Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция2.История психодиагностики..doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
114.18 Кб
Скачать

5. Отечественная психодиагностика: запрет и возрождение.

Психодиагностика в России развивалась не на пустом месте, она вобрала в себя опыт различных отраслей психологии того времени, философии, физиологии и педагогики. В середине ХIХ века, в годы расцвета естественных наук в России, возникла необходимость в становлении и развитии отечественной психодиагностики. У истоков направления, ориентированного на исследование генезиса психического развития и использовавшего данные о биологическом и физиологическом созревании детей, был Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). Основным методом психологии, по мнению Сеченова, должно быть объективное наблюдение развития психических процессов.

Были устроены лаборатории опытной психологии в Петербурге, Дерпте. В 1895 г по инициативе крупнейшего русского психиатра С.С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета.

Большой вклад в психологическую науку экспериментальными исследованиями внес Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) - выдающийся физиолог, психолог, невролог, психиатр. В 1885 г. им была открыта первая в России экспериментальная психологическая лаборатория при клинике нервных и душевных болезней Казанского университета. Бехтерев стремился выявить связь психической деятельности с мозгом, с нервными процессами. По его мнению, изучение психических процессов не может быть ограничено только субъективной стороной психики. В.М. Бехтерев придерживался утверждения о том, что «нет вообще ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно объективными проявлениями» (Бехтерев В.М. Объективная психология и ее предмет // Вестник психологии, 1904. - № 9-10, с. 730-Гуревич, с.33). Объективная психология, по утверждению В.М. Бехтерева, должна пользоваться только объективным методом и характеризовать психический процесс только с его объективной стороны.

Бехтеревым В.М. совместно с Лазурским А.Ф. и Нечаевым А.П. разрабатывались новые диагностические методы, отвечающие задачам детской психологии, такие как наблюдение, естественный и рефлексологический эксперименты. Наряду с поиском новых подходов к научно-психологическому изучению ребенка широкое распространение получило создание и использование методов, направленных на выявление индивидуальных особенностей детей и детских групп в практических целях. Для этих задач использовались тесты, анкеты, биографический, статистический и антропометрический методы, разработанные М.М. Рубинштейном, А.Н. Нечаевым, Н.Е. Румянцевым, а впоследствии П.П. Блонским, М.Я. Басовым, А.С. Залужным, Л.С. Выготским (Марцинковская Т.Д., 1998).

Для экспериментального исследования психики детей в начале века А.Ф. Лазурский возглавил психологическую лабораторию в Петербурге. Лазурский был неудовлетворен лабораторно-экспериментальными методами, существовавшими в начале века, что побудило его искать другие способы психологического исследования. Им был применен естественный эксперимент, изложенный в работе «О естественном эксперименте» (1911), который имел особенно большое значение для психодиагностики ребенка.

Итак, во второй половине XIX века в отечественную психологию был введен эксперимент. Но для возникновения психологической диагностики необходимо было, кроме того, чтобы практике потребовалось знание об индивидуально-психологических особенностях человека. Первые отечественные работы по психологической диагностике выполнялись в первые десятилетия XX столетия.

В 1905-1906 гг. психология была введена в качестве учебной дисциплины в школы, она стала одним из важнейших курсов и в педагогических институтах. Один из ведущих ученых того времени, организатор Психологического института и заведующий кафедрой философии Московского университета Г.И. Челпанов настаивал на том, что и в курс прикладной психологии необходимо включить раздел теоретической психологии, так как без знаний общих закономерностей и методологических принципов невозможно грамотное исследование психики детей. Его взгляды кардинально отличались от подхода Нечаева, который настаивал на том, что истинно научной является только экспериментальная психология, основы которой и должны преподаваться будущим учителям.

Особый интерес к тестам возник в сфере образования в связи с практическим запросом общества о степени одаренности учащихся, особенностях их личностного и психического развития. При школах создавались кабинеты для экспериментально-психологического обследования учащихся.

Одной из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию детей является исследование Г.И. Россолимо (1860-1928), в результате которого в 1908 г. была опубликована шкала для измерения уровня общих способностей, впоследствии получившая название «Психологические профили». Григорий Иванович Россолимо, крупнейший невропатолог и психиатр, основоположник детской неврологии в России, поставил своей целью выработку критериев отличия психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. В результате им был создан метод, получивший широкую известность как в России, так и за рубежом, который стал одной из ранних оригинальных систем тестов для измерения умственной отсталости. Эта методика индивидуального психологического профиля, состоящая из 11 субтестов для определения следующих психических процессов: внимания, восприимчивости, воли, запоминания, ассоциативных процессов. Далее Россолимо предложил графическую форму представления измерений психических процессов - вычерчивание «психологического профиля», который наглядно демонстрировал соотношение указанных процессов. Положительным в исследованиях Россолимо было, то, что в отличие от западного тестирования он стремился к целостной оценке личности, к синтетическому способу изображения ее сильных и слабых сторон. «Психологические профили» Г.И. Россолимо с того времени прочно вошли в психологическую диагностику ребенка.

Идеи Г.И. Россолимо получили широкое распространение среди психологов Европы.

Собственно психодиагностические работы в России, за исключением выше изложенных, начали развиваться в послереволюционный период. Особо следует отметить вклад в психодиагностику выдающегося психолога с мировым именем Л.С. Выготского, разработавшего учение о психологическом диагнозе, его особенностях и этапах. При этом Л.С. Выготский подвергал критике тесты за их направленность на диагностику лишь «актуального развития», отмечая неотчетливость самого понятия «интеллект». Отношение к тестам в нашей стране в 20-30-е годы (а психодиагностика в этот период развивалась главным образом как тестология) было далеко не однозначным. С одной стороны, интерес к диагностике был очень велик, и психологи с энтузиазмом занялись этой проблематикой, с другой стороны, многие положения и подходы, постулируемые ею, вызывали критическое отношение.

В 1920-1930-х гг. тестирование набирает обороты в педологии, психологии труда и психотехнике. В области психологического тестирования плодотворно работают Г.И. Россолимо, П.П. Блонский, М.Я. Басов, М.С. Бернштейн, А.А. Люблинская, В.М. Коган и др.

Педология была задумана как комплексная наука, занимающаяся целостным, синтетическим изучением детей. Но научный синтез данных психологии, физиологии, анатомии и педагогики не был осуществлен в рамках педологии.

В это время в нашей стране значительное развитие получила психотехника, а именно труды И.Н. Шпильрейна, С.Г. Геллерштейна, Н.Д. Левитова, А.А. Толчинского и др. (Геллерштейн С.Г., Коган В.М., Шпигель Ю.И., 1929). В рамках психологии труда и психотехники развивалась психодиагностика, результаты которой нашли применение в ряде направлений народного хозяйства, прежде всего в промышленности, на транспорте, в системе профессионального обучения.

К середине 30-х гг. педология и психотехника начали подвергаться критике, в особенности за формальное использование некоторых теоретически не обоснованных тестов. Это время характеризуется интенсивным и неконтролируемым использованием тестов в системе народного образования и в промышленности. В школах проходили массовые тестовые обследования, которые не подкреплялись серьезной проверкой качества инструментария, в результате принимались решения о переводе некоторых учащихся в классы для умственно отсталых детей.

Ввиду надвигавшейся тестомании и ряда причин субъективного характера было принято известное Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», наложившее запрет на применение тестов и анкет. Это постановление, по мнению А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и А.А Смирнова, получило в последующие годы неправомерно расширительное толкование и привело к отказу от разработки научно обоснованных методов психологической диагностики личности (Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А., 1968).

Таким образом, в 30-е гг. прошлого столетия были ликвидированы те направления исследований, которые являлись связующими звеньями психологии с практикой, что нанесло огромный ущерб в развитии психологической науки в целом.

Понадобилось около 40 лет, чтобы психодиагностическое направление исследований было полностью восстановлено в своих правах. Лишь в конце 60-х гг. вновь начинают появляться работы по психологической диагностике.

В 1960-1970-е гг. в отечественной психологии развивается так называемый «качественный подход», реализуемый прежде всего в диагностике умственного развития. Такой подход предполагает изучение способностей в условиях выполнения соответствующей деятельности.

На Центральном совете Общества психологов СССР (1969 г.) психодиагностика была признана одной из наименее развитых областей психологического знания, крайне нуждавшейся во внимании со стороны исследователей. Большинством ученых-психологов данное решение было воспринято как долгожданное официальное «разрешение на тесты» (Бурлачук Л.Ф., 2003, с. 89).

В становлении отечественной психодиагностики большую роль сыграла Ленинградская психологическая школа. Во многом благодаря инициативе со стороны Б.Г. Ананьева, признанного лидера ленинградских психологов, тесты начинают занимать полноправное место в психологических исследованиях.

Основной задачей, поставленной перед коллективом в 1962-1963 гг., было комплексное исследование человека как индивида, личности, индивидуальности, с одной стороны, и как субъект труда, познания, общения – с другой стороны.

Дискуссии о тестах периодически вспыхивают вплоть до середины 1970-х гг. и окончательно угасают к началу 1980-х. Психологов-практиков, а их ряды посте­пенно растут, интересуют не вопросы идеологической чистоты тестов, а те возмож­ности, которые открываются с их использованием в школе, клинике, спорте, во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому параллельно продолжающимся дискуссиям тесты поначалу робко, а затем все более активно используются в медико-психологических исследованиях, изучении разных возрастных групп, профориентации и профотборе, судебно-психологической экспертизе (В. Н. Мясищев и др., 1969; Б. Г. Ананьев и др. 1970-1976; И. Н. Гильяшева, 1969-1974; Е. И. Степанова и др., 1971-1974; Л. Ф. Бурлачук, 1971-1975; К. М. Гуревич др., 1974-1975 и многие другие).

Начиная с 1970-х гг. основным делом для К.М Гуревича стало возрождение психодиагностики. Понимая ее практическую ценность. К.М. Гуревич много сил отдал созданию научных основ этой дисциплины, а также организационно-методической работе. По его инициативе и при его участии проводились первые (после фактического запрета психодиагностики в 1936 г.) конференции и симпозиумы по психологической диагностике, были опубликованы первая коллективная монография «Психологическая диагностика. Проблемы и исследования» (1981), посвященная теоретическим проблемам психодиагностики, и перевод фундаментального труда А. Анастази «Психологическое тестирование» (1982).

В этих работах накапливался собственный опыт организации и проведения диагностических исследований, были получены оригинальные данные, обогащающие известные представления об индивидуально-психологических особенностях личности в норме и патологии. Наряду с эмпирическими работами появляются и первые теоретические, анализирующие состояние дел в зарубежных исследованиях.

Во второй половине 1970-х гг. увеличивается количество публикаций, появляются первые монографии, посвященные как отдельным проблемам, так и психодиагностике в целом (В.Г. Норакидзе, 1975; Ф.Б. Березин и др., 1976; В.М. Блейхер и Л.Ф. Бурлачук, 1978; Л.Ф. Бурлачук, 1979). Психодиагностика признается в качестве одной из основных сфер приложения профессиональных возможностей психологов, становится неотъемлемым элементом их обучения (Бурлачук Л.Ф., 2003, с.91).

В 1980-е гг. продолжается обсуждение общих и частных проблем психодиагностики, при этом широко привлекается собственный исследовательский опыт. (Бодалев, Столин, с.43-45)

В это время в психологии стала широко осознаваться задача согласования теоретических разработок с эмпирическими результатами, для чего стали необходимыми методы, позволяющие это делать без заметной потери качества такого согласования.

Появляются первые учебные пособия для студентов (Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина, 1987), первый словарь-справочник (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев: Наукова думка, 1989), адресованный широкому кругу специалистов. В этих работах, и это следует отметить особо, реализуется слияние тестологического, измерительного подхода с дифференциально-психологическим, что составляет подлинную сущность психологической диагностики как науки (Бурлачук Л.Ф., 2002).

Делаются первые шаги на пути разработки оригинальных методик, многие из которых сегодня достаточно активно используются в психологических исследованиях (А.Е. Личко и др.,1983; В.М. Мельников и Л.Т. Ямпольский, 1985; М.К. Акимова и др., 1988; А.А. Кроник, 1991 и др.). Необходимо подчеркнуть важность начатой в 1980-е гг. работы по преодолению почти тотальной психометрической безграмотности психологов, воспринимавших как нечто экзотическое требования к надежности и валидности тестов и не имевших элементарных навыков их конструирования. Обращается внимание и на разработку (не завершенную до сих пор) этических норм, которыми должны руководствоваться создатели и пользователи психологических тестов.

После распада Советского Союза, в последнее десятилетие XX в. развитие психологической диагностики, впрочем как и других наук, естественно, несколько затормозилось. Тем не менее в основных психологических центрах, которыми продолжали и продолжают оставаться в первую очередь Москва и Петербург в России велась определенная работа в области психодиагностики, позволившая достигнуть заметных результатов.

Одной из существенных проблем этого периода, оставшихся в наследство от советской психодиагностики, была острая нехватка методик для практических психологов. Кустарно изготовленные тесты, а в основном это были неадаптированные зарубежные методики, не могли удовлетворять психологов. Поэтому важным событием, повлиявшим на развитие психодиагностической практики, стало создание в Петербурге ИМАТОНа (Госстандарт России) - предприятия, которое занялось подготовкой и продажей тестов для психологов. Первоначально это были известные зарубежные тесты, а позднее появляются и отечественные. В отличие от многих известных западных фирм - производителей тестов, ИМАТОН не только распространитель собственной продукции, но и организатор ее научного сопровождения. Психологи-практики могут получить или совершенствовать свои знания в области психодиагностики, работая с тестами путем участия в краткосрочных обучающих программах, а также конференциях, которые регулярно проводятся ИМАТОНом.

Основная преграда на пути в мировое психологическое сообщество - отсутствие действующих профессиональных сообществ, заинтересованных в развитии российской психодиагностики.

Подводя итог рассмотрению отечественных работ в области психодиагностики, следует отметить, что, несмотря на большое количество вторичных исследований, копирующих западные, в истории имелись и интересные самостоятельные работы, пытающиеся решить научно-методологические проблемы диагностики. На современном этапе развития психодиагностики эти попытки были продолжены.