Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МИграционная ситуация в приволжском округе.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
13.08.2013
Размер:
65.54 Кб
Скачать

Миграционная ситуация

в Приволжском федеральном округе

Артоболевский С.С., Бадыштова И.М.,

Зайончковская Ж.А., Лухманов Д.Н., Мкртчян Н.В.

2. Современные миграционные процессы в ПФО

2.1. Резюме

В течении 1990-х миграционная ситуация в округе, как и в России в целом, определялась последствиями распада СССР. К настоящему времени миграционный прилив, спровоцированный этим распадом и в значительной мере носивший спонтанный характер, завершился, обозначая переход к качественно иному этапу развития, когда обеспечение притока населения требует целенаправленных управляющих воздействий.

Миграционные процессы свидетельствуют о стагнации развития округа, аморфности его социально-экономического ландшафта, отсутствии динамичных полюсов роста. В результате округ теряет привлекательность для мигрантов, все более превращаясь в транзитную территорию на пути западного дрейфа населения России. Это в сочетании с ограничительной миграционной политикой на федеральном уровне угрожает округу ускорением темпов сокращения населения и дефицитом труда в будущем.

Приволжский округ расположен на пути устойчивого внутрироссийского западного миграционного дрейфа, направленного в Центральный округ: ПФО получает население с востока и севера и отдает в Центр. Транзитность округа выражена тем сильнее, чем слабее миграция из стран СНГ в Россию и, следовательно, чем в большей мере для обеспечения потребностей Центра подключается внутренняя миграция. Резкое сокращение миграции из стран СНГ в последние годы уже привело к трехкратному росту общей убыли населения ПФО и утрате его преимуществ перед другими округами (кроме Центрального) по привлекательности для мигрантов. Жесткая миграционная политика по отношению к гражданам СНГ угрожает ПФО (как и другим округам) потерями населения в пользу Центрального округа.

Как показали внутрирегиональные исследования, процесс сокращения численности населения стал почти повсеместным явлением, миграция не всегда компенсирует естественную убыль даже в пограничных с Казахстаном районах. Крупнейшие города округа стагнируют и слабо притягивают даже окружающее население.

Титульные народы республик, входящих в ПФО, постепенно стягиваются в их пределы (кроме мордвы), однако этот процесс идет медленно, в небольших масштабах и не может серьезно изменить сложившийся межэтнический баланс.

2.2. Приволжский округ на фоне России

Миграционный тренд Приволжского округа практически повторяет общероссийский: и для того и для другого характерен подъем в начале 1990-х, а затем быстрое падение почти до нулевых отметок к 2001 году (рис. 2.1.).

Рис. 2.1. Миграционный прирост населения ПФО и Российской Федерации в 1989-2001 гг., тыс. человек

Увеличение миграционного прироста ПФО в 1991-1995 гг. как и по России в целом, было обусловлено главным образом сокращением выезда из округа, а не ростом въезда, как принято думать. Напротив, уменьшение прироста в последующем обусловлено в основном сокращением въезда (рис. 2.2.). В целом, миграционный прирост во второй половине 1990-х был почти в 2 раза меньше, чем в первой (408 и 758 тыс. человек соответственно).

В Приволжском округе до 1995 г. миграция не только полностью компенсировала естественную убыль населения, но и обеспечила некоторый его рост (на 337 тыс. человек или более чем на 1% за 1991-1995 гг.), тогда как по России население сократилось (на 0,3%). В последующем население округа убывало почти так же быстро, как и по стране в целом (-1,8% по округу и –2,5% по России за 1996-2001 гг.). Если в 1996-1998 гг. миграция все же возместила значительную часть естественной убыли населения в округе (65%), то в последние годы ее роль сошла на нет. В основном вследствие уменьшения миграции размеры сокращения численности населения в округе почти утроились (469 тыс. человек в 1999-2001 гг. против 154,5 тыс. человек в 1996-1998 гг.) (рис. 2.3.).

Рис. 2.2. Численность прибывших и выбывших в 1990-2001 гг. (тыс. человек)

А — Российская Федерация, Б — Приволжский федеральный округ

Рис. 2.3. Прирост численности населения ПФО по компонентам в 1992-2001 гг., тыс. человек

Окружные миграционные тренды по городскому и сельскому населению в общих чертах тоже очень похожи на российские (рис. 2.4.). И для тех и для других характерен поворот миграционных потоков в сторону села и низкий уровень миграционного прироста в городах, свидетельствующий о затянувшейся стагнации процессов урбанизации как в стране, так и в округе.

Приток в сельскую местность в Приволжском округе по интенсивности более чем в 2 раза превзошел среднероссийский уровень. За 1992-2000 гг. (пока продолжался приток) сельская местность ПФО получила благодаря миграции 336 тыс. человек населения (3,6% к населению на начало 1992 г.) со сравнительно молодой возрастной структурой, что замедлило депопуляцию села. В самые последние годы приток в сельскую местность прекратился, но не из-за того, что усилилась привлекательность городов, а вследствие сокращения общего миграционного притока в округ.

Рис. 2.4. Миграционный прирост городского и сельского населения в 1989-2001 гг., на 10000 чел.

А — Российская Федерация, Б — Приволжский федеральный округ

2.3. Приволжский округ на фоне других федеральных округов

На миграционной карте России ПФО занимает вторую после Центрального округа позицию по привлекательности для мигрантов, но его преимущество на фоне других округов быстро убывает. Если в 1991-1995 гг. ПФО уступал Центру по миграционному приросту меньше, чем на 20% (уступая тогда немного и Южному округу), то в следующем пятилетии разрыв стал двукратным (рис. 2.5., приложение 2.1.).

По относительной величине миграционного прироста за счет внешней миграции Приволжский округ уступает Центральному и Южному округам, а за счет внутренней межокружной миграции — одному Центральному (рис. 2.6).

Решающую роль в миграционном пополнении населения ПФО играет поток из стран СНГ, который в период 1991-2000 гг. превзошел внутрироссийский поток более, чем в 3 раза: всего за 10 лет нетто-миграция в округ составила 1165 тыс. человек, в том числе за счет внешней миграции — 871 тыс. и внутрироссийской — 295 тыс. человек. При этом роль внешней миграции возрастает (рис. 2.7. и 2.8.), а участие в ней других стран, кроме СНГ, ничтожно (за 10 лет миграция из других стран составила 36,1 тыс. человек, эмигрировало за пределы СНГ 109 тыс. человек).

Во второй половине 1990-х иммиграция в округ из стран СНГ быстро сокращалась (с 229 тыс. человек в 1994 г., когда она была максимальной, до 35,2 тыс. человек в 2001 г.), что привело к сокращению миграционного прироста за счет этих стран (со 199 тыс. человек до 26,4 тыс. человек соответственно, приложение 2.2.).

В ПФО в основном прибывает население из Казахстана и Средней Азии. Эти два региона обеспечивают три четверти миграционного прироста, полученного за счет стран СНГ (рис. 2.9.). Заметно участие стран Закавказья, представленных поровну (вместе 11%) и Украины (10%). Структура миграционного прироста по странам СНГ довольно устойчива (рис. 2.10.).

Для внутрироссийских миграций характерен ярко выраженный западный дрейф, когда каждый регион отдает население на запад и пополняет его за счет восточных регионов. По мере сокращения притока из стран СНГ транзитная роль СНГ усиливается.

Итоги миграционного обмена ПФО с другими округами за десятилетие 1990-х можно видеть на рисунке 2.11. По результатам внутрироссийской миграции Приволжский округ в последние десятилетие уступает только Центральному. Устойчивый отток населения из округа идет в столичный регион, Санкт-Петербург с областью, в Краснодарский край и соседнюю Челябинскую область. Получает округ население из Европейского Севера, большинства субъектов Южного и Уральского округов, Сибири и Дальнего Востока. Наиболее интенсивные связи округ имеет с соседними областями Уральского, Южного и Центрального округов.

В 1991-1995 гг. ПФО имел положительный баланс в обмене со всеми округами. Сокращение притока из стран СНГ эхом отозвалось на внутренних миграциях, резко усилив аккумулирующую роль Центра, которому стал отдавать население и ПФО. Центральный округ в последние годы был единственным, где миграционный прирост почти не сократился. Его притягательность проявляется все более резко, превзойдя по силе уровень 1980-х гг.

Рис 2.11. Нетто-миграция населения Приволжского Федерального округа с другими округами в 1991-2000 годах

В Приволжском же округе миграционный прирост за счет межокружной миграции упал с 215 тыс. человек в 1991-1995 гг. до 79,5 тыс. человек в последующие 5 лет (приложение 2.3.). Это падение было обусловлено не только оттоком в Центр, но и уменьшением притока из других округов.

В 1991-1995 гг. в Центральном и Поволжском округах «осели» равные части мигрантов с востока — по 30,5% миграционных потерь Уральского, Сибирского и Дальневосточного округов вместе, а в 1996-2000 гг. на Центр пришлась почти половина этого потока, тогда как доля ПФО упала до 22%. Такая динамика непосредственно свидетельствует об усилении транзитности ПФО во внутрироссийских миграциях.

Внутрироссийская миграция в перспективе не может быть существенным демографическим донором для ПФО вследствие усиления центростремительности потоков, обусловленного самой высокой естественной убылью населения в Центральном округе в сочетании с высоким потенциалом и быстрым развитием Московского мегаполиса.

Приток мигрантов в округ в значительной степени зависит от потока из стран СНГ. Миграционный потенциал этих стран, в особенности Казахстана и Средней Азии достаточен, чтобы удовлетворить дополнительную потребность России в трудовых ресурсах, по крайней мере, до 2010 г.. Однако, чтобы «взять» этот потенциал, нужна во-первых, либеральная миграционная политика, во-вторых — развитый рынок жилья. Если эти предложения не будут реализованы, все большая часть потока из Центральной Азии будет следовать в Центр, а ПФО придется ориентироваться на мигрантов из Китая и других стран либо развиваться в условиях быстро убывающего населения и демографического опустения значительной части территории.