Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
28
Добавлен:
03.10.2013
Размер:
87.04 Кб
Скачать

Внешняя политика России при Петре: обретение международного статуса империи.

Это глава, в которой заключен основной смысл реферата, поэтому я позволю себе некоторые подробности.

В чем особенности петровской внешней политики? По-моему, ее главной особенностью была активная позиция, особенно в отношениях с Европой. Нельзя говорить о Европе как о едином целом, но, несмотря на это, поражает широта этих отношений. Петр (именно Петр, так как все государственные дела были для него личными делами) одновременно у Европы учился, с нею воевал, торговал, заключал союзы, и при этом открыто заявлял, что собирается повернуться к Европе спиной. И до Петра, и после него в отношениях с Европой обычно главенствовало одно из этих направлений.

Не мне определять, кем был Петр—европейским просветителем ли азиатским деспотом, патриотом или русофобом, народным благодетелем или кровопивцем—но, по моему мнению, лучше всего его как государственного деятеля характеризует его влечение к Европе.

Великое посольство: взгляд на запад.

Не зря существовала в Москве Немецкая слобода—ведь именно отсюда по всей России начал распространяться европейский дух. А первым, кто подпал под влияние иностранцев, стал царь Петр. Ему, регулярно посещавшему Немецкую слободу и подружившемуся со многими ее жителями, захотелось увидеть и «большую Европу», откуда были родом эти практичные, образованные—словом, ни в чем не похожие на нас люди. И вот, в марте 1697 года царь (вероятно, не без подсказки своего друга и, во многом, учителя Франца Лефорта) отправляется в путешествие в Европу в составе Великого посольства—270 человек, в основном добровольцев, желавших обучаться различным наукам и ремеслам.

Дабы не принуждать европейских правителей встречать посольство слишком пышно, Петр сам не возглавил его, а назначил великими послами генерал-адмирала Франца Лефорта, тайного советника Федора Головина и думного дьяка (статского секретаря) Прокопия Возницына; сам царь назвался урядником Петром Михайловым, что не помогло ему остаться неузнанным.

У путешествия было несколько целей: обучить русских добровольцев кораблестроению, навигации, артиллерийскому делу; нанять иностранных специалистов на службу в Россию; оценить международное положение, отношение европейских дворов к Москве; заключить союзы против Турции и Крыма.

Вероятно, главным предназначением посольства (которое было с блеском исполнено) было знакомство самого Петра с европейским образом жизни, привычками, с достижениями науки.

Что касается войны с Турцией (в 1696 г. взята крепость Азов, что обеспечивало России выход в Черное и Азовское моря, но не давало безопасности от набегов крымских татар), то Австрия, главный союзник России в этой войне, отказалась продолжать наступательные боевые действия, заключив с Турцией сепаратный мир (в это время Австрия готовилась к войне за испанское наследство).

Когда граф Кинский созвал совещание австрийских министров с участием посла Венеции по поводу записки Петра, то вопрос стоял не о том, чтобы согласовать с союзниками общую позицию. Ответ туркам на их мирные предложения пока не был послан и еще можно было бы учесть требования России. Однако решили сначала послать окончательный ответ Турции. Только потом будет дан ответ царю. Иначе говоря, Россию (в лице самого царя) заранее отстраняли от разработки условий мира. Это была поразительная, наглая бесцеремонность. Петру давали понять, что его мнение в принципе не имеет значения, что он заслуживает лишь информации о свершившихся фактах. Правда, посылая ответ на турецкие предложения, документ на всякий случай пометили задним числом, будто он отправлен еще до приезда Великого посольства.

И только на другой день, 24 июня, Кинский принес письменный ответ на вопросы царя. [3, с.112]

Только после окончания войны за испанское наследство все эти «великие державы» вроде Австрии и Франции с удивлением заметят изменения, произошедшие в северной части Европы и узнают, что появилась страна, не менее, а, может быть, и более сильная, чем они—Российская империя.