Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы к экзамену (38 шт., за 2-ой семестр).doc
Скачиваний:
281
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
857.09 Кб
Скачать

Вопрос №3. Оправдание верою во Христа. Пример Авраама. Значение Закона (Рим. 3:21-4:25).

Ответ

Сам по себе закон не спасает, что ясно в Ветхом Завете. Об этом высказывания древних пророков, что все грешны. Обладание законом не спасает.

Но если перед Богом виновны и язычники страшными грехами, и иудеи, имеющие перед ними преимущества, то есть ли спасение человеческое? И апостол Павел отвечает: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (3:21-24). Оказывается, что спасительной является вера в Иисуса Христа, Сына Божия, воплотившегося и пролившего Кровь Свою на Кресте, вера в спасительную Кровь Христову, в то, что Бог предложил Христа в Жертву умилостивления в Крови Его, через показание веру, для показания правды Его в прощении грехов, содеянных прежде. Вера в то, что Христос спас нас на Кресте и есть вера спасительная». «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (3:28). Здесь важный термин в богословии апостола Павла «искупление» (стих 24). То, что Бог во Христе сотворил для нас, искупил нас Своей Кровию, апостол Павел называет «оправдание даром». Это дар благодати – «благодати Его».

Из факта всеобщности греха Апостол делает вывод, что и путь оправдания должен быть общий для всех. Этот общий путь есть путь веры. Отрывок 3:21-31, в котором этот тезис развивается, есть центральный догматический отрывок в первой части послания. Мысли Апостола Павла могут быть сведены к следующим основным положениям. Первое: в основании спасения лежит объективный момент: явление благодати Божией в искупительном подвиге Христовом (ср. стт. 24-25). Но к этому объективному факту – и тут мы переходим ко второму положению – человек приобщается верою (ср. ст. 22 и др.). Человек верою приемлет благодать. В богословии Апостола Павла понятие веры соотносительно с понятием благодати. Благодать, по самому своему существу, есть дар, благой дар (ср. ст. 24: даром). С своей стороны, и вера противополагается делам закона. Где вера, там нет места для юридического принципа: Бог по благодати дает. Человек по вере принимает: принимает, отдаваясь в вере Богу. И, наконец, третье положение: спасение, как усвоение благодати верою, есть явление правды Божией (ср. стт. 21-22, 24-26, 28, 30).

За законом, также как и в послании к Галатам, Апостол Павел признает две функции: педагогическую и прообразовательную. Хотя апостол говорит об оправдании верою, а не законом, но это не значить закон отвергается. Напротив, Апостол Павел говорит, что закон свят, и заповедь свята, что мы не отвергаем закон, «но закон утверждаем» (КДСА 3:31).

Законом познается грех (4:20).

Под педагогической функцией закона понимается то, что закон показывает, что является грехом, а что добродетелью. Закон устанавливает некоторую объективную норму, позволяющую судить о наличии греха. Закон грех выявляет, не давая средств бороться с ним. О познании греха законом он будет говорить и дальше в главе 7.

Закон и пророки свидетельствуют о правде Божией (4:21).

В этом случае закон понимается, как и в Гал. IV, в смысле Ветхого Завета в целом. Неизбежность этого понимания доказывается тем, что, наряду с законом, упоминаются пророки.

Под прообразовательной функцией закона понимается то, что закон и пророки предуказывали и оправдание верою, и Жертву Спасителя, и указывали время Его пришествия. События ветхозаветной истории прообразовали события, ставшие для нас спасительными. Весь Закон был устроен так, чтобы подготовить людей к принятию Мессии и оправдаться Его подвигом.

Пример Авраама (глава 4).

Как и в послании к Галатам (главы 3-4), он останавливается на примере Авраама. Он видит перед собою иудейского оппонента – по всей вероятности, воображаемого – и ему отвечает. Это – его обычный прием в Рим. Мы встречаемся с ним в главе 3 (ср. стт. 1-9) и снова в главе 6 (ср. стт. 1-15). Для иудеев Авраам был классическим примером оправдания делами закона. Между тем, даже обрезание, в котором можно видеть дело закона, он получил только впоследствии, как некий знак, которым запечатлевалась его праведность по вере, а не по делам закона. И потому Апостол Павел возводит к Аврааму, как некоему общему родоначальнику, всех без исключения верующих, как в необрезании, так и в обрезании (ср. стт. 11-12). Обетования, данные Аврааму, и семени его, основаны на праведности веры, а не на законе (ср. стт. 13 и слл.). Содержание обетования и составляет предмет его веры. Обетования были связаны с зачатием Исаака от отца, достигшего почти столетнего возраста (ст. 19). Тем самым, вера Авраама оказывается верою в животворящую силу Божию и, как таковая, – прообразом христианской веры в Воскресение Господа Иисуса Христа (стт. 23-25).