Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
анализдрамы.docx
Скачиваний:
190
Добавлен:
10.03.2016
Размер:
31.44 Кб
Скачать

7. Лексическая работа

- При чтении отрывка вы встретились с незнакомыми словами, архаизмами: днесь, присно, смирять, отрок, инок, келья, сетовать, ратный, блаженство, клобук, чернец, послушанье (на доске). Как вы их понимаете? Давайте обратимся к словарю, чтобы проверить (ученики записывают незнакомые слова и их значения, пользуясь словарем).

8. Пообразный анализ (сообщения учеников)

А) Сообщение группы 1.

Образ Григория Отрепьева

В изображении Пушкина Самозванец Гришка Отрепьев — порождение Смутного времени: удачливый и беспечный авантюрист, баловень фортуны и в то же время яркий, одаренный человек, использующий уникальный исторический шанс для того, чтобы вознестись на немыслимую для него высоту власти.

В одном из набросков предисловия к «Борису Годунову» поэт сравнил Самозванца с персонажем шекспировских исторических хроник — королем Генрихом IV, найдя в них «много общего»: «Он храбр, великодушен и хвастлив, подобно ему равнодушен к религии — оба они из политических соображений отрекаются от своей веры, оба любят удовольствия и войну, оба увлекаются несбыточными замыслами, оба являются жертвами заговоров...».

Самозванец постоянно в движении и переменах. Пушкин подчеркивает его удивительную способность к перевоплощению. В различных сюжетных эпизодах мы видим Самозванца монахом и бродягой, дипломатом и воином, политическим интриганом, поклонником поэзии и влюбленным. Его характер сложен и противоречив, как и характер Бориса Годунова, но в личности Самозванца гораздо больше красок. Он умен и находчив, расчетлив и смел, красноречив и остроумен, но нередко беспечен и беспринципен, а иногда легкомыслен, особенно в своих политических обещаниях. В отличие от замкнутого Бориса Годунова, Самозванец очень общителен, разговорчив, с каждым из своих собеседников находит верный тон. Он словно притягивает к себе самых разных персонажей, позволяя автору передать все многообразие характеров и мотивов поведения людей эпохи Смуты.

Б) Сообщение группы 2

Образ Бориса Годунова

Вина пушкинского царя Бориса очевидна, однако суд мирской не страшит его.  

Ни разу, даже наедине с самим собой, Борис Годунов не признается в преступлении, не раскаивается в нем и уж тем более не помышляет о публичном покаянии. Никто из персонажей пьесы, кроме Николки-юродивого, не смеет бросить ему в лицо обвинение в убийстве, хотя в последние годы его правления о давнем преступлении напоминают ему и толки о Самозванце, и даже простодушная речь патриарха о чудесах, происходящих на «могилке» царевича-мученика.

Бориса Годунова страшит не людское мнение, не суд народный, а муки собственной совести. Накануне появления Самозванца герой находится в состоянии острого душевного кризиса. Нечистая совесть тревожит его страшными снами тринадцать лет мне сряду. Все снилося убитое дитя!») и постоянной душевной смутой:

Как молотком, стучит в ушах упрек,

И все тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах...

И рад бежать, да некуда... ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Царь Борис — заложник своего преступления. Уколы совести делают его власть безрадостной, тяжелой ношей. «Счастья нет в моей душе», «мне счастья нет», «ни власть, ни жизнь меня не веселят» — так Годунов оценивает свое душевное состояние.  Годунов чувствует народную нелюбовь: молва делает его виновником всех бед — голода, пожаров, смертей («Кто ни умрет, я всех убийца тайный»).

Душевные терзания лишают его уверенности в себе, делают суеверным, подозрительным и жестоким, что еще больше отталкивает от него и верхушку общества, и народ. Борис Годунов предчувствует «небесный гром и горе». Недаром ему чудятся «мальчики кровавые». Это не случайная оговорка: он страшится за судьбу своего собственного сына — царевича Феодора. Предчувствия Бориса вскоре становятся страшной реальностью.

В) Сообщение группы 3

Образ народа

Народ в трагедии — многогранный символический образ.  Это носитель высшей нравственной истины. Он не может простить царю Борису невинной крови царевича. В восприятии народа Борис Годунов — «Ирод», а молиться за царя Ирода, как дерзко бросил вслед царю юродивый Николка, «богородица не велит».

В то же время народ, который, по словам Басманова, всегда «к смятенью тайно склонен», доверчив и готов подчиниться «законному» царю, как отрок своему отцу.

Бунт против Годуновых — исполнение приговора, вынесенного народом. Но толпа, возбужденная подстрекателем Пушкиным, бежит в Кремль «вязать Борисова щенка», не подозревая, что следующим актом исторического действа будет новое боярское злодеяние, и трон снова займет не законный государь, а преступник.

Трагедия завершается народным безмолвием. Это ответ Народа на упрек Мосальского: «Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!».