Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история.docx
Скачиваний:
402
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
134.27 Кб
Скачать

33.Ссср в эпоху «Застоя» л.И. Брежнева: социально-экономическое и политическое развитие страны. Попытки реформ. Диссидентское движение.

Эпо́ха засто́я — используемое в публицистике обозначение эпохи «развитогосоциализма», периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия — с момента прихода к власти Л. И. Брежнева (1964)[источник не указан 430 дней] до XXVII съездаКПСС (февраль 1986), а ещё точнее — до январского Пленума 1987 года, после которого в СССР были развернуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества.

В 1964—1986 гг происходило развитие страны. Строились новые города и поселки, заводы и фабрики, дворцы культуры и стадионы; создавались вузы, открывались новые школы и больницы. СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук. Определенные достижения наблюдались в образовании, медицине, системе социального обеспечения. Всемирную известность и признание получило творчество известных деятелей культуры. Высоких результатов на международной арене достигали советские спортсмены. В самостоятельную жизнь входило новое поколение энергичных и любознательных молодых людей[источник не указан 332 дня].

Термин «застой» ведёт своё происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС, прочитанного М. С. Горбачёвым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах[1]. Чаще всего этим термином обозначается период от прихода Л. И. Брежнева к власти (середина 1960-х) до начала перестройки (вторая половина 1980-х), отмеченный отсутствием каких-либо серьёзных потрясений в политической жизни страны, а также социальной стабильностью и относительно высоким уровнем жизни (в противовес эпохе 1920-х—1950-х годов).

С другой стороны, зависимость от экспорта полезных ископаемых привела к отсутствию необходимых реформ в экономике. К середине 1970-х годов рост нересурсных секторов экономики значительно замедлился[2][3][4][5]. Признаками этого были отставание в высокотехнологических областях, плохое качество продукции, неэффективное производство и низкий уровень производительности труда. Проблемы переживало сельское хозяйство, и страна тратила большие деньги для закупок продовольствия. Значительно выросла коррупция, а инакомыслие преследовалось по закону .

Сторонники обозначения указанного периода как «застойного» связывают стабильность советской экономики того времени с нефтяным бумом 1970-х [13]. По их мнению, эта ситуация лишала руководство страны каких-либо стимулов к модернизации хозяйственной и общественной жизни, что усугублялось преклонным возрастом и слабым здоровьем высших руководителей. Фактически же в экономике нарастали негативные тенденции, увеличивалось техническое и технологическое отставание от капиталистических стран. С падением цен на нефть к середине 1980-х у части партийного и хозяйственного руководства появилось сознание необходимости реформирования экономики. Это совпало с приходом к власти самого молодого на тот момент члена Политбюро ЦК КПСС — Михаила Горбачёва. Вместе с тем, первые два года с момента занятия М. С. Горбачёвым поста генсека (с марта 1985 по январь 1987), несмотря на официальное признание существующих трудностей, существенных перемен в жизни страны не наблюдалось. Этот период стал своего рода «затишьем перед бурей», которая «разразилась» после январского Пленума 1987 года, объявившего Перестройку официальной государственной идеологией и ставшего отправным моментом радикальных преобразований во всех сферах жизни общества.

ДИССИДЕ́НТСКОЕ ДВИЖЕ́НИЕ В СССР — нравств., политич. и творческое сопротивление сов. режиму в 1956—85, в разл. слоях сов. общества, в первую очередь — интеллигенции. Толчок Д. Д. дал 20 съезд КПСС и частичная реабилитация жертв сталинизма, начавшийся период "оттепели" в обществ. жизни.

Хрущев использовал антисталинские настроения среди интеллигенции. По его личному указанию был опубликован рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», показывающий жизнь в сталинском лагере. Критике культа личности отдали дань многие журналисты, писатели, мемуаристы, военные. Но некоторые начали критиковать советскую, социалистическую систему. В конце 1950-х гг. появились первые диссиденты, то есть люди, не согласные с порядками, существовавшими в стране. При Брежневе для борьбы с диссидентами Ю. В. Андропов создал в КГБ специальное управление.

Диссиденты в разных формах выступали за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), против преследования инакомыслия, протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968) и Афганистан (1979). Получила распространение практика судебного преследования инакомыслящих литераторов, ученых, художников. Многие были осуждены по сфабрикованным обвинениям в шпионаже, государственной измене и т. п., принудительно помещены в психиатрические лечебницы («карательная психиатрия»). Критика существующей системы рассматривалась как уголовное преступление («антисоветская агитация»). Через тюрьму прошли литераторы Ю. Даниэль и А. Синявский, в ссылке оказался академик-атомщик и правозащитник А. Сахаров, в психиатрическую больницу попал автор антисталинских воспоминаний и создатель «Союза борьбы за возрождение ленинизма» генерал П. Григоренко. Некоторые высылались за границу. Были лишены советского гражданства и оказались в эмиграции писатели Г. Владимов, В. Войнович, В. Некрасов, А. Солженицын, поэт И. Бродский, режиссеры Ю. Любимов и А. Тарковский, музыкант М. Ростропович и др. Одни оставались за границей при первой же возможности, другие становились так называемыми невыездными — государственные органы не давали разрешения на выезд за границу. Все средства массовой информации, все издательства контролировались Коммунистической партией и государством. Возможности для независимого художественного творчества были сведены к нулю. Появились «самиздат» и «тамиздат». В первом случае речь шла о нелегальном распространении некоторых запрещенных и «непроходных» произведений внутри страны. Во втором случае произведения советских авторов тайно передавались за границу, распространялись там и различными путями ввозились в СССР.

За исключением части интеллигенции абсолютное большинство населения считало, что «плетью обуха не перешибешь». В стране утверждалась атмосфера равнодушия, безысходности, социальной апатии.