Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
керамика.docx
Скачиваний:
85
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
793.17 Кб
Скачать

Реставрация и консервация ветхих тканей

Под реставрацией и консервацией ткани понимается:

1. Восстановление (насколько возможно) некоторых утраченных пряжей физико-химических свойств (гигроскопичность, прочность, эластичность, «упругое последействие» и т. п.), вследствие чего прекращается процесс естественного разрушения волокна.

2. Нанесение на пряжу защитного слоя, изолирующего волокно от непосредственного соприкосновения с окружающей воздушной средой.

3. Возможная очистка тканей от поверхностных и внутренних загрязнений.

4. Возможное восстановление цельности фрагментированной ткани наклейкой на новую основу — тюль, без добавления новых частей вместо утраченных подлинных.

5. Сохранение фактуры ткани.

В дальнейшем для краткости мы будем применять только термин «реставрация», помня однако, что эффективная реставрация всегда должна содержать в себе элементы консервации.

Реставрация ткани по истечении некоторого периода времени (еще в музейной практике не установленного) должна возобновляться, так как защитные свойства, приобретенные тканью, постепенно утрачиваются.

Закрепление основано на процессе адсорбции раствора желатина, который, проникая с водой в структуру волокна, по испарении воды закрепляет его. Создание защитного слоя основано также на процессе адсорбции, но только с разными сорбтивами. В текстильной промышленности при шлихтовании пряжи и аппретуре(*Аппрет — вещества, наносимые на ткань с целью придания ей мягкости, плотности, упругости. Шлихта — клей для проклейки основы.)тканей применяются два вида адсорбции. В первом случае раствор желатина, проникая в структуру волокна, создает внутренний защитный и скрепляющий слой, во втором случае клейстер, осаждающийся главным образом на поверхности, образует внешний защитный слой.

Закрепление волокна, образование защитной пленки и наклейку можно производить одновременно или раздельно, в зависимости от качества тканей.

При первом способе применяется универсальный клейстер, компоненты которого должны выполнять три функции: 1) проникнуть в структуру волокна для его закрепления; 2) осаждаться на поверхности волокна для образования защитного слоя; 3) приклеивать реставрируемую ткань к новой основе.

Для этой цели в состав клейстера, который можно назвать по текстильному «шлихтаппрет», входят: а) клеющие и крахмальные вещества: желатин и пшеничная мука, б) мягчительные и гигроскопические вещества: глицерин, в) смачивающие и растворяющие вещества: вода, спирт, г) антимикологические вещества: бензойная кислота, тимол.

Клеющие вещества пропитывают и закрепляют волокна; крахмалистые и клейковина клеют и образуют поверхностную пленку, изолирующую волокно от окружающей среды и способную интенсивно отражать световые лучи, вследствие чего ткань кажется ярче, белее, становится более стойкой к инсолированию.

Мягчительные и гигроскопические вещества способствуют мягкости, эластичности волокна и не допускают пересыхания и осыпания защитного слоя.

Смачивающие вещества обеспечивают равномерную пропитку всей поверхности ткани, что чрезвычайно важно для качества наклейки, проклейки и аппретуры.

Антимикологическое вещество не допускает плеснеобразования как во время приготовления и хранения клейстера, так и после высыхания его на ткани.

Наиболее опасными моментами в отношении заражения спорами плесени являются время изготовления и время хранения готового клейстера.

После высыхания клейстера, даже при отсутствии стойкого антимикологического вещества, возможность плеснеобразования в большинстве случаев устраняется при строгом соблюдении нормальных условий хранения.

Для нахождения оптимальных количеств компонентов клейстер варился с концентрацией клеющих веществ от 0,25 до 10% и глицерина от 0,5 до 10%, а проклейка производилась от одного до трех раз. Опыты показали, что в одном случае реставрированные ткани становились мягкими, но слабо наклеенными и легко отставали от тюля, в другом — получалась хорошая, прочная наклейка, зато ткани оказывались очень жесткими или изменялась их фактура. В конце концов был выбран рецепт 3-процентного клейстера, давший лучшие результаты.

Опытным путем установили, что для наклейки требуется примерно 10% клеющих веществ по отношению к весу сухой ткани. Затем приступили к выяснению необходимого количества- закрепителя — клейстера на единицу веса или площади реставрируемой ткани для возможности предварительного расчета количества потребных материалов, так как очень важно, чтобы ткань была наклеена и проклеена тем же клейстером, или закрепителем. Сварить же два клейстера совершенно однородных по своей консистенции, практически невозможно.

Для этой цели были взяты 3 сорта тюля и 15 сортов тканей, которые наклеивались 3-процентным клейстером. Образцы взвешивались до и после пропитки, высчитывалось количество поглощенного клейстера, процент пропитки, количество клеющих веществ, вес после просушки и вес клеющих веществ на 1 кв. м ткани. Полученные результаты сведены в табл. II.(*Испытания проб были произведены в реставрационной мастерской Эрмитажа автором настоящей статьи.)

Для объяснения данных табл. II напомним, что адсорбция прямо пропорциональна объему, а следовательно, и весу ткани и зависит от качества пряжи и ткани. У пряж разных номеров, но с одинаковым коэффициентом крутки впитываемость тем больше, чем выше номер пряжи. У пряж с одинаковым номером, но с разным коэффициентом крутки впитываемость тем больше, чем выше номер пряжи. У пряж с одинаковым номером, но с разным коэффициентом крутки впитываемость обратно пропорциональна крутке.

Грубая рыхлая пряжа, имеющая большие промежутки, впитывает растворы интенсивней, чем тонковолокнистая. Поглощение влаги зависит и от рода волокна.

Практически можно считать, что поглощение тканью и тюлем клейстера равно в среднем двойному весу сухой ткани и тюля.

Значительную часть площади тюля занимают ячейки (см. чертеж).

Чертеж ткани, наклеенной на тюль.

При пропитке они заполняются клейстером, образуя множество клейстерохранилищ, являющихся в процессе наклейки ценным резервом клеющих веществ.

Было установлено, что одинарная наклейка обычно недостаточна; при вторичной исправляются дефекты, которые почти всегда возникают при первой наклейке. Если нет уверенности в пригодности 3-процентного клейстера для той или иной ткани, то можно применить большую концентрацию или произвести дополнительную проклейку.

Кроме того, двойная наклейка дает более равномерное распределение клейстера и проклейки.

Под концентрацией клейстера понимается количество сухой муки и желатина в растворе. От концентрации зависит процент приклея (количество клейстера, осаждающегося или подлежащего осаждению на пряже), вязкость или текучесть клейстера.

Таблица II

Консервация и реставрация музейных предметов из дерева имеет ряд особенностей.

Дерево по своему строению имеет волокнистую структуру. Главной составной частью является целлюлоза. Необходимо учитывать, что при хранении деревянных предметов в музее или частной коллекции, что непосредственное действие солнечных лучей на дерево, а тем более дерево старинное, оказывается довольно энергичным.

При повышенной влажности дерево набухает, при высыхании оно сокращается, и это чисто механически очень сильно действует на прочность дерева, вплоть до разрыва и образования щелей, не говоря уже о том, что влажное дерево становится прекрасной питательной средой для микроорганизмов.

Обычная музейная температура сама по себе, не осложнённая влажностью, действия на дерево не оказывает. Дерево малочувствительно к таким агентам как, например, разбавленным кислотам и щелочам. Однако крепкая серная или азотная кислота разрушают древесину весьма энергично; в чистой серной кислоте дерево обугливается. Вообще же главным фактором разрушения дерева является свет и особенно влажность.

Основной формой разрушения является всем известное гниение – результат работы гнилостных микробов. Вследствие чего дерево теряет свою  и механическую структуру.  При этом продукты разрушения частью приобретают газообразную форму (аммиак) и улетучиваются, частью вымываются водой. Дерево теряет значительную часть своего вещества и постепенно делается всё более лёгким.

При хранении в нормальных условиях деревянные вещи до 200 лет особой заботы не требуют, надо только поддерживать  в помещении, где хранятся те или иные деревянные вещи, умеренную влажность и не подвергать их сильному действию света. При поломке в результате внешних воздействий к музейным предметам применяется реставрация.(ссылка на музейную реставрацию и принципы реставрации). Хранение  вещей из дерева археологических или вообще очень старых является делом более сложным. Археологические деревянные вещи поступают в музеи в очень плохом состоянии и поэтому приходиться,  прежде всего, укреплять их, часто даже на месте при раскопках. В качестве закрепителя используют лёгкий раствор желатина 2-3% не выше 5%.

После пропитывания желатином необходимо произвести пропитку формалином. Если невозможно устроить установку окуривания формалином, допускается пройти жидким 10 %  раствором посредством кисточки по поверхности предмета, покрытого желатиновым закрепителем. Иногда приходится прибегать к цапону. Если вещь настолько плоха, что её невозможно взять руками, приходится не только укреплять деревянную вещь на месте, но и делать отливку из гипса. В настоящее время для этого возможно использовать некоторые виды литьевых пластиков. Тщательно выбрав деревянную труху, оставляют то место, которое было занято этой трухой и сюда наливают гипс или пластик, дающие форму погибшего предмета. Кроме того, можно взять деревянный предмет вместе с землёй.

Чтобы избежать стремительного высыхания более или менее сохранившихся деревянных вещей, получаемых из раскопок, допускается применение пропитывания предмета или чистым глицерином, или смесью глицерина с желатином: 100 частей воды, 50 частей глицерина, 20 частей желатина.

Необходимо при этом обязательно вводить дезинфицирующие средства. Этим составом предмет опрыскивают или смачивают кистью. Затем предмет заливают парафином, как это делается с археологическим костным материалом. В музее может быть предпринята и дальнейшая расчистка вещи, причем основным правилом остаётся – не допускать быстрого высыхания, ведущего за собой деформацию и разрывы.

Для дальнейшего хранения очень слабые деревянные вещи могут быть пропитаны парафином, (раствор в ксилоле или толуоле 25%). Лишний парафин, после продолжительного выдерживания вещи в растворе, удаляется тряпочкой, смоченной ксилолом.

Пропитывание смолами, лаками, и тому подобными веществами сильно изменяет внешний вид вещи. Препараты целлюлозы дают внешне хороший вид, но их прочность очень мала.

По материалам книги М.В Фармаковского «Консервация и реставрация музейных коллекций», 1937