Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КУРСОВАЯ.docx
Скачиваний:
33
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
52.6 Кб
Скачать

Глава 2. Еврейский вопрос в России в конце XIX века

Сам по себе еврейский вопрос возник в 1772 году при Екатерине II, когда в результате раздела Польши к России отошли территории со значительным еврейским населением. Именно тогда и появились первые законодательные акты, регулировавшие статус евреев в российской империи. На протяжении последующего столетия государственная политика по отношению к этой самобытной религиозно-этнической группе колебалась от предоставления полного равенства в правах с прочими поданными до строгих ограничительных мер.15

Известно, что для еврейского населения еще с 17 века была установлена «черта оседлости», в пределах которой им разрешено было проживание; она включала Бессарабию, Виленскую, Волынскую, Гродненскую, Екатеринославскую, Ковенскую, Минскую, Могилевскую, Подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую, Черниговскую и Киевскую губернии. Однако это ограничение не распространялось на евреев определенных социальных категорий: купцов 1-й гильдии, лиц с высшим образованием, ремесленников и солдат.16

В связи с этим еврейский вопрос всегда представлял собой трудную проблему не только Российского государства, но и многих других. Однозначных причин антисемитизма в Российской империи установить, пожалуй, невозможно. Но факт его явного присутствия в стране не вызывает сомнений.

Еврейский вопрос в контексте национальной политики Александра III нельзя оценить однозначно. Конечно, жесткая национальная политика императора не могла обойти стороной еврейское население.

Уже вскоре после восшествия на престол Александр III помимо своей воли столкнулся с еврейским вопросом. В середине апреля 1881 года в городе Елизаветграде (Кременчуге), а затем и во многих других пунктах случились антиеврейские выступления – погромы, вспыхивавшие потом на протяжении многих месяцев. Поводом к ним послужили широко расходившиеся в народной массе слухи, что якобы именно евреи были повинны в убийстве царя Александра II.

Правительство России и лично царя Александра III потом много раз будут совершенно бездоказательно обвинять чуть ли не в потакании таким насильственным акциям. В действительности все выглядело совсем иначе.

После начала погромов, приведших к разорению домов, магазинов, лавок, к расхищению имущества и жертвам (за все время погибло 2 еврея и 19 крестьян, участвовавших в погромах), царь настаивал на применении жестких мер в отношении смутьянов. Войска для прекращения беспорядков использовались без колебаний. Именно для предотвращения подобных волнений 14 августа 1881 года появилось «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Оно предусматривало возможность введения в той или иной местности положения или «усиленной» или «чрезвычайной» охраны. Генерал-губернаторы и министр внутренних дел получали право: отрешать от исполнения обязанностей должностных лиц, закрывать собрания и печатные органы, арестовывать и высылать без суда возмутителей спокойствия.17

Также после еврейских погромов министр внутренних дел Н.П. Игнатьев опубликовал «Временные правила о евреях», которые вступили в силу 3 мая 1882 года. Эти правила существенно ограничивали гражданские права евреев в губерниях «черты еврейской оседлости». Евреям запрещалось селиться вне городов и местечек, а также прекращалось совершение всех купчих крепостей, закладных и арендных договоров на имя евреев, доверенностей на недвижимое имущество. Дальше—больше. Число городов, где дозволялось жить евреям, постоянно сокращалось. Евреям-ремесленникам и отставным николаевским солдатам было запрещено проживание в Москве и Московской губернии. Это требование исходило от московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича и привело к высылке из одной только Москвы 17 тысяч семей. Свобода хозяйственной деятельности евреев также ограничивалась. В уставы бирж и кредитных обществ быливнесены дополнения, в соответствии с которыми «число членов биржевого комитета из нехристиан не должно превышать одной трети общего числа членов», а председатель комитета обязательно должен быть «из христиан»; евреям запрещалось занимать должности директоров городских общественных банков.

Получение хорошего образования для «нехристиан» также становилось проблематичным. В 1887 году Министерством народного просвещения была установлена процентная норма для евреев в учебных заведениях. В черте оседлости число учащихся-евреев не должно было превышать 10 % , в остальных местностях империи — пяти, а в столицах — трех. В 1889 году был закрыт доступ евреев в число присяжных поверенных.

Конечно все эти меры несли отрицательные последствия для еврейского населения. Но фундаментальное исследование Миронова Н.Б. дает объективную оценку положения евреев в России в конце XIX века. Его оценка приурочиваются к 1897 г., потому что это был год всеобщей переписи. ООН для оценки благосостояния населения использует так называемый индекс человеческого развития (Human Development Index), который включает три показателя — долголетие (средняя продолжительность предстоящей жизни), образованность (грамотность взрослого населения и доля детей, обучающихся в школе) и материальное благополучие (валовой продукт на душу населения); каждый показатель имеет равное значение для индекса. К концу XIX в. средняя продолжительность предстоящей жизни у новорожденного еврея равнялась 39.0 лет, башкира — 37.3 года, а у русского — 28.7, т. е. соответственно на 10.3 и 8.6 лет меньше. Сравнительно низкая смертность обеспечивала более высокие темпы естественного прироста у евреев и башкир по отношению к русским. За 1795—1897 гг. численность евреев возросла с 750—800 тыс. до 5 216 тыс. — примерно в 6.7 раз. Таких темпов прироста — 1.9% в год — не знала ни одна народность в России. Благодаря этому в XIX в. доля евреев в населении страны возросла с 2 до 4.15%, несмотря даже на то, что к России были присоединены Закавказье, Казахстан и Средняя Азия. В конце XVIII в. евреи были девятым по численности народом России (после русских, украинцев, белорусов, поляков, литовцев, латышей, татар и финнов), а в начале XX в. — пятым, опередив финнов, литовцев, латышей и татар. Грамотность у евреев была намного выше, чем у русских и других славянских народов. Что касается грамотности на идиш, то среди мужчин она была почти поголовной, вследствие того что подавляющее число мальчиков проходило через начальную еврейскую религиозную школу (хедер). По - видимому, достаточно высокой была грамотность на идиш и среди женщин, но достоверных данных об этом нет. Удивительнее другое — даже по грамотности на русском евреи превосходили самих русских, а также украинцев и белорусов. В 1897 г. среди евреев мужского пола грамотность составляла 31.2%, среди женского пола— 16.5%, а среди трех славянских народов — 29% и 8.2% соответственно.18

Таким образом, положение евреев в Российской империи в конце XIX века можно оценивать с двух сторон. Одна из них, это жесткая политика, направленная на уменьшение гражданских свобод еврейского населения. Вторая сторона этого вопроса может являться как причиной, так и следствием первой. Евреи, не смотря на эту самую жесткую политику и дискриминацию, были народом более успешным в экономическом смысле, чем русские. Так, К.П. Победоносцев, наставник Александра III, видел опасность для России в «тихом наступлении» российского еврейства, постепенно устанавливавшего контроль над все большим числом сфер общественной жизни.19Евреи Российской империи, хоть и ущемлялись во многих правах, не знали проблем русского крестьянина. Во многом, этот факт и вызывал ненависть к ним широких слоев населения.

Что касается императора Александра III, то ряд историков приписывают ему откровенную юдофобию, в которой они видят истоки так называемой антисемитской политики. Было ли это правдой сказать сложно.

Однако, как бы ни относился император к евреям, он решительно пресек чудовищную волну еврейских погромов, происшедших осенью 1881 года и имевшую особенно трагические последствия в юго-западных губерниях России. Представляется, что сам Александр III не испытывал какого-либо личного предубеждения против евреев. При нем Антон Рубинштейн возглавил консерваторию, император высоко ценил творчество М.А. Врубеля и И.И. Левитана, был доброжелателен по отношению к евреям-промышленникам и купцам и совсем не в них видел угрозу русской самобытности.20

Заключение

Национальная политика России в конце XIX века не была лишь прихотью государя. Все-таки законодательная система государства представляла систему, и хоть последнее слово было за царем, на совещании с министрами взвешивались все за и против.

1Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. Т.1. Стр.XXVIII

2Боханов А.Н. Император АлександрIII

3Толмачев Е.П. Александр III и его время. Стр.304-305.

4Там же. Стр. 305.

5Ричард С. Уортман Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т.2. От АлександраIIдо отречения НиколаяII. Стр. 251.

6Ю.В.Кудрина АлександрIIIи культура России

7Толмачев Е.П. Александр III и его время. Стр.305.

8Боханов А.И. Император АлександрIII

9

10Боханов А.И. Император АлександрIII

11Там же.

12Миронов Б.Н. Социальная история периода империи Т.1. Стр.XXVIII

13Майорова Е.И. АлександрIII– богатырь на русском троне. Стр. 248-250.

14Там же.

15Боханов А.И. Император АлександрIII. Стр.

16Толмачев Е.П. АлександрIIIи его время. Стр. 308-309

17Боханов А.И. Император АлександрIII. Стр.

18Миронов Б.Н. Социальная история периода империи Т.1. Стр.XXIX.

19Толмачев Е.П. АлександрIIIи его время. Стр. 308.

20Майорова Е.И. АлександрIII– богатырь на русском троне. Стр. 246.

19