Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Партизанское движение на Брянщине.doc
Скачиваний:
94
Добавлен:
13.08.2013
Размер:
267.78 Кб
Скачать

13 Июля 1942 в. Жуков, Булганин

«7 июля из Рославля через Брянск на Жиздра прошло 400 автомашин, свыше 50 орудий на прицепах, до 40 танков. Движение продолжалось до 9 июля.

С Брянск-2 усилилось движение поездов на Жиздра. С 3по9 июля прошло 15-18 эшелонов с солдатами, автомашинами, пушками и 20-30 танков 7 июля с Брянск на Жиздра отправлены зенитные орудия среднего калибра».

В октябре-декабре 1941 г. партизанские отряды уже повсеместно начали боевые действия.

Уничтожая на местах изменников Родины-пособников оккупантов, народные мстители не только дезорганизовывали аппарат управления фашистских властей, но и накапливали боевой опыт, укрепляли веру населения в возможность успешной борьбы с немецкими захватчиками, показывали её конкретные пути.

В этот период подпольные партийные и комсомольские организации, а также коммунисты и комсомольцы, находившиеся в партизанских отрядах, развернули массово-политическую работу среди населения, противопоставляя её фашистской пропаганде.

Партийные организации раскрывали перед трудящимися всю глубину опасности, нависшей над Родиной, изо дня в день разъясняли благородные цели войны Советского Союза, воодушевляя народ и направляя все его силы на сопротивление врагу. В городах и сёлах партизаны и подпольные организации распространяли принимаемые по радио сводки Совинформбюро, листовки и обращения, проводили собрания и беседы с населением. Агитационная работа особенно усилилась в связи с празднованием 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Во многих населённых пунктах Брянщины, из которых партизанами были изгнаны оккупанты, собрания с населением проводились открыто.

Массово-политическая работа была настолько действенной, что оказывала влияние даже на немецких ставленников - старост, старшин, полицейских и им подобных. Активное участие в этой работе под руководством коммунистов принимали комсомольцы, подростки.

Так, в Навлинском районе (секретарь подпольного РК комсомола Липа Карпова) комсомольцы-подпольщики Миша Князев, Валя Калинина, Лена Тимошина, Вася Шакин, Дуся Рябых, Мария Дунаева, Полина Рябцева и другие распространяли среди населения листовки и сводки Совинформбюро, сообщали партизанам о настроениях населения, передавали им разведданные о вражеских войсках, о движении фашистских эшелонов через железнодорожную станцию Навля, переправляли в партизанский отряд военнослужащих Красной Армии, попавших в окружение.

Четырнадцатилетний подросток Вася Борисенко из Суземского района неоднократно со своими сверстниками пробирался во вражеский гарнизон и добывал ценные разведданные о противнике, которые потом передавались за линию фронта командованию Красной Армии.

Огромную массово-политическую работу в этот период проводили комсомольцы и молодёжь Дятьковского, Брянского, Клетнян-скоп), Жуковского, Комаричского, Мглинско-го и других районов Брянщины.

Большое значение для развития партизанского движения в конце 1941 - начале 1942 г. имел разгром Красной Армией гитлеровских войск под Москвой. Весть о поражении немецко-фашистских войск быстро облетела всю оккупированную территорию. Большой радостью были наполнены сердца советских людей, находившихся в тылу врага. Они воочию убедились в том, что «непобедимая» гитлеровская армия может быть не только остановлена, но и разбита.

Операции Красной Армии зимой 1941 -42 г. заставили оккупантов бросить на фронт даже те резервы, которые они привлекали для борьбы с партизанами в оккупированных городах и сёлах Брянщины. Это в значительной мере способствовало усилению боевых действий партизанских отрядов, облегчало политическую и организаторскую работу по мобилизации населения на борьбу с захватчиками: подпольные партийные и комсомольские организации в оставленных немцами населённых пунктах стали открыто проводить собрания, митинги, доклады и беседы.

Используя в своей массово-политической работе успехи Красной Армии на фронте, подпольные организации добились такого положения, когда трудящиеся области с каждым днём активизировали свои действия против врага. Если в начальный период войны некоторая часть населения ещё вела себя пассивно, то вскоре после разгрома немцев под Москвой, под воздействием массово-политической работы, проводимой подпольщиками и партизанами, а также советским тылом, и эта часть населения всеми силами стала стараться помочь партизанам словом и делом. В партизанские отряды вступали целыми семьями и даже населёнными пунктами. Так, Зубов Георгий Ипатьевич из деревни Берёзовка Погарского района вступил в партизанский отряд вместе со всей семьёй. Георгий Ипатьевич стал старшиной, его жена - медсестрой, а сыновья Володя, Михаил и Юра образовали пулемётный расчёт.

Филипп Антонович Лобачёв из деревни Глыбочка Навлинского района в партизанский отряд вступил с женой и двумя сыновьями. Филипп Антонович ведал хозяйственной частью, его жена готовила для партизан пищу, а сыновья были разведчиками.

Партизанский отряд им. Кутузова Трубчевского района был полностью сформирован из жителей Радутинского сельского Совета (куда входили населённые пункты Дятьковичи, Радутино, Субботово, Рожок и Глинск). Отрядим. Куйбышева сформировали из жителей села Рябчовск, а жители сёл Острая Лука и Дольск создали отряд им. Ленина.

В Навлинском районе таким путём было создано 12 партизанских отрядов, в Суземском районе - 8, в Дубровском - 5 и т. д.

Население Брянщины на территориях, оккупированных врагом, повсеместно активно поддерживало партизан. Газета «За Родину», выходившая на территории Суземского района, писала: «24 мая 1942 г. секретарь партбюро партизанского отряда Олейников в селе Смелиж проводил собрание по разъяснению первомайского приказа Главнокомандующего, присутствовало 200 человек. Колхозники на этом собрании в один голос заявили: «Мы готовы помочь партизанам продуктами питания, оружием, боеприпасами и людьми, чтобы скорее вы изгнали с нашей земли врага!».

Трудящиеся, воспитанные при Советской власти, понимали, что в тяжёлое для нашей страны время их долг - способствовать развёртыванию и усилению всенародной борьбы с фашистскими агрессорами. Они стремились помочь партизанским отрядам всем, что только можно было сделать в тех сложных и трудных условиях, проявляли при этом каждодневный героизм и самоотверженность.

Когда подпольные партийные органы и командование партизанских отрядов в первоначальный период выдвинули, как одну из главных задач, сбор оружия и боеприпасов, оставшихся на полях сражений, мирные жители приняли в этом самое активное участие. В каждом населённом пункте создавались специальные бригады из мирных жителей (подростков, стариков и женщин) по сбору оружия и боеприпасов для партизанских отрядов. В Южном Брянском партизанском крае на июнь 1942 г. население собрало, отремонтировало и передало народным мстителям Трубчевского, Суземского, Навлинского, Брасовского, Севского районов 13танков, 2 танкетки, 5 бронемашин, 137 миномётов, 11 орудий, 12300 винтовок, 55 тыс. снарядов, 7 тыс. мин, 112 станковых и 395 ручных пулемётов, 5 млн. патронов.

О помощи населения Брянщины прославленный командир украинского партизанского соединения, дважды Герой Советского Союза С. А. Ковпак вспоминает: «Мы узнали от местных жителей, что в районе Хинельских лесов (Севский район) танковые и кавалерийские части Красной Армии вели тяжелые оборонительные бои с фашистами. После боёв колхозники собрали много различного оружия и снаряжения. После обращения к ним наших уполномоченных о сборе оружия и передаче его партизанам население горячо откликнулось. В течение трёх дней привезли столько пистолетов, патронов, сёдел и другого имущества, что нам хватило экипировать всех бойцов».

Население Дятьковского, Трубчевского, Навлинского, Суземского, Клетнянского и других районов принимало активное участие в строительстве оборонительных сооружений и аэродромов: добровольные помощники корчевали пни, засыпали ямы и укатывали поля Старики, женщины и даже дети работали на строительстве от зари до зари, не щадя своих сил.

Приведённые примеры говорят о высоком патриотизме и преданности Родине населения Брянщины...

Партизанское движение в нашем крае принимало характер всенародного восстания против нацистов. Вот что писал начальник навлинской управы Покровский своему начальнику Островскому в Брянск: «Кто явится ответственным за оставленные семьи работников, которые состоят на службе охраны районной управы? Ежедневно с мест поступают тревожные сведения о разгроме партизанами полицейских гарнизонов, сельских управ. Одним словом, жертв не перечтёшь... Умоляю вас, примите все меры, зависимые от вас, и пришлите подкрепление сюда для спасения людей, продолжающих работать в управе и в охране. Отряд нужен с миномётами. Либо вы пришлёте отряд, либо оставите нас на гибель.

Одновременно скажу, что дела управы неважные. Налоговые сборы проходят неудовлетворительно...».

Таким образом, фашистское командование вынуждено было уже в первые месяцы войны внести существенные коррективы в состав и численность карательных органов, предназначенных для обеспечения безопасности тыловых районов армий и установления пресловутого «нового порядка»...

Зима 1941-42 г. была самым трудным временем в развитии партизанского движения. Жизнь зимой в лесу, вопросы самообеспечения питанием, одеждой, оружием и боеприпасами, сложность боевых действий, насыщенность населённых пунктов вражескими войсками создавали для партизан большие трудности.

Западногерманский историк Эрих Хессе, анализируя итоги второй мировой войны, сделал правильный вывод о том, что «без помощи со стороны гражданского населения... группы (партизан - Т. Д.) едва ли смогли существовать дальше, тем более, что в зимние месяцы определённые лесные районы, занятые партизанами, были блокированы германскими охранными войсками».

Однако партизаны Брянщины сумели приспособиться к зимним условиям и выдержали это испытание. Благодаря помощи населения и трофеям, тем запасам, которые были завезены на партизанские базы до оккупации районов, народные мстители имели необходимый минимум одежды, обуви и продовольствия.

В сообщении службы полиции и СД № 10 за февраль 1942 г. отмечалось, что «на центральном участке фронта деятельность партизан ещё более возросла и сильный мороз не вызвал ослабления этой деятельности».

О масштабах партизанского движения свидетельствует приказ № 1 немецкого генерала Блацмана от 15 февраля 1942 г., в котором говорится:

«Разведкой установлено большое количество партизан. Партизаны хорошо одеты, обуты, имеют хороших лошадей, хорошие сани, достаточное количество лыж и маскировочных халатов. В русских сёлах население сочувствует и помогает партизанам. При расположении на отдых 50 % солдат спать не ложатся. Возле квартир, где располагаются солдаты, обязательно устанавливаются посты, между постами курсируют патрули».

Это же подтверждают в своих письмах домой и немецкие солдаты. При разгроме немецких гарнизонов брянские партизаны у убитых солдат не раз находили письма, написанные домой в Германию. В одном из них говорится: «По ночам мы лежим в окопах из-за страха быть захваченными врасплох. С партизанами мы не справимся, их с каждым днём становится всё больше». Другой солдат, Франц Кратке, писал: «Где бы мы ни были, куда бы мы ни уходили, мы всегда оглядываемся, не подстерегают ли нас партизаны. Я пробыл в тылу долго, но и там немецкий солдат не чувствовал себя в безопасности».

Следует отметить, что заслуга брянских партизан в том, что они впервые в борьбе с оккупантами нашли, изучили и распространили оправдавшую себя форму вовлечения фактически всего населения в вооружённую борьбу - это отряды и группы самообороны, которые, после освобождения партизанами населённых пунктов от гитлеровцев и их ставленников, формировались из числа стариков, подростков, женщин. Бойцы групп самообороны обучались партизанами владению оружием, после чего вооружались и несли охрану населённых пунктов от фашистских оккупантов. Тем самым они оказывали большую помощь партизанским отрядам в их вооружённой борьбе, являлись боевым резервом партизан.

Первые группы самообороны на Брянщине появились в Дятьковском районе. Затем опыт дятьковцев был распространён на южные районы - Суземский, Навлинский, Трубчевский и некоторые другие. Этот опыт получил распространение в партизанских районах Смоленской области и других peгионах. Подробнее об этом начинании брянских партизан будет рассказано ниже.

Партизанские формирования, преодолевшие трудности холодной зимы первого года войны, активно сражались с оккупантами и стали той основой, на которой с весны 1 942 г. получило мощное развитие партизанское движение на Брянщине.