Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Идеология государства.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
292.86 Кб
Скачать

Просвещение, привычки и практический опыт американцев

До сих пор в Америке мало знаменитых писателей, там нет великих историков, поэтов. Американцы смотрят на литературу в собственном смысле этого слова с некоторым пренебрежением.

Американскому уму чужды общие идеи, он совсем не стремится к теоретическим открытиям. Этому способствуют американская политика и промышленность. В США постоянно издаются новые законы, но еще не нашлось крупного ученого, который бы изучил их основные принципы.

У американцев есть юрисконсульты и комментаторы, но у них нет публицистов. В политике они дают миру скорее примеры, чем уроки.

В Америке умело используют европейские изобретения, совершенствуют их и отлично приспосабливают к местным условиям. Американцы изобретательны, но они не занимаются промышленностью с теоретической точки зрения. В этой стране есть хорошие рабочие, но мало созидателей.

Тому, кто хочет понять, в каком состоянии находится просвещение американцев, следует рассмотреть вопрос с двух сторон. Если он будет интересоваться только учеными, то будет удивлен их малочисленностью; если же он станет искать невежественных людей, то американский народ покажется ему самым просвещенным на земле.

В США каждый гражданин овладевает зачатками человеческих знаний, кроме того, его обучают доктрине и доводам его религии, знакомят с историей его родины и с основными положениями конституции, по которой она живет.

Основным источником истинных знаний является опыт, и, если бы американцы мало помалу не привыкли сами управлять своими делами, книжные знания, которыми они обладают, не помогли бы им преуспеть.

«Не подлежит сомнению, что в Соединенных Штатах обучение народа значительно способствует сохранению демократической республики. И я полагаю, что так будет повсюду, где обучение, просвещающее ум, не будет оторвано от воспитания, формирующего нравы. В то же время я не склонен преувеличивать значение этого положительного факта, и, также как многие европейцы, я далек от мысли, что стоит лишь научить людей писать и читать, как они сразу же станут гражданами».1

В США все воспитание людей имеет политическую направленность. Американцы всегда переносят привычки общественной жизни в частную жизнь. «У них в школьных играх можно встретить представление о присяжных, об организации банкета – парламентские реформы».2

Философское мышление американцев

«Я думаю, что во всем цивилизованном мире нет страны, где бы философии уделяли меньше внимания, чем в Соединенных Штатах», - писал в своей работе Токвиль.

Американцы не имеют своей собственной философской школы и очень мало интересуются теми школами, представитель которых соперничают друг с другом в Европе; они едва ли знают их названия и имена. Между тем вполне очевидно, что почти все жители США имеют сходные принципы мышления и управляют своей умственной деятельностью в соответствии с одними и теми же правилами, то есть, не дав себе труда установить эти правила, они обладают определенным, всеми признанным философским методом.

Токвиль подчеркивал, что отсутствие склонности к представленному порядку, умение избегать ярма привычек и зависимости от прописных истин относительно проблем семейной жизни, от классовых предрассудков, а до определенного предела и от предрассудков национальных; отношения к традициям лишь как к сведениям, а к реальным фактам не иначе, как к полезному уроку, помогающему делать что-либо иным образом и лучше, индивидуальная способность искать в самих себе единственный смысл всего сущего; стремление добиваться результатов, не сковывая себя разборчивостью в средствах их достижения, и умение видеть суть явлений, не обращая внимания на формы, - таковы основные черты идеолого-философской мысли в США.

Американцы, видя, что им без всякой помощи удается решать все сложные проблемы практической жизни, с легкостью приходят к умозаключениям, что все на свете объяснимо и познаваемо. Вследствие этого они с готовностью отрицают все то, чего не могут понять: отсюда их не доверие к необычному и почти непреодолимое отвращение к сверхъестественному.