Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Жинкин психологические основы.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
153.09 Кб
Скачать

психологические основы развития речи

Речь — это процесс применения языка, который вырабатывается усилиями множества людей, обслуживает общество и является об­ щественным достоянием. Общество заинтересовано прежде всего в том, чтобы богатства и исторически сложившиеся нормы родного языка строго охранялись. Правильность речи контролируется редак­ циями литературных изданий, театров, радио, кино и т. п. Но речь должна быть не просто правильной, а и совершенной по содержа­ нию и форме. Возможности же совершенствования речи в качест­ венном отношении почти безграничны. Не обязательно требовать, чтобы каждый человек стал первоклассным оратором, но всякий должен уметь выступать на многолюдном собрании с тем, чтобы высказать свои мысли в живой форме устной речи. Сложная задача выработки таких умений возлагается преимущественно на школу. Но, к сожалению, следует сказать, что в области развития речи очень большие резервы остаются еще не использованными. В школе этому вопрос уделяется значительно меньше внимания, чем заслу­ живает столь важное дело. "

Для того, чтобы сознательно и планомерно развивать речь, необ­ходимо знать устройство речевого механизма и особенности его ра­боты. В дальнейшем будут изложены самые общие сведения по этим проблемам.

Только человек способен усвоить сложную систему языка. Жи­вотные, хотя и применяют разнообразную, в том числе и звуковую сигнализацию, не могут научиться чему-нибудь похожему на язык людей. Даже обезьяны, так близко генетически стоящие к человеку, применяют звуковую систему общения, резко отличающуюся от лю­бого человеческого языка. Например, у гамадрилов насчитывают около 20 разных сигнальных звуков, которыми эти стадные живот­ные оповещают друг друга об опасности, об отставании от стада, о нужде в защите и т. п. Однако их крики не расчленены на элементы . и не могут быть синтезированы в новые структуры. Список звуков фиксирован — их только 20, и обезьяны не могут составить какое-нибудь новое сообщение, кроме этих 20. Человеческий же язык об­ладает той замечательной особенностью, что из ограниченного чис­ла речевых звуков (фонем, которых, например, в русском языке только 40) образуется громадное число слов, из слов может быть составлено бесконечное число предложений, из предложений могут

психологические основы развития речи 321

быть сформированы тексты (речь) также в бесконечном разнообра­зии. Любая новая ситуация может быть отражена в речевом выска­зывании. Вот почему следует считать, что речь это творческая функция человеческой психики. Но такая функция может быть раз­вита только на определенной анатомо-физиологической основе. Это убедительно подтверждается фактами патологии речи. При травмах, кровоизлияниях или опухолях в определенных областях мозга опре­деленным образом нарушается также и речь. В человеческом мозге по сравнению с обезьяньим гораздо более развиты лобные доли. Кроме того, в левом полушарии мозга человека имеются поля, со­вершенно отсутствующие у животных. В левовисочной области рас­положено поле, анализирующее и синтезирующее акустические сиг­налы устной речи. В приеме речи важную функцию выполняет так­же левая теменно-височно-затылочная область. Но особенно суще­ственную роль играют лобные области, регулирующие движения —' это так называемый речедвигательный анализатор, работающий в процессе развития речи совместно со слуховым анализатором.

У новорожденного слухоречедвигательный анализатор еще не за­полнен ассоциативными связями. Можно сказать, что он пуст. Раз­витие речи — не что иное, как включение этого анализатора в рабо­ту, т. е. в речевой процесс и формирование во всей системе речевых полей сложных и тонких связей. Интересно, что еще до годовалого возраста у ребенка уже начинает проявляться потребность в обще­нии. При виде склоненного к нему лица взрослого ребенок оживля­ется — он вертит головой, быстро перебирает ножками и ручками, широко раскрывает глаза. Всю сумму этих реакций назвали «комплексом оживления». Этот факт не должен пройти мимо вни­мания школьных педагогов, так как он свидетельствует о том, что корни речи уходят глубоко в почву потребности общения. На всех этапах речевого развития необходимо опираться на эту потребность. До полуторалетнего возраста начинает развиваться только пассив­ная речь. Ребенок реагирует на голос матери, но еще не различает слов. Зато он очень чувствителен к интонации. Ласковое обращение по имени или просто звуки ага, гу-zy вызывают улыбку, прислуши­вание или двигательную реакцию. Рано начинается также «гуление». Это натуральная гимнастика речедвигательного анализа­тора. Отсутствие или запоздание с «гулением» можно рассматривать как симптом органической слабости слухо-речедвигательного ана­лизатора. В таком случае нужно посоветоваться с врачом.

Систематическое развитие речи может начаться лишь после того, как окончательно сформируется механизм произнесения слов, что связано с некоторыми переустройствами речевого аппарата, а имен­но с положением надгортанника. Основная функция надгортанника состоит в том, что он при глотании прикрывает просвет гортани и поэтому пища проходит в пищевод, не попадая в дыхательные пути.

322 Iu. От лепета ktexcTi

У животных надгортанник расположен очень высоко, так, что меж­ду полостью рта и глоткой остается очень узкая щель. То же наблю­дается и у новорожденного ребенка. Так как рот и глотка вместе представляют собой сдвоенный речевой резонатор, в котором фор­мируются специфические для человеческой речи звуки, те разобще­ние этих двух полостей создает условия, при которых речь физиче­ски не может быть осуществлена. С момента рождения ребенка его надгортанник постепенно опускается и к полутора годам занимает нормально низкое положение. Теперь рот и глотка образуют общую так называемую надставную трубку, в которой и могут формиро­ваться речевые звуки.

С этого момента речь ребенка может развиваться очень быстрыми темпами. Хочется особо подчеркнуть слово может развиваться, потому что она может развиваться очень плохо или даже остано­виться в развитии. Все дело в руках взрослых. Если они не найдут времени или способов постоянно вовлекать ребенка в процесс рече­вого общения, произойдет задержка не только в развитии речи, но и в интеллектуальном росте ребенка.

Случаи полного исключения ребенка из общества очень редки, но они все-таки бывали. Имеются в виду случаи похищения и вскарм­ливания младенцев животными — тигрицами, медведицами и вол­чицами. Впоследствии некоторых из этих детей находили, пример­но, в восьми-девятилетнем возрасте. Процесс возвращения в круг человеческого общения для детей был очень тяжел. Они бегали на четвереньках, с трудом — в течение года или двух — обучались ходить на двух ногах и медленно привыкали к приготовленной пи­ще. Особенно тяжелый ущерб был нанесен речи. К 17 — 18 годам этих детей удалось обучить только нескольким стандартным фра­зам. Они не могли вспомнить ничего из своей прошлой жизни! Во всех подобных случаях бросается в глаза то обстоятельство, что пропущенное время приводит к невозвратимым потерям.

Развитие речи надо начинать с полуторалетнего возраста и 'про­должать весь дошкольный и школьный период. То, что не будет сделано в то время, когда формируется слухоречедвигательный ана­лизатор, потребует в дальнейшем очень большого труда. То же тре­бование вытекает и из наблюдений за фактами ранней речевой па­тологии. Наиболее тяжелым результатом отставания в развитии ре­чи является постепенное ослабление интеллекта. Алалики (негово­рящие), на которых до пятилетнего возраста не было обращено вни­мание и с ними не проводились специальные занятия, начинают быстро отставать в умственном развитии. К семи года»! они уже не могут учиться в нормальной школе. Даже по внешнему виду, по вы­ражению глаз и по всему поведению сразу заметно, что у них ослаб­лены сообразительность и понимание окружающего. Иногда, вслед­ствие перенесенной болезни, у ребенка просто несколько ухудшается

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИИ РЕЧИ - ^____ 323

слух. Это тотчас отражается на восприятии речи. Если в первые же дни работы в классе педагог не обратит внимания на такого ребенка, тугоухость все больше и больше будет затруднять развитие речи, что в свою очередь приведет к отставанию в усвоении знаний, хотя ин­теллектуальная сфера этого ребенка вполне нормальна. Вопрос о том, где должны учиться такие дети — в нормальной школе или в специальной, — решается каждый раз индивидуально на основе особого исследования речи данного ребенка.

Педагоги и воспитатели яслей, детских домов, садов и школ должны хорошо понять, что развитие речи — непременное условие не только интеллектуального, но и вообще гармонического развития личности. Решение этой задачи находится в руках педагогического персонала. Медицинских способов для усиления речевых возможно­стей пока нет. Борьба с расстройствами и ослаблением речи (алалии у детей, афазии у взрослых и др.) ведется преимущественно психо­лого-педагогическими средствами. Это важно подчеркнуть, так как именно педагогический подход позволяет нам подойти к самой ос­нове механизма речи.

Допустим, что какими-либо фармакологическими средствами удалось активизировать работу мозга. Этим будет достигнута мобилизация нервных сил и лишь готовность их к работе. Содержание же самой речевой деятельности и содержательный состав формируемых языковых связей может быть образован только при помощи общения людей. Применительно к детскому возрасту это значит, что язык вводится в мозг путем систематических речевых воздействий. При этом систем­ность содержится уже в самом языке, на котором говорят с ребенком. Однако таким способом, т. е. в условиях общения в кругу семьи, можно добиться лишь самой первой элементарной ступени владения языком. Если среда удовлетворяет нормам литературного языка, то к моменту поступления в школу произношение ребенка в основном налажено. Однако все остальные языковые подсистемы — лексиче­ская и грамматическая — остаются далеко не разработанными. Осо­бенно мал активный словарь и не сформировано умение строить логически последовательную речь. Вот сюда и должны быть на­правлены систематические педагогические воздействия.

Задача состоит не только в том, чтобы ввести в память учащихся литературный язык, но главным образом в том, чтобы научить поль­зоваться этим языком наилучшим образом. Точнее говоря, приме­нение языка является методом введения его в память учащихся. Этот процесс усвоения языка через речь может быть представлен в виде следующей схемы.

Вначале рассмотрим для простоты первые шаги формирования речевых дифффенцировок. Мы исходим из предположения, что мозг ребенка представляет собой «систему, способную к научению», но еще не обладающую никакими содержательными связями. Ребе-