Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
izl.docx
Скачиваний:
79
Добавлен:
21.02.2016
Размер:
488.17 Кб
Скачать

21. «Робинзон Крузо» д. Дефо , как просветительский роман. Особенности повествования , манеры, образ Робинзоно.

Литература Просвещения вырастает из классицизма XVII века, наследуя его рационализм, представление о воспитательной функции литературы, внимание к взаимодействию человека и общества. По сравнению с литературой предшествующего столетия, в просветительской литературе происходит существенная демократизация героя, что соответствует общему направлению просветительской мысли. Герой литературного произведения в XVIII веке перестает быть «героем» в смысле обладания исключительными свойствами и перестает занимать высшие ступени в социальной иерархии. Он остается «героем» только в другом значении слова - центральным действующим лицом произведения. С таким героем может идентифицировать себя читатель, поставить себя на его место; этот герой ни в чем не выше обычного, среднего человека.

Но поначалу этот узнаваемый герой, чтобы привлечь интерес читателя, должен был действовать в не знакомой читателю обстановке, в обстоятельствах, пробуждающих воображение читателя. Поэтому с этим «обыкновенным» героем в литературе XVIII века все еще происходят необыкновенные приключения, из ряда вон выходящие события, ведь для читателя XVIII века они и оправдывали повествование об обыкновенном человеке, в них заключалась занимательность литературного произведения. Приключения героя могут разворачиваться в разном пространстве, близко или далеко от его дома, в привычных общественных условиях или в неевропейском обществе, а то и вне общества вообще.

Но неизменно литература XVIII века заостряет и ставит, показывает крупным планом проблемы государственного и общественного устройства, места личности в обществе и влияния общества на отдельную личность. Англия XVIII века стала родиной просветительского романа. Напомним, что роман - жанр, возникший при переходе от Возрождения к Новому времени; этот молодой жанр игнорировался классицистической поэтикой, потому что не имел прецедента в античной литературе и сопротивлялся всем нормам и канонам.

Роман направлен на художественное исследование современной действительности, и английская литература оказалась особенно благоприятной почвой для качественного скачка в развитии жанра, каким стал просветительский роман в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, Англия -родина Просвещения, страна, где в XVIII веке реальная власть уже принадлежала буржуазии, и буржуазная идеология имела самые глубокие корни. Во-вторых, возникновению романа в Англии способствовали особые обстоятельства английской литературы, где в течение полутора предыдущих веков постепенно в разных жанрах складывались эстетические предпосылки, отдельные элементы, синтез которых на новой идеологической почве и дал роман.

Из традиции пуританской духовной автобиографии в роман пришла привычка и техника интроспекции, приемы изображения тонких движений внутреннего мира человека; из жанра путешествий, описывавшего плавания английских моряков, - приключения первопроходцев в дальних странах, опора сюжета на приключения; наконец, из английской периодики, из эссеистики Аддисона и Стиля начала XVIII века роман усвоил приемы изображения нравов повседневности, бытовых подробностей.

Роман, несмотря на его популярность у всех слоев читателей, еще долгое время считался «низким» жанром, однако ведущий английский критик XVIII века Сэмюэль Джонсон, классицист по вкусам, во второй половине столетия вынужден был признать: «Произведения художественной литературы, которые особенно нравятся нынешнему поколению, - это, как правило, те, что показывают жизнь в ее истинном виде, содержат лишь такие происшествия, что случаются каждый день, отражают только такие страсти и свойства, что известны каждому, кто имеет дело с людьми».

Когда почти шестидесятилетний известный журналист и публицист Даниэль Дефо (1660-1731 гг.) писал в 1719 году «Робинзона Крузо», он меньше всего думал о том, что из-под его пера выходит новаторское произведение, первый в литературе Просвещения роман. Он не предполагал, что именно этому тексту потомки отдадут предпочтение из 375 произведений, уже опубликованных за его подписью и заслуживших ему почетное имя «отца английской журналистики».

Сюжет романа опирается на реальную историю, рассказанную капитаном Вудсом Роджерсом в отчете о его путешествии, который Дефо мог прочитать в прессе. Капитан Роджерс рассказал, как его матросы сняли с необитаемого островка в Атлантическом океане человека, проведшего там в одиночестве четыре года и пять месяцев. Александр Селкирк, помощник капитана на английском судне, отличавшийся буйным нравом, поссорился со своим капитаном и был высажен на остров с ружьем, порохом, запасом табака и Библией. Когда его нашли матросы Роджерса, он был одет в козлиные шкуры и «выглядел более диким, чем рогатые первообладатели этого одеяния». Он разучился говорить, по дороге в Англию прятал в укромных местах корабля сухари, и потребовалось время, чтобы он вернулся в цивилизованное состояние.

В отличие от реального прототипа, Крузо у Дефо за двадцать восемь лет на необитаемом острове не утратил человечности. Повествование о делах и днях Робинзона пронизано энтузиазмом и оптимизмом, книга излучает неувядаемое обаяние. Сегодня «Робинзона Крузо» читают прежде всего дети и подростки как увлекательную приключенческую повесть, но в романе поставлены проблемы, обсуждать которые следует в плане истории культуры и литературы.

Образ Робинзона.

Дефо шел уже шестидесятый год, когда в уюте села Сток-Ньюингтон, близ Лондона, он начал писать свой первый романпод пробным названием: «Жизнь и необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, который прожил двадцать восемь лет в полнейшем одиночестве на безлюдном острове возле американского побережья, недалеко от устья большой реки Ориноко, оказавшись на берегу после кораблекрушения, во время которой погиб весь экипаж, кроме него, с дополнением рассказа о не менее удивительном способе, которым его, в конце концов, освободили пираты. Описанная им самим». А впрочем, мистификаторский характер последней фразы разгадывается очень скоро. Путь свой к читателю роман нашел сразу. Через две недели после его выхода появилось второе издание, в начале июня - третье, а через два месяца - четвертое. Подобной популярности не знала тогда в Англии ни одна книга. В чем же причина такого грандиозного успеха? В необычности судьбы главного героя?

Возможно, но не только в том. На мысль изобразить жизнь человека, который попал на безлюдный остров, писателя натолкнул реальный случай. В октябре 1704 года шотландец Александр Селькирк, штурман одного из британских кораблей, за непокорность капитану был выслан на безлюдный остров архипелага Хуан-Фернандес за 350 миль от чилийского порта Вальпараисо. Через четыре года и четыре месяца подобрало его другое английское судно из полупиратской флотилии капитана Вудза Роджерса. Сам Роджерс издал в 1712 году книгу дорожных заметок, в которой посвятил несколько страниц Селькирку. Нет оснований утверждать, что Александр Селькирк стал прототипом Робинзона Крузо: весьма уж велика дистанция между реальным моряком и выдуманным характером.

Но эта история, которая стала известна Дефо, бесспорно, дала толчок к созданию известного романа. Вообще в тогдашней Англии был большой интерес к книгам, где рассказывалось о разнообразных морских странствованиях и приключениях. Читателей привлекали описания неизвестных земель, экзотических народов и обычаев, но не менее интересным был для них авантюрный аспект таких рассказов. Дефо учел популярность подобной литературы и совсем не случайно предоставил жизнеописанию Робинзона Крузо приключенческий характер.

Называя приключения своего героя «необыкновенными и удивительными», писатель отнюдь не преувеличивал. Даже сам перечень фактов из биографии Робинзона Крузо способен создать сильное впечатление, а тем более - подробный рассказ. Выходец из пуританской буржуазной семьи вопреки воли отца, который мечтал видеть сына юристом, пускается в море, потом становится купцом-мореплавателем, попадает в плен к маврам, с риском для жизни убегает из рабства, четыре года владеет сахарной плантацией в Бразилии, отправляется в Гвинею за черными рабами, и, в конце концов, вследствие корабельной аварии в океане попадает на безлюдный остров, где живет двадцать восемь лет, два месяца и девятнадцать дней.

Рассказ в книге ведется от первого лица и сперва напоминает воспоминания: «Я родился в 1632 году в порядочной семье...» - такими словами открывается роман, и мемуарная форма повествования длится вплоть до того момента в развитии фабулы, когда герой после корабельной аварии оказывается на безлюдном острове. Дальше начинается «Дневник» Робинзона Крузо, который он ведет, живя на острове, а потом снова идут воспоминания. Выбор такой повествовательной манеры - мемуарной и дневниковой - был обусловлен не только личным опытом и литературно-стилевыми вкусами беллетриста. Эта манера как можно быстрее отвечала «новой исторически-культурной эпохе с присущей для нее рационалистическим началом в искусстве».

В жизни Робинзона ничего не происходит по взмаху волшебной палочки или по воле божественных сил. Целиком реальные обстоятельства предопределяют его приключения и скитания, он попадает на остров, а дальше... Далее хозяином его судьбы становится он сам и только он сам. Робинзон на своем острове будто бы повторяет основные стадии культурного развития человечества, выступая в роли охотника, скотовода, земледельца, но он - не человек первоначальных человеческих коллективов, которые прошли через эти стадии, а настоящий англичанин XVIII ст., которого Дефо вооружает орудиями современной ему техники и мировоззрением английской буржуазии эпохи ее перехода на стадию своей зрелости. Робинзону иногда кажется, что он нашел на острове настоящую душевную гармонию, но определенное критическое отношение к обществу, от которого он случайно оторвался, не мешает ему грустить за ним. У Робинзона довольно развитое чувство владельца, и даже экзотическая, прекрасная природа острова привлекает его, прежде всего потому, что он ощущает себя ее хозяином. «Я спустился в эту волшебную долину и с какой-то тайной утехой... подумал, что все это мое: я царь и хозяин этой земли. Мои права на нее бесспорные, и, когда бы я мог переместить ее, она стала бы такой же безусловной собственностью моего рода, как имение английского лорда». В предусмотрительному и практическом Робинзоне мы видим и простодушного философа. «Ненужный хлам! - говорит Робинзон, когда увидел деньги, которые остались в каюте затонувшего корабля. - Зачем они мне теперь? Ты и того не достойный, чтобы поднять тебя с земли. Всю эту груду золота я готов отдать за любой из этих ножей... оставайся там, где лежишь, и иди на дно морское, как создание, чью жизнь не следует спасать!». Однако, немного подумав, он решил взять деньги с собой...

История Робинзона Крузо со всеми ее перипетиями может быть воспринята как развернутая, обросшая многими деталями притча о Человеке, о его столкновении с природой, о его борьбе за жизнь, о физической, интеллектуальной и моральной стойкости. Выбранный прозаиком метод сухого мемуарно-дневникового рассказа оказался удивительно удачной формой для воплощения смелого художественного замысла. Как выяснили более поздние комментаторы, романист мог допускать мелкие неточности в географии и зоографии, но в главном - в изображении реального характера человека, который попал в исключительные обстоятельства, - он достиг максимальной художественной убедительности. Его установка на жизненный оптимизм выдержана от начала и до конца произведения с неограниченной последовательностью.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]