Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курсак / 401901.rtf
Скачиваний:
24
Добавлен:
05.06.2015
Размер:
320.86 Кб
Скачать

Правотворческая компетенция органов власти субъектов Федерации

Любая территориальная организация государственной власти требует установления определенного объема нормотворческой компетенции ее территориальных структур. Это необходимое условие успешного функционирования создаваемого государственного устройства. Особую актуальность этот вопрос приобретает при федеративном строительстве, так как возможность собственного правотворчества, в частности законотворчества, – обязательное правовое качество государственных образований, выступающих составными частями федерации. Именно возможность создавать собственное региональное законодательство является доказательством самостоятельности государственных образований в решении принципиальных вопросов организации своей жизнедеятельности.

Вопрос о правотворческой компетенции региональной публичной власти, механизмах ее установления, формах реализации, способах обеспечения законности актуален для любого общества, выбравшего федеративную форму государственного устройства. Принципиален он и для Российской Федерации, так как Конституция Российской Федерации оставляет открытым вопрос о нормотворческих полномочиях субъектов Федерации.

В данном параграфе вводится в оборот понятие компетенции в сфере правотворчества и раскрывается его содержание. Автор обосновывает собственную точку зрения на содержание используемого термина. Доказывается, что распространенное в литературе определение компетенции носит односторонний характер и в основном подходит для характеристики тех органов власти, которые осуществляют правоприменительную деятельность, то есть определяют компетенцию в сфере правоприменения. Такое положение объясняется тем, что концепция компетенции разрабатывалась в рамках науки административного права, предметом которой является исполнительно-распорядительная деятельность органов власти. Этот вид деятельности достаточно часто сводится исключительно к ее правоприменительной составляющей. Поэтому понятие компетенции в сфере правотворчества должно несколько отличаться от правоприменительной компетенции.

В завершение делается вывод о том, что систему публичной власти можно рассматривать как конституционный механизм закрепления правотворческой компетенции ее органов. Доказывается существование прямой зависимости между характером государственной власти и характером распределения правотворческой компетенции между органами власти. Такой подход позволяет анализировать систему власти федеративного государства в качестве механизма установления компетенции органов власти субъектов Федерации в сфере правотворчества.

Обращение к проблеме правотворческой компетенции региональных органов власти явилось результатом проникновения в доктринальную юриспруденцию неклассических норм и методов исследования. Это стало итогом становления нового неклассического естествознания в период с конца ХIХ до середины ХХ столетия. В это время сформировались идеалы и нормы новой, неклассической науки. Они характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картин природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. Идея исторической изменчивости научного знания соединялась с новыми представлениями об активности субъекта познания. Он рассматривался уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а включенный в него, детерминированный им. Возникает понимание того, что результаты исследований во многом определяются способом постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. На этой основе сформировались новые представления о категориях истины, объективности, факта, теории, объяснения и т.п.

На современном этапе развития юридической науки становится актуальным исследование тех процедур, моделей, в рамках которых формируются общеупотребительные юридические понятия, теории, раскрывающие связь между различными факторами, те образы объективности, с которыми работает обыденное сознание.

Понятием, содержание которого формируется в результате деятельности и взаимодействия всех властных институтов федеративного государства, выступает компетенция органов власти субъектов Федерации в сфере правотворчества. Данная категория не имеет четко выраженной социальной основы (общественных отношений) и абсолютно определенной правовой основы. Уяснение содержания региональных правотворческих компетенций требует анализа не сколько самих полномочий органов субъектов Федерации, сколько властного механизма установления данных компетенций. Делается вывод о том, что сама постановка рассматриваемой проблемы и направление ее решения проходят в русле неклассической методологии познания.

Анализируются также социально-экономические факторы, детерминирующие интерес к теме исследования. Доказывается, что переход к постиндустриальному типу экономического развития России (непредсказуемость экономического процесса, отказ от приоритета крупных промышленных форм, ставка на сферу услуг, малый и средний бизнес и др.) потребует большей роли региональных органов власти в осуществлении экономических функций. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость наличия ясной и определенной правотворческой компетенции органов власти субъектов Федерации. По мнению автора, установление правотворческой компетенции региональных органов становится условием успешного вхождения России в постиндустриальный мир.

Обосновывается, что региональное правотворчество выступает приоритетной формой региональной правовой политики, так как именно данная юридическая форма выступает наиболее эффективной гарантией гласности и подконтрольности обществу формирования основных направлений правовой политики субъектов Федерации.

Формулируется оптимальная мера соотношения правовой политики и правотворчества в субъектах Российской Федерации. С одной стороны, правовая политика не должна формироваться за рамками правового поля под влиянием «семей», корпоративных интересов, региональных клановых групп, когда правотворческая форма становится лишь легализацией частных, узкокорыстных, а иногда и преступных интересов. С другой – нецелесообразно превращать данный процесс в формализованную юридическую процедуру, в которой доминирующую роль играют исключительно главы субъектов Федерации. Важно поднять на новый уровень значение представительных органов власти субъектов Федерации в выработке правовой политики. Следует прислушиваться к неформальным импульсам, исходящим от различных субъектов гражданского общества.

Региональное правотворчество направлено на формирование единого правового пространства России, так как при его посредстве достигается нормативно-правовое «включение» социально-экономических и культурно-этнических особенностей субъектов Федерации в единую систему права России.

Обосновывается вывод о том, что установление, формирование правотворческой компетенции органов власти субъектов Федерации становится условием диалога властей, фактором согласования федеральных и региональных интересов, средством обеспечения межэтнического мира и гражданского согласия.