Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
кур / п. 12101702(о) Кур.р. История.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
185.86 Кб
Скачать

Глава 2. Историческая память народа о Великой Отечественной войне

2.1. Великая Отечественная война в омских архивах

Долгие годы омские архивисты, готовя публикации о Вели­кой Отечественной войне, мечтали включить в них документы из фонда 426с – секретной части архивного фонда Омского облисполкома. И лишь в 1990-е гг. с этих материалов сняты все ограничения для использования. Исследователи получили не­оценимый материал для изучения роли и места Омской обла­сти в победе нашей страны над фашизмом. В 2009 г. по этим документам был подготовлен перечень, раскрывающий состав и содержание этой части фонда  облисполкома (Опись № 21).

Эти документы раскрывают картину создания сложного многоступенчатого, но единого механизма, работа которого была связана с фронтом. А все нити от него были сосредоточены именно в руках облисполкома, организовавшего работу омских предприятий и учреждений, внесших свой  немалый вклад в разгром врага [17, c.21].

23 июня 1941 года с 00 часов 01 минуты в Омской области была объявлена мобилизация. Исполком начал осуществление мобилизационного плана. Значительная часть документов рассказывают об эвакуации промышленных предприятий в нашу область. Это распоряжения Совета Народных Комиссаров СССР об эвакуации, которые отложились в фонде, решения облисполкома по приему, размещению, вводу в строй и организации бесперебойной работы литерных заводов наркоматов вооружения, боеприпасов, авиа- и автопромышленности, судостроительной промышленности – №№ 20, 29, 30, 81, 156, 166, 206, 210, 510, 616, 634, 357 и др.; планы их размещения. 21 ноября 1941 года председатель облисполкома С. Евстигнеев докладывал в СНК СССР, что только в г. Омск эвакуировано около 60 промышленных предприятий, трестов, учреждений.

Ф. 437. Оп. 21 – заводы №№ 495 и 29 размещены на заводе им. Куйбышева, №№ 81 и 156 – на автосборочном заводе и заводе им. Коминтерна, № 206 и КЗЭТ – в производственных зданиях и ФЗО завода «Мотор», № 357 – в корпусах сельскохозяйственного и педагогического институтов, № 210 – в здании пединститута, картфабрика НКВМФ – речном техникуме.

Неоднократно облисполком принимал решения о размещении рабочих и ИТР заводов №№ 29 и 166. 12 сентября 1941 года в Омск прибыло 20 тысяч человек – рабочие и члены их семей завода № 29. 13 сентября исполком принимает решение: к 10 октября и 10 ноября построить по 50 бараков. Начальнику областного управления НКВД было предложено в трехдневный срок переселить НТК из занимаемых ими 10 бараков в палатки. Острейшая нехватка жилой площади в г. Омске привела к репрессивным мерам. 27 сентября 1941 года было принято решение о выселении до 1 октября 1941 года из города в районы области 15 тысяч человек, не связанных с оборонной промышленностью, для размещения рабочих заводов №№ 29 и 166. В начале 1942 года были утверждены границы территории экспериментальных испытаний завода №166 [15, c.29].

В делах содержатся материалы проверок, которые проводила областная прокуратура, обследуя состояние эвакуированных заводов. Так, например, 17 сентября 1941 года прокурор Омской области направил докладную записку в обком ВКПб и облисполком по заводам №№ 210. 357, 206, КЗЭТ: «Для размещения завода (№ 210) необходима площадь 20-30 тыс. кв. м. Выделено же 7 тыс. в трех помещениях, расположенный на далеком расстоянии друг от друга (дом пединститута, склад Автотракторосбыта, кинотеатр «Луч»)... На день проверки вместе с заводом прибыло в Омск 450 рабчих и 680 членов семей, и 7 сентября еще прибыло 2 эшелона до 850 человек». Позднее уже специальным распоряжением CHК СССР для обеспечения серийного производства радиомеханических фугасов рабочим этого завода, занятым на выпуске радиофугасов и перевыполнявшим нормы выработки, ежедневно отпускалось 200 горячих вторых блюд.

В постановлениях СНК СССР, РСФСР, приложениях к ним содержатся сведения о размещении на омских предприятиях демонтированного оборудования ряда предприятии прифронтовой полосы.

С началом Великой Отечественной войны Омская область принимала множество других эвакуированных учреждений, детских домов, население западных районов нашей страны. Решения исполкома, докладные записки, схемы маршрутов, их размещения - вот комплекс архивных документов этого раздела. Дополняют материалы распоряжения Совета по эвакуации о размещении учреждений и организаций [9, c.20].

На 20 сентября 1941 года в область было принято 206449 человек, в городах расселено—124154, в сельской местности – 82295, кроме того, в сельской местности расселили 83200 немцев из Поволжья и Горьковской области (в границах области 1941 года). В Омской области были размещены Второй Московский медицинский институт, Ленинградское военно-медицинское училище им. Щорса, 4 фельдшерские школы, в совхозе «Боевой» - 6-я артиллерийская, в г. Тара – 2-я военно-морская школа, архивы Ростовского и Рязанского управлений НКВД, ряд московских музеев и множество других учреждений и организаций.

Через две недели после начала войны в Омск прибыла первая группа эвакуированных детских учреждений. К 5 декабря 1941 года Омская область приняла и разместила 12 тыс. детей. Документы фонда облисполкома дополняют находящиеся в фондах материалы облоно и облздравотдела. Вот лишь небольшой отрывок одного из документов – «В составе эшелона из Запорожья было около 50% детей, больных чесоткой, из Ярославской области 92 чел. – корью, 5 – скарлатиной. Среди детей, прибывших 4 декабря из Ленинградской области, около 10 не имеют пальто». Все 50 детей Калужского детского дома были в потрепанных ботинках; а некоторые и совсем без обуви. 4 ребенка из Запорожского детского дома обморозили в пути ноги». В течение двух месяцев со дня прибытия прибывшим из Ленинграда устанавливалось усиленное питание. Сверх продуктов по карточкам каждому ежемесячно полагалось по 2200 г мяса и рыбы, 600 г жиров, 500 г саха­ра и кондитерских изделий.

Для обслуживания эвакоэшелонов решением облисполкома па станции Омск-Сортировочная было установлено круг­лосуточное дежурство. По эшелонам раздавали сухой паек и горячую пищу, обеспечивали кипяченой водой. Станции Омск и Исилькуль (в границах современной власти) были определены пунктами, где разрешалось снятие с поездов умерших. Органам судмедэкспертизы разрешалось их хоронить в братских могилах [8, c.22].

Большой блок материалов посвящен работе эвакогоспиталей. По довоенному плану в области должно было быть развернуто 5600 коек. Постановлениями СНК СССР 7 июля 1941 года эта цифра увеличилась до 21950, 12 октября 1941 года – 22550. На 10 ноября 1941 года в Омской области были размещены эвакогоспитали на 19080 коек. В документах имеются схемы размещения эвакогоспиталей, например, в г. Омске - в зданиях автодорожного института, облпарткурсов, колхозного техникума, гостиницы «Октябрь», школ №№ 8, 65, 55, 1, 66, 4 и др.

Значителен комплекс документов о работе предприятий местной промышленности, кооперации, о перестройке их производства па выпуск военной продукции. В приказах управления промысловой кооперации при СНК РСФСР имеются сведения о выпуске омскими предприятиями этой системы полевых будильников, кипятильников, повозок, саней, меховых рукавиц и др.

Имеются отчеты о выполнении спецзаданий для Наркомата обороны предприятиями местной промышленности, кооперации. Так, овчинно-шубный завод выпускал жилеты и рукавицы, обувная фабрика - сапоги, швейная фабрика № 1 - шинели, № 2 - гимнастерки и шаровары. Ассортимент этой продукции был широк – от подков до гранат. Неоднократно облисполком на своих заседаниях рассматривал вопрос об изготовлении в Омске в артелях «Коммуна», «15 лет Октября», заводе им. Р. Люксембург ручной гранаты РГ-41. 30 декабря 1941 года облисполком принял решение для сборки гранат направить в артель «Коммуна» 50 воспитанников старшего возраста детского дома «Путь к труду», так как план не выполнялся. Для подростков лудильного цеха ежедневно выделялось 15 литров молока [2, c.15].

Артель «Коммуна», строительные тресты №№ 1, 2, 19, ОМУ № 6, заводы «Поршень», им. Р. Люксембург «Машиностроитель» были отнесены к числу предприятий военной промышленности.

Обычным явлением в те годы была мобилизация населения для работ на промышленных предприятиях. Постановления СНК СССР, решения облисполкома рассказывают нам об этих событиях; например, - о мобилизации в г. Омске 1000 человек, не занятых в военной промышленности, для завода № 210, 3 тыс. человек – для заводов 29, 20, 634 и др.

Проходила мобилизация в рабочие колонны «на все время войны всех немцев, годных к физическому труду, как переселенных из центральных областей Союза, так и постоянно проживающих в области, кроме мужчин забирали и женщин 16—45 лет. Освобождали от трудармии только женщин беременных и имеющих детей до 3 лет. «Имеющих детей 3-летнего возраста передать на воспитание остальным членам данной семьи, при отсутствии других членов семьи мобилизуемых детей передать на воспитание ближайшим родственникам или немецким колхозам» - читаем в одном из документов [18, c.43].

Значительным контингентом рабочей силы в Омске были в то время заключенные ИТЛ. Документов по этой теме не так много в фонде, но они дают ряд интересных сведений. Так, например, 15 сентября 1943 года Омский горисполком принял решение о переносе и сносе жилых домов, находящихся в охранной зоне Сибзавода, в связи с размещением и работой там заключенных. 21 июня 1941 года председатель облисполкома просил Л.П. Берию отнести г. Омск к режимной местности 1-й категории, что и было сделано Постановлением СНК СССР 28 октября 1941 года.

Также принимались совместные постановления обкома партии и облисполкома о мобилизации в фронтовые армейские и запасные, тыловые части связи армии женщин, решения облисполкома об изъятии для нужд Красной Армии тракторов, сельхозмашин, легковых и грузовых машин, печатных машинок и типографских машин. Значительное со­кращение тракторного парка вынуждало исполком принимать такие, например, решения, как об оплате работы колхозников на их личных коровах.

Уже с конца 1941 года местные органы власти вынуждены были принимать решения по трудоустройству инвалидов войны. Возвращались домой искалеченные войной омичи, а сколько инвалидов выходило из стен многочисленных омских госпиталей. Еще на больничной койке выздоравливавшие проходили курсы, где им давали навыки той или иной работы. В Омске инвалидов обучали и давали работу по ремонту механических и электрических приборов, переплету, счетоводству, пошивочному и сапожному делу, художественному шрифту и др. [12, c.41]

Калейдоскоп разнообразных событий и фактов, отраженных в решениях облисполкома, расширяет и дополняет сведения о жизни наших земляков в 1941 – 1942 годы.

1941 год.

26 июня – временно закрыт механико-машиностроительный техникум, здание занято под нужды обороны [16, c.42].

29 августа – временно прекращен выпуск газеты «Молодой большевик».

- Освобождены из тюрем, ИТЛ, спецпоселений польские граждане.

1942 год [1, c.26].

1 сентября – в Омске введена продажа промышленных товаров по карточкам.

21 марта – временно, до открытия навигации, в Омске размещены 16 тыс. человек спецконтингента из Ленинграда.

23 июня – принято постановление СНК СССР о вводе на полную мощность к 15 октября 1942 года Омского шинного завода – 1400 тыс. шин в год [8, c.29].

28 июня – принято постановление обкома КПСС и облисполкома о формировании Сталинской добровольческой отдельной стрелковой бригады омичей-сибиряков.

- Начата всеобщая обязательная военная подготовка населения, создание групп самозащиты.

Необходимо отметить, что таковы лишь основные группы материалов о начальном периоде Великой Отечественной войны, раскрытые для исследований [7, c.28].