Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гримм Д. Д. Лекции по догме римского права. - Москва, издательство Зерцало, 2003 г. (воспроизводится по пятому изданию С.-Петербург, 1916 г.).rtf
Скачиваний:
121
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
6.39 Mб
Скачать

§ 323. Приобретение наследства

Надо различать открытие и приобретение наследства. Под открытием наследства или призывом к наследству, delatio hereditatis, мы понимаем совокупность тех объективных моментов, которые дают данному лицу возможность сделаться наследником. Сюда относится, прежде всего, смерть наследодателя. Далее - наличность завещания, или связь между наследником и данным лицом, в силу которой это лицо является ближайшим законным наследником умершего. Иногда привходят еще другие факты. Так, напр., данное лицо может быть назначено наследником по завещанию не безусловно, а под известным условием (напр., я назначаю своим наследником лицо А, если он уплатит известную сумму денег лицу В). Тогда наследство открывается только в случае и после наступления условия.

Окончательное приобретение наследства, acquisitio hereditatis, совершается, по общему правилу, на основании особого волеизъявления. Исключение было установлено для подвластных детей (а также для рабов наследодателя, назначенных наследниками с отпущением на волю), которые приобретали цивильное наследство ipso jure, помимо особого волеизъявления с их стороны. Другими словами, для этих двух категорий лиц момент открытия и приобретения наследства совпадают. Впрочем, претор признал за подвластными детьми право воздержаться от эффективного вступления в права наследства - beneficium abstinendi, так что, в конце концов, и тут все сводилось к волевому акту (см. § 356).

§ 324. Наследственная правоспособность

В чистом римском праве не всякое лицо обладало способностью быть наследником. Ею пользовались, по общему правилу, только римские граждане. В частности, были лишены этой способности: 1) перегрины и рабы; последние могли приобретать наследства только в пользу своих господ; 2) известная категория преступников (rei capitalis dаmnati); 3) вероотступники и еретики; 4) сыновья государственных изменников (по lex Quisquis - 1. 5 Cod. ad leg. Jul. 9, 8). - Из юридических лиц наследственную правоспособность имели фиск, общины, церковь, благотворительные учреждения; остальные юридические лица приобретали ее только в виде привилегии, на основании особого акта пожалования.

В современном римском праве право быть наследником признается за всяким физическим и юридическим лицом. Требуется только, чтобы лицо в момент смерти наследодателя существовало, по крайней мере, в качестве эмбриона.

§ 325. Incapacitas и indignitas

Incapacitas. Наряду с общей наследственной правоспособностью существует еще специальная, так назыв. capacitas. Можно вообще пользоваться наследственной правоспособностью и все-таки не иметь права приобрести что-либо из данного наследства. Так, напр., в до-юстиниановском праве caelibes, холостые, не могли ничего приобретать по завещанию, хотя они могли быть законными наследниками; orbi, бездетные, могли приобретать ex testamento не больше половины того, что им было предназначено завещателем. Некоторые случаи ограниченной capacitas встречаются и в современном праве (см. Windscheid. Lehrbuch. Т. III. § 550).

Indignitas. В римском праве в целом ряде случаев наследник, или легатарий, лишался наследства или отказа как indignus, недостойный. Так, напр., считались недостойными лица, которые проявили особое недоброжелательство к наследодателю или памяти его, напр., умышленно содействовали его смерти, или бросили умалишенного наследодателя на произвол судьбы и т. д.; лица, неосновательно оспорившие завещание как подложное и т. д. Все, что отнималось от таких лиц, называлось ereptorium или erepticum и обыкновенно поступало в фиск. В современном праве место фиска занимает тот, кто бы был призван, если бы недостойного не существовало.

Соседние файлы в предмете Правоведение