Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1-20.docx
Скачиваний:
48
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
186.42 Кб
Скачать

3. Границы политики в обществе

Важное значение имеет определение границ политической сферы жизни общества. В тоталитарном государстве все отношения пропитаны политикой. И экономика, и культура, и спорт, и даже частная жизнь не свободны от политического контроля и регламентации. В условиях демократии политическая сфера является относительно автономной и ограниченной. Однако каковы же критерии политики и где же проходят границы политического?

Ответ на этот вопрос прямо зависит от трактовки понятия «политика». Сторонники самых широких интерпретаций политики как любой деятельности и поведения, связанных с властью, организацией и управлением, утверждают, что она является неотъемлемым элементом всей человеческой жизни. Так, американский ученый Гарольд Лассуэлл определяет политику как отношения, включающие власть, управление и авторитет.

Таким образом, политические отношения – это отношения, находящиеся в сфере «А». Лассуэлл называет все в данной области политическим по определению. Отсюда логически следует, что политика должна присутствовать во всех областях социальной жизни, поскольку любая более или менее организованная группа не может обходиться без власти и управления, будь-то профсоюз, деловое предприятие, спортивный клуб, дикое племя или отдельная семья. Отсюда так же следует, что и конфликты, являющиеся неотъемлемой характеристикой всех человеческих отношений, указывают на присутствие политики, когда они разрешаются с помощью власти.

Столь широкое понимание политики ведет к размыванию ее границ, растворению политики среди таких близких к ней по своей природе явлений, как власть, авторитет, организация, управление. Однако эти явления сами по себе еще не являются достаточными индикаторами политического. Ведь власть имеет самые многообразные сферы и формы проявления (экономическая, социальная, семейная и т.д.). Поэтому разрешение конфликтов с использованием власти не обязательно является показателем политики. Например, разрешение конфликта между родителями и ребенком в семье с помощью авторитета или насилия вряд ли дает основание рассматривать семейные отношения как часть политических, хотя они и регулируются законами государства.

Узкая трактовка политики, как уже отмечалось, связывает ее с отношениями по поводу участия в публичной власти. Она позволяет более конкретно определить критерии и границы политики. Этот подход обозначил еще Аристотель, который определял полис, или политическую ассоциацию, как наиболее суверенную и инклюзивную, то есть включающую в себя (см. рис. 1, сфера В). Политическую власть он отделял от таких видов, как власть господина над рабами, мужа над женой, родителей над детьми. По мнению Вебера, «ассоциация может быть названа политической, если выполнение ее распоряжений постоянно осуществляется на определенной территории под угрозой или с применением принуждения со стороны административного органа» (см. рис. 1, сфера С).

Таким образом, Аристотель и Вебер предложили достаточно четкие критерии политического: суверенитет власти, означающий ее верховенство и самостоятельность, публичность власти, ее постоянное осуществление на определенной территории, наличие специального органа принуждения. Нетрудно заметить, что эти индикаторы политики связаны с ее функционированием на уровне государства или местного самоуправления. Эти институты выступают в качестве основных инструментов сознательного саморегулирования общества. Любая проблема в той мере становится политической, в какой она затрагивает определенные общественные интересы и требует вмешательства власти. Так, «социальный заказ» на государственное посредничество, как правило, наступает тогда, когда общество или его отдельные группы исчерпывают ресурсы неполитического регулирования (экономического самоуправления, человеческой кооперации, воздействия моральных норм и т.д.) и начинают нуждаться в выработке обязательных для всех граждан решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Однако институты государственной власти и местного самоуправления не являются единственным центром политической активности в обществе. Политика несомненно присутствует в деятельности партий, общественных движений, неправительственных организаций, профсоюзов, союзов предпринимателей, церкви и других групп интересов. В рамках широкой трактовки политики любая группа может быть названа политической, если она стремится к власти или к оказанию влияния на власть или выдвигает определенные требования другим группам в обществе, удовлетворение которых предполагает принятие общественно значимых властных решений.

В отличие от политических партий, которые по определению стремятся прежде всего к участию во власти, группы интересов добиваются представительства и защиты своих интересов, стремясь скорее воздействовать на институты власти, чем выдвигать своих кандидатов на выборах и принимать на себя ответственность за действия правительства. Поэтому даже самые далекие от политики организации, например, кинологические клубы, столкнувшиеся с угрозой введения чрезмерно высоких налогов на содержание домашних животных, оказываются на политическом поле как только начинают кампанию защиты своих интересов.

Широкое распространение политики на самые различные экономические, социальные, культурные и другие общественные явления не означает, что она не имеет определенных границ. В современных демократиях общепризнанно, что основными границами, пределами политического вмешательства являются конституционные права и свободы личности, а также принципы рыночной экономики, нарушение которых могло бы подорвать фундаментальные основы демократического общества.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]