он включает в хартленд Северную Атлантику, ставшую новым «средиземным океаном». Это пространство он рассматривает как опорный регион Земли, противовесом которого может стать другой, муссонный регион Индии и Китая (Юго-Восточной Азии). Здесь автор отказался от жесткого дихотомического противопоставления сухопутных и морских держав. Геополитические оси Берлин - Рим - Токио и Москва - Лондон - Вашингтон подрывали его прежние конструкции. Маккиндер призывает западные державы сообща отстаивать ценности «атлантической цивилизации». Это практическое завещание ученого было реализовано западными лидерами в создании военно-политического блока НАТО.

4. Предпосылки немецкой классической геополитики. Концепция государтсва Челлена.

На рубеже XIX и XX веков в осмыслении влияния географических условий на жизнь общества произошел качественный скачок. Кон­цепции географического детерминизма обрели сначала вид «полити­ческой географии», а затем трансформировались в геополитику. Этот скачок был предопределен глубокими изменениями в мире: переходом от разрозненности регионов к целостности в масштабах планеты.

Основы «политической географии» заложил немецкий этнограф и географ Фридрих Ратцель. Создателями геополитики были швед­ский географ и государствовед Рудольф Челлен, американский адми­рал Альфред Мэхэн, британский географ и политик Хэлфорд Маккиндер, немецкий исследователь Карл Хаусхофер и французский географ Поль Видаль де ла Блаш.

А. Мэхэна и X. Маккиндера принято считать родоначальниками «океанского» направления западной геополитики, которое исходило из особенностей географического положения ведущих морских дер­жав — США и Великобритании — и обслуживало интересы правя­щих кругов этих стран. Р. Челлен и К. Хаусхофер стоят у истоков «континентального» направления в геополитике, проявившегося в нацистской Германии.

На практике зачастую создатели различных концепций тесно контактировали с политиками, стояв­шими у власти А. Мэхэн с Т. Рузвельтом, X. Маккиндер с лордом Дж. Керзоном, К. Хаусхофер с Р. Гессом и А. Гитлером и др.

Геополитика выделилась из политической географии и как наука получила признание когда были сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения влияния пространственных факторов на политические про­цессы.

Французский геополитик, профессор Пьер Галлуа (р. 1911), рассматривая геополитику как науку, изучающую отно­шения между властной политикой в международном плане и географическими рамками, в которых она проводится, выделял три исторических этапа в ее развитии.

Первый - протогеополитика, ведущая отсчет от ранних этапов человеческого развития до первой промышленной революции. Она основана на географическом фатализме.

Второй - конфронтационная геополитика. Начало ей положила промышленная революция, приведшая к хищнической эксплуатации человеком окружающей природной среды, что привело к обострению глобаль­ных проблем и угрозе существованию человечества.

Третий - неконфронтационная геополитика. К жизни она вызвана тем, что природа начинает «мстить за себя», заставляя государства и политиков «считаться с собой». Появляется необхо­димость согласованных действий всех формальных и неформальных членов международного сообщества в выработке и реализации об­щепланетарной геополитики, в основе которой лежали бы интересы спасения цивилизации для будущих поколений.

Геополитика в современном понимании как область исследования международных отношений и мирового сообщества сформировалась на рубеже XIX—XX вв. В границах классической геополитики традиционные представления о международных отношениях основывались на том, что главными акторами (субъектами) международной политики являются нацио­нальные государства, положение которых в глобальной политике зависит от территории и местоположения. В трактовке отцов — ос­нователей геополитики центральное место в детерминации между­народной политики того или иного государства отводилось его гео­графическому положению. Мощь государства, считают они, прочно коренится в природе самой земли. Смысл геополитики виделся им в выдвижении на передний план пространственного, территори­ального начала. Поэтому главная задача геополитики усматрива­лась в изучении государства как пространственно-географического феномена и постижении природы их взаимодействия друг с другом. Философские предпосылки возникновения геополитики были под­готовлены всем ходом эволюции научной мысли того периода.

Теоретические основы классической политики

Теоретические основы классической геополитики составляли принципы, концепции и методы, господствовавшие в XIX—XX вв. в естест­венных, социальных и гуманитарных науках. Основатели геополитики перенесли их на анализ международных отношений.

1. Основополагающим принципом геополитики был географиче­ский детерминизм. Географический детерминизм основывается на признании того, что именно географический фактор, т.е. месторас­положение страны, ее природно-климатические условия, близость или отдаленность от морей и океанов и другие параметры опреде­ляют основные направления общественно-исторического развития того или иного народа, его характер, поведение на международно-политической арене и т.д.

2. Интерпретация государства как основного субъекта геополи­тического пространства осуществлялась на основе органического подхода, взятого из социологии. Представители органической школы в социологии в конце XIX — начале XX в. в России (П.Ф. Лилиенфельд, А.И. Стронин) и за рубежом (А. Шеффле, Р. Вормс, А. Эспинас) рассматривали общество как своеобразный биологический организм, отождествляя социальные закономерно­сти с биологическими.

Классическая геополитика рассматривала государство как географический или пространственно-территориальный организм, обладающий осо­быми физико-географическими, природными, ресурсными, люд­скими и иными параметрами, собственным неповторимым обликом и руководствующийся исключительно собственными волей и инте­ресами. Использование понятия организма при объяснении мирового порядка по­зволяло рассматривать поведение государств в сфере международ­ной политики как предсказуемое, подчиняющееся действию стро­гих естественно-исторических законов.

3. Научная модель изучения геополитических перемен опира­лась на социал-дарвинизм, согласно которому понять природу по­стоянно меняющегося мирового порядка позволял закон борьбы за существование, в ходе которой выживает сильнейший.

Социал-дарвинизм является результатом комбинации двух идей в середине XIX в.: позитивизма О. Конта (1798—1857), исходивше­го из посылки, что наука способна проникнуть в тайны общества, и теории эволюции Ч. Дарвина, предложившего модель изучения перемен.

Согласно социал-дарвинизму войны, конфликты и экономиче­ская конкуренция естественны, так как являются инструментом эволюции нации. В соответствии с этой идеей, первоначально гео­политика понималась всецело в терминах завоевания и прямого (во­енного или политического) контроля над соответствующими терри­ториями. Лишь в современных условиях геополитика как научная концепция на глобальном уровне была призвана выявлять и про­гнозировать динамику пространственных границ силовых полей разного характера — военных, экономических, политических, цивилизационных и экологических.

Теория силы государства Р. Челлена.

Все основные положения геополитики были сформулированы другим шведским ученым Р. Челленом (1864 — 1922). Для него геополитика представляла науку о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве. Он уподоблял государство живому и мыслящему организму, существующему на земле благодаря собственной жизненной силе и подобно организмам живой природы, ведущего борьбу за существование и проходящего все циклы развития от зарождения до умирания.

Поскольку он исходил из положения, что борьба за существование естественная форма жизни государства, постольку и война представлялась лишь как одно из проявлений этой формы борьбы за географическое пространство. Р. Челлен утверждал, что жизнеспособность государства обеспечивает, в первую очередь, сила и лишь затем право, поддерживаемое этой силой. Задача права обеспечивать идеолого-нравственные условия применения этой силы.

Исходя из своей концепции роли силы в геополитике, Р. Челлен не сомневался, что малые страны в силу своего географического положения будут подчинены великим державам, способным их объединить в большие географические и хозяйственные комплексы. И если в предшествующие периоды, считал он, эту роль выполняли Британия и Россия, то в начале XX в. на европейском континенте ее предстояло сыграть Германии. По его мнению, именно она обладала так называемым «осевым динамизмом» в Европе и поэтому он предлагал создать германо-нордический союз во главе с Германской империей.

Экспансионизм великих держав возводился Р. Челленом в ранг закона природы. Великая держава, опираясь на свое военное могущество, выдвигает требования и простирает влияние далеко за пределы своих границ. В условиях, когда мир уже поделен между великими державами, остается, естественно, лишь одна возможность — отвоевать захваченное другой великой державой пространство.

Идеи Р. Челлена были усвоены и развиты в 20 — 30-е гг. XX в. германским ученым К. Хаусхофером.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]