Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
factory_fynkcii_zhurnalistiki_lekcia_16_04.docx
Скачиваний:
31
Добавлен:
23.05.2015
Размер:
79.35 Кб
Скачать

Социально-политическая организация общества как системоформирующий фактор задает журналистике следующие функции:

Функция социальной адаптации (от лат. adapto - приспособляю) способствует приспособлению членов аудитории к условиям жизни в конкретной окружающей среде, социализации - усвоению социально-культурного опыта, навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых из поколения к поколению - в данном конкретном обществе, в системе его общественных отношений.

Интегрирующая функция направлена на сохранение целостности общества и государства в рамках единого информационного пространства; она нацелена на достижение в обществе духовного единства и согласия. Интегрирующая функция проявляется в процессе диалога в СМК по проблемным вопросам (собственности на средства производства, личной безопасности граждан, качеству и уровню жизни, заслуженных/незаслуженных льгот, межнациональных и межконфессиональных отношений и др.), путем снятия «напряжения» в обществе, информационного «выравнивания» массовой аудитории до степени взаимопонимания, определенного единения.

Регулирующая функция подразумевает широкий набор целей, формируемых государственной системой в качестве подфункций, которые в научной литературе получили названия организационной, регламентирующей, контролирующей и других функций.

Регулирующая функция осуществляется путем информирования аудитории о законах и нормах, определяющих характер и деятельность государственной и общественной системы, о текущей политике и деятельности властных структур в актуальных сферах жизнедеятельности населения. С помощью этой функции в общественном сознании формируется образ законопослушного, инициативного гражданина.

Говоря об организаторской функции (в нашем случае, подфункции), авторы, как правило, вспоминают ленинскую триединую функцию газеты: быть коллективным пропагандистом, агитатором и организатором. В те времена (начало ХХ в.) это было сопряжено с организацией вокруг газеты «Искра» социал-демократической партии. Позже, в советской системе журналистики, организационная функция СМИ состояла в том, что после критики в печати (на радио, телевидении), руководители предприятий, учреждений и организаций были обязаны принять меры к устранению недостатков и сообщить о них редакции (а та, в свою очередь, аудитории).

В демократической системе журналистки такого положения (принудительных ответов) быть не должно. Хотя желание оправдаться в глазах массовой аудитории того или иного печатного органа возникает и сейчас. Все зависит от авторитетности, влиятельности конкретного издания или программы. Но даже в этом случае не совсем корректно говорить о журналистике как «четвертой власти», ибо влияние и власть вещи сугубо разные.

Организаторская функция проявляет себя по-иному. Она непосредственно нацелена на достижение определенных перемен в социальной практике, в поведении социальных институтов, социальных групп, общностей людей и отдельных индивидов. Средства массовой коммуникации могут добиваться определенных социальных действий в среде жизнедеятельности своей аудитории путем анализа фактов и явлений текущей действительности, критики недостатков, рекомендаций по их устранению, показа ближайших и будущих (прогноз) целей развития общества и путей их достижения. В результате коммуникации (объединения) членов аудитории по поводу такой целеполагающей информации и возникают конкретные социальные действия людей, вовлеченных в коммуникативное поле, что, собственно, и является реализацией организаторской функции журналистики.

Системоформирующий фактор общественных интересов, где сосредоточено все многообразие массового (общественного) сознания, идейные, политические и другие взгляды, формирующие институты гражданского общества, придает системе журналистики, прежде всего, идеологические функции (от греч. idea - мысль, понятие и logos - слово, учение, то есть учение об идеях).

Идеологические функции способствуют формированию представлений, пониманий, приоритетов, оценок людей в отношении различных явлений социальной жизни: политических, экономических, правовых, этических, моральных, эстетических, философских, религиозных/атеистических; а также определенных личностных, групповых интересов в различных сферах жизнедеятельности (коллекционирование, спорт, охота, рыбалка, садоводство и т.п.).

Само понятие «идеология» трактуется как совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с точки зрения интересов определенных социальных групп, социальных институтов, политических и общественных объединений. В сфере идеологии формируются различные институты гражданского общества, которые формулируют свои цели, задачи, программы, установки, стереотипы, этические и другие нормы в отношении государства, общества, других социальных институтов и групп, во взаимоотношениях личностного характера.

Сам термин «идеология», введенный в начале XIX в., получил наиболее широкое хождение в СССР применительно к марксистско-ленинскому коммунистическому учению. В наше время, в пору отрицания жизненности идей марксизма-ленинизма, и сам термин «идеология» подвергается критике, а нередко - полному отрицанию сущности, которую он представляет. Поэтому часто можно услышать призывы к деидеологизации вообще (это правомерно, когда идеологические подходы распространяются на сферы, где они объективно не должны применяться); к реидеологизации (когда деидеологизация коснулась тех сфер социальной жизни, где необходим обновленный идеологический подход).

Отрицать идеологию как сущность неправомерно в силу того, что социально-групповые, партийные, этнические, конфессиональные и другие отношения с действительностью объективно выдвигают необходимость формулировать цели, задачи, программы, каноны, обряды, нормы, которые всегда связаны с идеями, закрепленными в слове (языке, знаковой системе). Идеологическим функциям принадлежит значительная роль в формировании общественного мнения: отношение к общественным событиям, государству, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей. Через средства массовой коммуникации активно выражается позиция одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, закрепляются определенные нормы общественных отношений.

Газеты, журналы, телевидение и радио участвуют в формировании мировоззренческих ориентиров, в том числе: житейского (обыденного мировоззрения), в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозного мировоззрения, связанного с признанием сверхъестественного мирового начала; философского мировоззрения, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира.

Таким образом, «сущность идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации общественного мнения». 1 Прохоров Е.В. Введение в теорию журналистики. С. 61..

Как мы помним из истории зарождения журналистики, сам системоформирующий фактор общественных интересов (идей) возник и формировался из публицистики великих ораторов древности, религиозных лидеров эпохи Реформации и политических трибунов буржуазных революций в Англии и Франции. И в наше время идеологическая функция наиболее ярко проявляется именно в публицистике как типе творчества, эффективно использующем средства массовой коммуникации.

В условиях сосуществования различных социальных групп, с их особым статусом, положением в обществе, потребностями, интересами и стремлениями, естественно, возникает множество идейных течений, политических партий, общественных, конфессиональных, этнических объединений, со своими идеологиями, учениями, программами, видами на настоящее и будущее. Между носителями различных идеологий возникает борьба за влияние на массы. Средства массовой коммуникации представляют идеальные возможности для идеологических сражений. Характер этой борьбы как нельзя лучше выражают такие подфункции в системе идеологических функций, как пропаганда и агитация.

Пропаганда (от лат. propaganda - подлежащее распространению) - это распространение политических, философских, религиозных, экономических, научно-технических, художественных и иных идей и знаний, а также этических, эстетических и морально-нравственных ценностей с целью формирования в общественном сознании определенного мировоззрения, которое включает в себя систему принципов, идеалов, убеждений, определяющих отношение к природе, обществу и человеку.

Другое, но также сугубо нейтральное определение «пропаганде» дано и в американском энциклопедическом словаре по социальным наукам: «Приемы и методы воздействия на установки и поведение и управление ими… при помощи слов и иных символов».

Таким образом, пропаганда - это коммуникационный процесс, использующий для достижения своих целей особые приемы и методы. Первоначально термин появился в католической практике для обозначения «распространения вероучения», но к началу ХХ в. получил политическое значение. Исторические факты тотального пропагандистского воздействия на массы в государствах с авторитарным, фашистским, диктаторским режимами правления или однопартийной идеологией придают понятию «пропаганда» негативный смысл, который сводится к тенденциозному манипулированию общественным сознанием. Это отразилось и в академических определениях этого понятия. С.Г. Корконосенко в своем учебнике приводит такое описание пропаганды из энциклопедии «Britannica»:

«Распространение информации - фактов, аргументов, слухов, полуправды или лжи - с целью повлиять на общественное мнение. Пропаганда представляет собой более или менее систематические усилия по манипулированию убеждениями, взглядами или действиями других людей через посредство символов (слов, жестов, флагов, памятников, музыки, одежды, значков, стиля прически, дизайна монет и почтовых марок и т.д.). Тенденциозность и, соответственно, сильный упор на манипулирование отличают пропаганду от нецеленаправленной беседы или свободного и непринужденного обмена идеями. Пропагандист имеет специфические цели или набор целей. Чтобы добиться их, он преднамеренно подбирает факты, аргументы и форму представления символов и предлагает их таким образом, который, по его мнению, даст наибольший эффект. Чтобы усилить воздействие, он может опустить существенные факты или исказить их, он может также отвлекать внимание реакторов (людей, которыми он пытается управлять) от всего прочего, кроме его собственной пропаганды. Более или менее тенденциозная избирательность и манипулирование отличают пропаганду от образования. Преподаватель старается представить различные стороны проблемы - основания для сомнения, равно как и основания для доверия его заявлениям... Надо, однако, заметить, что конкретный пропагандист может воспринимать себя как преподавателя, может верить, что он изрекает чистейшую правду, что он усиливает или искажает определенные аспекты правды только для того, чтобы сделать верное сообщение более доходчивым, и что линии поведения, которые он рекомендует, фактически являются наилучшими для реактора действиями. Подобным образом и реактор, который воспринимает обращение пропагандиста как самоочевидную правду, может увидеть здесь акт просвещения: это часто выглядит как случай с «двумя правоверными» - догматически мыслящими реакторами на догматическую религиозную или социальную пропаганду. «Образование» для одного человека может быть «пропагандой» для другого».

В одном из американских учебников весь энциклопедический текст сведен в сжатую формулу для определения пропаганды: «Убеждение. Призыв. Эгоизм. Преднамеренность. Обман»1 См.: Деннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997. С. 272..

Несомненно, что в политическом противостоянии идеологий различных социальных групп, партий, союзов, объединений такой тип тенденциозной пропаганды существовал и будет, наверное, существовать, особенно если пропагандист, публицист, журналист не верит в истинность распространяемых идей, а выполняет политический заказ.

В данном случае речь идет лишь о функции журналистики, «заказанной» системоформирующим фактором общественных интересов. И эта функция «работает» не только в политической сфере, но и в области морали, нравственности, экологии, этики, эстетики и других областях, где пропагандистские цели и приемы вряд ли можно назвать тенденциозными и манипулятивными. Хотя, при желании, тенденциозность и манипулирование можно отыскать даже в колонках чистых новостей. Ведущий американский исследователь пропаганды Теренс Куалтер писал по этому поводу: «Любые сомнения в том, что даже новости могут содержать пропаганду, можно развеять путем сравнения того, как разные издания подают одни и те же события. Каждая из газет оценит важность события по-своему, что отразится на месте расположения материала в газете, расположения его на странице, размере заголовка и так далее. Одно время было принято разделять новости от аналитических материалов, помещая их на разных страницах газеты. По мере того, как мнения оказывают все большее влияние на отбор и презентацию новостей, стали считать, что такое разделение нереально, и сейчас распространено мнение, что колонки новостей так же могут содержать пропаганду»1 См.: Деннис Э., Мэррилл Д. Указ. соч. С. 275..

Агитация (от лат. agitation - приведение в движение, побуждение к чему-либо) представляет собой воздействие на аудиторию путем демонстрации примера для подражания, а также с помощью призыва и морального стимула с целью убедить в чем-либо, склонить к чему-либо. В отличие от пропаганды, склонной к анализу, теоретизированию, аргументации, обобщениям, агитация более конкретна, оперативна, настойчива и побуждает к практическому действию, зачастую указывая на объект, рекомендуя способ приложения сил. Агитация напрямую воздействует на общественное мнение.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]