Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эконом.соц-я с изменениями Матвеева.doc
Скачиваний:
69
Добавлен:
28.02.2016
Размер:
988.16 Кб
Скачать

Тема 8. Социологический анализ хозяйственных идеологий

8.1. Понятие, основные черты и уровни хозяйственных идеологий

Понятие «идеология» у многих людей вызывает отрицательную реакцию, потому что нередко ассоциируется с попытками пропагандистской обработки народных масс, с манипулированием их сознанием в неблаговидных политических целях. «Деидеологизация» большинства сфер научной, духовно-интеллектуальной жизни одно время даже стала популярным лозунгом, с которым в Украине выступали лидеры некоторых политических партий. Подобные настроения и призывы несут в себе элементы либо лукавства, либо заблуждения.

Идеологию нельзя упразднить или «отменить», потому что это объективно существующая система политических, экономических, правовых, эстетических или религиозных взглядов, отражающих отношение людей к действительности. Большинство этих взглядов опираются на оценочные суждения, сложившихся на основе научного (или ненаучного) познания, чаще всего изложенные в специфических терминах делового языка1.

За оценочными суждениями в завуалированной форме нередко скрываются личные, групповые или узкоклассовые интересы, что дало основание Марксу назвать идеологию формой «ложного сознания» (разумеется, он имел в виду не «пролетарскую», а буржуазную идеологию). К. Манхейм определил идеологию как рационально обоснованную систему идей, устремленных в будущее.2

Разумеется, каждая теория (включая и социологию) способна отразить лишь какой- то отдельный срез действительности, лишь отдельную ее сторону, но не может стать ее зеркальным отражением во всей ее глубине и многообразии. Основанная на теории идеология вместе с тем представляет собой причудливую смесь познавательных (когнитивных) и эмоциональных суждений1, отражающих отношение субъекта (или социальной группы) к той или иной стороне действительности. Растиражированная в публикациях, через средства массовой информации, идеология способна приводить в движение социально-политическую ситуацию. То же самое происходит, когда монарх или диктатор начинает проводить в жизнь идеологические установки. Идеология тем самым «сама себя наполняет» и обретает как бы «самостоятельное существование»2. Идеология нередко принимает на себя роль стабилизатора социальной системы: она внедряет в сознание людей квазирелигиозную веру в «истинность», научную обоснованность» официально навязанных ценностей и установок и тем самым способствует интеграции человека в социальную систему. Больше того: господствующая идеология духовно порабощает человека, затрудняя ему поиски путей выхода за рамки навязанной ему системы.

8.2. Понятие, основные черты и уровни хозяйственной идеологии

Хозяйственная идеология представляет собой составную часть идеологии. Идеология приобретает характер хозяйственной идеологии, когда суждения об экономических процессах и явлениях претендуют на объективность, («отстраненность») являются компетентными и формально ориентированными на «надвременные» «нейтральные» (общечеловеческие) социально-экономические и морально-политические ценности. Хозяйственную идеологию можно рассматривать как более или менее упорядоченный» взгляд на экономику, системное мировоззрение, в котором сплетаются познавательные, нормативные и символические элементы.

Однако «нейтралитет», беспристрастность хозяйственной идеологии (как и идеологии в целом) – не более чем иллюзия. И не только потому, что заложенная в ее основу теория отражает лишь какую-то одну сторону действительности и потому теория не может адекватно, то есть в точности и во всей полноте соответствовать реальности в целом.

Нельзя также упускать из виду то, что каждый ученый, приступая к исследовательской работе, занимает определенную позицию (то есть, имеет свою точку зрения), которая оказывает влияние не только на характер исследования, но и на вытекающие из него выводы. Это происходит в любом случае, даже когда исследователь искренне стремится сохранить объективность и беспристрастность. Вызвано это тем, что у каждого человека имеются собственные представления о «правильном» экономическом устройстве, свои суждения о социально-политическом идеале.

Любая хозяйственная идеология, как справедливо отмечал Т. Парсонс, исполняет опосредующую (mediale) функцию, связывающую научные знания с ценностными представлениями социальных групп, далеких от науки. Она пытается в популярной форме дать объяснения и оценки существующим социально-экономическим реалиям1. Хозяйственная идеология воспринимает («вбирает в себя») не научную теорию в целом, а лишь отдельные фрагменты, некоторые ее выводы и положения, причем нередко в преломленном (искаженном) виде. Такие фрагменты обычно усваиваются в массовом сознании в форме лозунгов, призывов и обещаний. Хозяйственная идеология часто выступает как плод «совместного творчества», существуя как бы в растворенном состоянии, образуя сферу коллективного знания, «и зачастую трудно или просто невозможно найти их конкретного автора или четко отделить носителей1.

Общественный идеал, составляющий ядро хозяйственной идеологии (как и идеологии в целом) – это представления о конечных ценностях, таких как Всеобщее Благосостояние, Экономическая Свобода, Материальное Равенство или Хозяйственная Демократия. Такие представления находят отражение на трех уровнях хозяйственной идеологии:

  • научно-теоретическом уровне;

  • уровне партийных экономических программ;

  • уровне массового сознания.

На первом (самом высоком) уровне хозяйственная идеология принимает облик модели экономических процессов, содержащей в наиболее общем виде схематические представления о тенденциях и ожидаемых результатах хозяйственного развития. На этом уровне идеология носит системно-целостный характер, а ее выводы и положения отличаются логической последовательностью и непротиворечивостью.

Вместе с тем она страдает схематизмом и отрывом от экономических реалий. От этих недостатков хозяйственная идеология пытается освободиться, спускаясь на вторую ступень – на уровень экономической программы. Здесь у хозяйственной идеологии появляются новые «соавторы» - разработчики и пропагандисты экономической политики, авторы экономических программ, которые и развивают, и «уточняют» выводы и положения экономистов-теоретиков. Они пытаются приблизить теоретические модели к хозяйственным реалиям, вмонтируя в них прогнозы и обещания, способные найти положительный отклик у потенциальных избирателей, которым адресованы эти программы. Программы зачастую представляют собой смесь из отрывков (отдельных выводов) различных экономических доктрин, логически несовместимых и принципиально противоположных друг другу, содержат утопические прогнозы и невыполнимые обещания1.

К третьему уровню воспроизводства хозяйственной идеологии относится массовое сознание. Здесь отдельные выводы и положения, заимствованные целиком или в виде фрагментов из различных идеологий, приобретают форму крайне упрощенных суждений, пропагандистских штампов («клише»), доступных для массового восприятия и часто имеющих ярко выраженную эмоциональную окраску. В формировании массового сознания активное участие принимают средства массовой информации. Их усилия часто направлены на то, чтобы сформулировать в заголовках газет или в рекламных роликах идеологические штампы в форме, приятной для слуха или зрительского восприятия многочисленной аудитории. Требования логической последовательности или элементарного здравого смысла нередко отступают на задний план. Положения партийных программ вульгаризируются и приобретают оттенок демагогии1.