Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
123.docx
Скачиваний:
23
Добавлен:
21.02.2016
Размер:
70.44 Кб
Скачать

3. Легальная и легитимная государственная власти в России

В правовом смысле государственно-властные отношения в основном определяются с точки зрения легальности, легитимности и законности. Исходя из того, что государство есть форма организации общественной жизни, тесно связанная с правом, на наш взгляд, следует обратиться к рассмотрению правомерности государственно-властных отношений. Кроме того понятие правомерности, так как такие понятия, как «законность», «легальность» и «легитимность», в отличие от «правомерности», чужды массовому правосознанию, т.е. непонятны человеку с обыденным сознанием.

Правомерность государственно-властных отношений в широком смысле выражается через легитимность, а в узком смысле - через законность и легальность. С точки зрения легальности государственно-властные отношения, бесспорно, будут правомерными.

Легитимность и легальность - два оценочных критерия, позволяющих дать адекватное заключение о содержании и сути власти в данном обществе и государстве.

Следует различать легальность и легитимность власти. Понятие «легализация» (от латинского «legalis» - законный, юридический) обозначает процесс придания законного характера какому-либо факту. Легальность предполагает лишь формально-юридический фактор формирования и реализации власти. Легальность государственной власти означает законность ее формирования и функционирования19.

В некоторых случаях легальность власти трактуется как узкое понимание легитимности власти. Данный подход методологически необоснован. Если легальность отражает лишь формальное соответствие процесса формирования и функционирования власти установленным правовым нормам, то легитимность выступает как фактор этико-правовой обусловленности государственной власти.

Понятие «легитимация» (от латинского «legitimatio» - узаконение) обозначает процесс признания соответствия фактического механизма формирования государственной власти как конституционно-правовым и международно-правовым нормам, так и этическим ценностям, доминирующим в данном социуме. Легитимность власти предполагает как соответствие определенным формально-юридическим критериям детерминации властной воли, так и соответствие этической оценке населения, выносимой в ходе осознания со стороны последней содержания и сущности государственно-властных отношений.

По итогам такой оценки осуществляется признание авторитета государственной власти большей частью населения, осознанное и в определенной степени добровольное подчинение законным требованиям субъектов власти. Легитимность власти - это признание и одобрение обществом или его большей частью авторитета власти и права управлять20.

Легитимность является одним из важнейших свойств, характеризующих власть, и представляет собой качественную характеристику специфического состояния политической и правовой систем, где «существующий порядок властных отношений обеспечивает возможность направлять действия всех социальных субъектов с минимальным использованием средств и технологий принуждения и насилия»21.

Юридическими формами процесса легитимации можно признать институты прямой и представительной демократии. В демократическом обществе легитимация государственной власти основана на комбинировании «чистых» типов легитимации. Обеспечение легитимности власти является своеобразным показателем соблюдения народного суверенитета.

Проблему легитимности государственной власти можно разложить на две составные: легитимность первоисточника государственной власти и легитимность реализующих государственную власть субъектов (структуры гражданского общества, органы государственной власти). Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны.

Легитимность реализующих государственную власть субъектов определяется дифференцированно. Общим требованием является обращение к первоисточнику власти, что должно обеспечить реализацию воли последнего при реализации власти.

Сгруппировав отдельные теоретические положения обоснования легитимности, можно выделить два концептуальных подхода:

  1. обоснование легитимности власти посредством соблюдения принципов демократии;

  2. обоснование легитимности власти посредством категорий и ценностей национализма.

В отечественной литературе понятия «законность» и «легальность» часто отождествляются. Законность обычно раскрывается как неуклонное соблюдение закона. Она не только является признанием факта действия в соответствии с действующим законом, но и является характеристикой самих законов. В формально-правовом контексте законность подразумевает под собой некое ограничение самой деятельности государственной власти и имеет два смысла - узкий и широкий. В узком смысле законность выражается через легальность, а в широком - через легитимность.

Таким образом, законность может быть связана с легитимностью в содержательном смысле, являясь характеристикой закона, и с легальностью в формальном смысле.

Легитимность выражается в согласии народа на управление им определенной властью, а также в наличии у данной власти средств для управления государством в целом. Она обеспечивается политической культурой народа, его волей к государственной форме социальной жизни, сложившейся исторически, приходом к власти отдельных конкретных личностей и проводимой ими политикой. Ее сущность заключается в оценке гражданами, обществом в целом правовой и идеологической деятельности власти.

От легитимности следует отличать легитимацию, которая выражается в обретении властью правомерности. Ей подлежат конкретные институты государственной жизни, законы и процедуры. Процесс легитимации может быть как управляемым, так и происходить стихийно, осуществляется он как сверху, т.е. при помощи правовой, идеологической деятельности государственно-властных органов и должностных лиц, так и снизу - через видимый результат деятельности власти. Стихийный процесс легитимации заключается в «процеживании» происходящего в обществе и государстве через призму массового правосознания, а управляемый процесс осуществляется целенаправленно, через идеологию и определенные процедуры законотворчества.

Природа правомерности заключается в единстве и совпадении общественных (государственных) и личных интересов, а именно - необходимых требований государства и потребностей его граждан. Правомерность можно рассматривать в узкоформальном и широком смыслах. Ее характеристику мы можем приложить ко всем элементам правовой реальности: правопорядку, законотворчеству, реализации прав и т.д.

Сопоставив все эти понятия, мы видим, что легитимность и правомерность сочетают в себе формальные и содержательные элементы с преимуществом содержательных, а законность и легальность содержат преимущественно формальные элементы.

В узком смысле рассмотрение правомерности с точки зрения законности и легальности, где исчерпывающим является формальный компонент, достаточно. Но в контексте теории правового государства и гражданского общества формальной характеристики государственно-властных отношений недостаточно. Поэтому мы предлагаем рассматривать правомерность государственно-властных отношений с точки зрения легитимности.

Понимание содержания понятия правомерности применительно к государству, в лице его представителей (государственных органов власти, должностных лиц) и граждан является различным. Государство в лице своих органов и должностных лиц признает правомерным то, что является возможным, желательным и общественно необходимым при определенных политических, экономических условиях в конкретном историческом периоде. При этом необходимость выражается в установлении прав и обязанностей, а также выполнении последних гражданами и государственными органами, а желательность включает в себя условия, носящие благоприятные последствия для государства в целом, которые реально могут быть им обеспечены.

В отличие от государства, гражданин считает правомерным то, что не нарушает его права и свободы, носит для него благоприятные последствия и является допустимым и желаемым на определенном этапе его жизненного пути.

Правомерность выражается в интересе сторон, поэтому ее понимание с точки зрения граждан и государства может, как совпадать, так и быть различным. Ведь то, что правомерно для государства, может быть неправомерным для гражданина, и наоборот. В то же время если в данном случае ввести понятие легальности власти или ее законности, то понимание законной власти, ее признаков, критериев законности с точки зрения граждан и государства будут совпадать, так как они действуют в соответствии с полномочиями, которые им предписываются.

Понятия «законность», «легальность», «легитимность» и «правомерность» можно подразделить на определенные и неопределенные понятия. В формальном смысле следует говорить о легальности, легитимности и законности как об определенных понятиях. Например, когда мы говорим о строгом и неуклонном соблюдении законов, мы имеем в виду определенную законность.

Из критериев государственно-властных отношений следует выделить условия их правомерности, которые зависят от субъекта государственно-властных отношений и представляют собой их отличительные, оценочные признаки. Предметом оценки выступает то, на что направлены государственно-властные отношения, а основой оценки правомерности может являться эффективность реализации отношений. При этом мы используем не только юридическую характеристику, но и синтаксическую, нравственную и общесоциальную.

Например, законотворчество является одной из форм реализации государственно-властных отношений. Основой для оценки правомерности законотворчества выступает его эффективность. Хотя вопрос о правомерности законотворческой деятельности весьма парадоксален. Связано это с тем, что постоянное обновление законодательной базы, ее изменение с точки зрения правомерности может быть оценено отрицательно. Вне контекста правового и гражданского общества это будет избытком, но в ракурсе нашей теории необходимо говорить о правомерности как широкой социальной характеристике деятельности государства. Сложность состоит в том, что ранее в этом контексте вопрос не рассматривался.

Таким образом, на наш взгляд, мы обозначили те предпосылки, которые позволяют понять смысл государственно-властных отношений, определить свой собственный подход к необходимости рассмотрения критериев и условий их правомерности. Путем реализации обозначенных предпосылок появляется возможность полного и всестороннего исследования идеи правомерности государственно-властных отношений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]