Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История МО часть 2.doc
Скачиваний:
787
Добавлен:
09.02.2016
Размер:
1.58 Mб
Скачать

Процессы над главными военными преступниками

В соответствии с соглашениями военного времени СССР, США, Англия и Франция учредили Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками. Заседания трибунала открылись 20 ноября 1945 г. в городе Нюрнберге, где раньше проходили съезды фашистской партии. Суду были преданы 24 оставшихся в живых главных нацистских военных преступника, в том числе заместители Гитлера Геринг и Гесс, адмирал Дёниц, сменивший Гитлера на посту главы правительства, бывший канцлер Папен, министр иностранных дел Риббентроп, руководители военного командования Кейтель и Йодль, банкир Шахт.

Им было предъявлено обвинение в заговоре против мира путем подготовки и ведения агрессивных войн, в военных преступлениях и в преступлениях против человечества, заключавшихся, в частности, в обращении в рабство и массовом истреблении мирного населения по политическим, расовым или религиозным мотивам. Трибунал приговорил 12 обвиняемых к смертной казни через повешение, остальных — к различным срокам тюремного заключения. Трибунал признал преступными организациями руководство нацистской партии, охранные отряды (СС) и тайную полицию (гестапо). Вместе с тем в ходе работы трибунала выявилось стремление Англии и США облегчить участь некоторых представителей политических и деловых кругов Германии. Вопреки особому мнению члена трибунала от СССР трибунал счел возможным не применять смертную казнь к Гессу, осудив его на пожизненное заключение, оправдал Шахта и Палена, не признал преступными организациями правительство, генеральный штаб и высшее военное командование Германии.

Главные японские военные преступники также были преданы суду Международного военного трибунала, заседания которого начались в Токио 3 мая 1946 г. Обвинения в подготовке и развязывании агрессивных войн, нарушении международных договоров, правил и обычаев ведения войны (в частности, убийства военнопленных) были предъявлены 28 бывшим руководящим деятелям Японии. В их числе находились 4 бывших премьер-министра, 11 министров, командующие армией и флотом. 7 обвиняемых, в том числе бывшие премьер-министры Тодзио и Хирота, были повешены, остальные осуждены на различные сроки тюремного заключения.

Нюрнбергский и Токийский процессы над главными военными преступниками были первыми в истории судебными процессами над организаторами войн и других преступлений против мира и человечества. Их приговоры, осуждающие агрессию, военные преступления, террор против мирного населения, не только покарали главных военных преступников, но и стали важным источником международного права.

Мирные договоры с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией, Финляндией

Одним из самых неотложных вопросов послевоенного урегулирования было заключение мирных договоров. Поскольку Германия не имела правительства, державы-победительницы решили в первую очередь заключить мирные договоры с европейскими союзниками Германии — Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.

На Потсдамской конференции был учрежден Совет Министров иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции и Китая, на который в качестве немедленной и важной задачи возлагалась подготовка мирных договоров с союзниками Германии. Проекты этих договоров были вынесены на обсуждение мирной конференции, работавшей в Париже летом и осенью 1946 г. Как в процессе подготовки договоров, так и во время работы Парижской конференции, вновь обнаружились серьезные противоречия между СССР, США и Англией. Правительство СССР поддерживало созданные при его содействии народно-демократические правительства Румынии, Венгрии и Болгарии, а правительства США и Англии требовали их коренной реорганизации. Они также возражали против поддержанного Советским Союзом предложения Югославии — воссоединить с ней славянские земли, входившие после первой мировой войны в состав Италии: Юлийскую крайну с главным городом Триест.

В результате требования США и Англии были отвергнуты. 10 февраля 1947 г. в Париже состоялось подписание мирных договоров с Италией. Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.

Территориальные постановления мирных договоров ликвидировали приобретения, осуществленные ранее фашистскими государствами. Италия признала суверенитет Албании и Эфиопии. Оккупированные Италией Додеканезские острова возвращались Греции. Юлийская Крайна, за исключением Триеста, передавалась Югославии. Триест, с прилегающей к нему небольшой областью, был объявлен «свободной территорией». Италия лишилась своих колоний в Африке — Ливии, Эритреи и Итальянского Сомали. В соответствии с условиями перемирия с Румынией и Венгрией мирные договоры закрепили возвращение Румынии части Трансильвании.

Финляндия возвратила СССР область Петсамо (Печенга), уступленную ей в 1920 г. советским государством, и предоставила Советскому Союзу территорию Порккала-Удд на северном побережье Финского залива (недалеко от Хельсинки) в аренду сроком на 50 лет для создания там советской военно-морской базы.

Политические постановления мирных договоров обязывали Италию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Финляндию обеспечить всем гражданам основные демократические права и свободы, запрещали возрождение и деятельность фашистских организаций, предусматривали привлечение к суду военных преступников. Этим странам разрешалось иметь для целей обороны ограниченное количество вооруженных сил, но запрещалось производить атомное оружие и другое оружие массового уничтожения.

Экономические разделы договоров предусматривали выплату соответствующими странами репараций жертвам агрессии: Советскому Союзу, Албании, Греции, Югославии, Чехословакии и Эфиопии.

Проблема заключения мирных договоров с Германией, Австрией и Японией

На Ялтинской и Потсдамской конференциях СССР, США и Великобритания договорились о том, что после капитуляции Германия будет подвергнута длительной оккупации. Целями оккупации , как было уже выше рассмотрено, являлись денацификация, демилитаризация, демократизация и декартелизация Германии.

Территорию Германии разделили на четыре зоны оккупации: советскую — на востоке, английскую — на северо-западе, французскую — на западе и американскую — на юго-западе. Столица Германии — Берлин, находившийся на территории советской зоны,— также делилась на четыре сектора оккупации: советский, английский, французский и американский. Верховную власть в Германии временно осуществляли главнокомандующие союзными войсками, каждый в своей зоне оккупации. Координацию действий четырех держав по всем вопросам, затрагивающим Германию, осуществлял Контрольный совет, состоявший из командующих оккупационными войсками. Общее управление Берлином возлагалось на четырехстороннюю межсоюзническую комендатуру. Контрольный совет и межсоюзническая комендатура действовали по принципу единогласия.

Оккупационный режим устанавливался и в Австрии, которая в 1938-1945 гг. входила в состав Германии. Подобно Германии Австрия была разделена на четыре зоны оккупации: советскую, английскую, американскую и французскую. Верховную власть в Австрии временно осуществлял Союзнический совет, состоявший из представителей СССР, США, Великобритании и Франции.

В советской зоне оккупации Германии советская военная администрация ликвидировала фашистский государственный аппарат, издала декреты о введении рабочего контроля, конфискации имущества фашистского государства, нацистской партии и военных преступников, о проведении демократической аграрной реформы. При ее содействии ведущую роль в политической жизни советской зоны стали играть немецкие антифашистские группировки, в первую очередь коммунисты.

В западных зонах оккупации Германии военная администрация США, Великобритании и Франции организовала несколько процессов над военными преступниками, восстановила демократические свободы, провела аграрную реформу. Была разрешена деятельность всех антифашистских партий, однако военная администрация западных держав поддерживала прежде всего возрождаемые буржуазные партии христианских демократов и свободных демократов.

Разногласия между СССР, США и Англией сказались и на подготовке мирного договора с Японией. Согласно решениям Каирской и Потсдамской конференций, Япония подлежала оккупации с целью полного военного разоружения, наказания военных преступников и восстановления демократических свобод, в том числе свободы слова, совести и мысли.

В ходе военных действий американцы оккупировали все Японские острова, а также находившиеся под властью Японии Каролинские, Маршалловы и Марианские острова в Тихом океане. Поэтому в Японии в отличие от Германии и Австрии не существовало различных зон оккупации. Оккупацию осуществляли только американские войска. Созданные по соглашению между СССР, США и Великобританией Союзный совет и Дальневосточная комиссия для Японии, состоявшие из представителей США, СССР, Китая и Великобритании, не располагали реальной властью и могли лишь давать рекомендации главнокомандующему американскими оккупационными войсками. Фактически американские оккупационные власти единолично контролировали японское правительство.

В зону американской оккупации вошла и Южная Корея (до 38-й параллели), тогда как Северная Корея (где впоследствии образовалась Корейская Народно-Демократическая Республика) была занята советскими войсками.

В 1947 г. Каролинские, Маршалловы и Марианские острова были переданы под опеку Организации Объединенных Наций, однако США, осуществлявшие опеку от имени ООН, продолжали управлять этими островами.

Советский Союз, США и Великобритания не смогли прийти к соглашению относительно проекта мирного договора с Японией. Тогда США и Англия в сентябре 1951 г. созвали в Сан-Франциско международную конференцию для выработки условий мирного договора. В ней приняли участие 52 государства, включая Советский Союз. Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Монгольская Народная Республика и Демократическая Республика Вьетнам, правительства которых тогда не были признаны Англией и США, на конференцию не приглашались. Индия и Бирма отказались прислать делегатов.

Подготовленный Англией и США проект мирного договора объявлял о прекращении войны между Японией и ее противниками. Япония признавала независимость Кореи, отказывалась от всяких претензий на Курильские острова и Южный Сахалин, а также на острова Тайвань, Пэнхуледао, Парасельские острова.

Большинство участников Сан-францисской конференции не согласилось с предложениями Советского Союза, предусматривавшими запрет на размещение на территории Японии иностранных войск, запрещение вступать в военные блоки, направленные против воевавших с Японией стран, выплату репараций жертвам японской агрессии. В свою очередь Советский Союз, Польша и Чехословакия отвергли американо-английский проект, считая, что он закрепляет пребывание иностранных войск в Японии, не обеспечивает ее демократического развития и не дает достаточных гарантий против возрождения японского милитаризма.

В конечном итоге 49 участников конференции подписали Сан-францисский мирный договор, в основном соответствовавший англо-американскому проекту. СССР, Польша и Чехословакия отклонили его. Тем самым они не приняли и некоторые важные позитивные моменты, зафиксированные в тексте договора.

Отказались признать Сан-францисский договор не участвовавшие в мирной конференции Индия, Бирма, Демократическая Республика Вьетнам, Корейская Народно-Демократическая Республика, Китайская Народная Республика и Монгольская Народная Республика.

После подписания Сан-францисского договора Соединенные Штаты Америки односторонним актом ликвидировали Союзный совет и Дальневосточную комиссию для Японии. Одновременно они заключили с Японией так называемый договор безопасности, предоставивший США право держать в Японии свои вооруженные силы.

Понятие «холодная война», ее причины. Формирование двух военно-политических блоков

«Холодная война» – это планетарная двусторонняя биполярная конфронтация СССР и США , а также их союзников на идеологической основе , характеризовавшаяся борьбой за сферы влияния и осуществлявшаяся через кризисы, которые ставили мир на грань глобальной войны с применением ядерного оружия. Ее главным содержанием была конфронтация без глобальной войны, балансирование на грани войны.

Одним из первых пропагандистских актов «холодной войны» стала речь бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля, произнесенная им 5 марта 1946 г. в присутствии президента Г. Трумэна в американском городе Фултоне. В этой речи, заранее согласованной с Г. Трумэном, он обвинил Советский Союз в агрессивности и тирании, а коммунистические партии назвал «пятыми колоннами», представляющими «растущую угрозу для христианской цивилизации». Утверждая, что Советский Союз отделил Восточную Европу от остального мира «железным занавесом», У. Черчилль предложил создать для борьбы против СССР и коммунизма «ассоциацию народов, говорящих на английском языке», которая обладала бы ядерным оружием и могла рассчитывать на подавляющее военное превосходство над Советским Союзом.

Вслед за речью У. Черчилля в Фултоне началась активная пропагандистская кампания. Американское правительство объявило своей официальной доктриной «сдерживание коммунизма» и стало широко прибегать к «атомной дипломатии», т.е. к угрозам применения атомного оружия. Владея атомными бомбами и зная, что американские бомбардировщики могут достичь территории СССР с военных баз в Европе и на Тихом океане, правительство США считало Америку неуязвимой для ответного удара, потому что Советский Союз тогда не имел атомного оружия.

В свою очередь советское руководство, возглавляемое И.В. Сталиным, развернуло политическую и пропагандистскую кампанию против англо-американских «поджигателей войны». Допуская явные преувеличения и искажения фактов, оно обвиняло правящие круги США в стремлении «превратить весь мир в колонию американских империалистов, низвести суверенные народы до положения рабов», установить «зверский фашистский режим не только в США, но и в других странах».

Столкнувшись с угрозой атомного нападения, Советский Союз форсировал работы по созданию своего собственного ядерного оружия. 29 августа 1949 г. состоялось первое испытание советской атомной бомбы.

Потеряв монополию на атомное и термоядерное оружие, США сначала сохраняли преимущество в средствах его доставки. В 1953 г. в США были сконструированы межконтинентальные стратегические бомбардировщики, а в 1955 г.— межконтинентальные баллистические ракеты, способные доставить ядерное оружие в любую точку земного шара. Советский Союз ликвидировал и это преимущество. Летом 1957 г. была испытана первая советская межконтинентальная баллистическая ракета. Стартуя с территории СССР, она могла достичь основных городов США за 20-30 минут. Создание мощного советского ракетно-ядерного оружия покончило с атомной монополией США, но не остановило гонку вооружений, в которую втянулся и Советский Союз. Конфронтация двух блоков продолжалась и усиливалась.

Поддержанию состояния «холодной войны» в отношениях между СССР и США во многом способствовал характер военных доктрин, которых придерживались обе стороны.

Наличие у США, становившихся время от времени достоянием гласности, планов ведения войны против СССР американские руководители объясняли тем, что такие планы готовились «на всякий случай», и утверждали, что США никогда не помышляли начинать первыми войну против СССР. Официальная военная доктрина США всегда предусматривала возможность нанесения упреждающего ядерного удара в том случае, если американское руководство придет к выводу (может быть, и ошибочному), что другая сторона намеревается нанести ядерный удар по США. Постоянное ощущение Москвой угрозы ядерного удара в результате неправильного истолкования Вашингтоном ее намерений было одним из источников напряженности между ними.

В отличие от американской, советская внешнеполитическая доктрина никогда не предусматривала нанесения подобного превентивного ядерного удара в случае возникновения подозрения о готовящемся ударе со стороны США. Но на определенном этапе, до достижения стратегического паритета, она допускала нанесение ответно-встречного удара, т. е. пуск ракет на территорию США, в том случае, если будут обнаружены летящие в направлении СССР американские ракеты, еще до того, как они поразят его территорию. Это, конечно, тоже таило в себе определенный риск начала войны по ошибке и создавало напряженность.

В целом, за исключением указанного различия между упреждающим и ответно-встречным ядерным ударом, советская и американская военные доктрины были во многом идентичными. В своей военно-политической части обе они были оборонительными и не предусматривали сознательного начала войны. Однако в своей военно-технической части, определяющей структуру вооруженных сил, их дислокацию и подготовку, они — опять-таки одинаково — исходили из принципа «лучшая оборона — это наступление». Другими словами, вооруженные силы обеих сторон строились, вооружались, обучались, размещались так, чтобы быть в постоянной готовности перейти в мощное контрнаступление сразу же в случае нападения другой стороны. А это означало, что ни одна сторона не могла быть уверена в том, что другая сторона не использует свой мощный наступательный потенциал в агрессивных целях, а не в целях самообороны.

И так продолжалось в течение десятилетий «холодной войны» до тех пор, пока этот заколдованный круг не был разорван во второй половине 80-х гг. в результате пересмотра сначала Советским Союзом в одностороннем порядке, а затем и странами НАТО своих военных доктрин, превращения их из оборонительно-наступательных в чисто оборонительные с соответствующей перестройкой вооруженных сил. Именно это открыло перспективу для свертывания «холодной войны», поскольку ее главным генератором было военное соперничество.