Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПСИХОТЕРАПИЯ СЕМЬИ Сатир.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
957.44 Кб
Скачать

Часть III 193

в) Процедура не должна походить на перепись населения, а терапевт не должен напоминать директора похоронной конторы или окруж­ного прокурора при допросе обвиняемого. Он и члены семьи — ученые, работающие над одной задачей. Например, терапевт может сказать:

«Потом вновь появляется бабушка. Так? Как вам кажется, когда это было? До или после того, как на сцене появилась Сьюзи? »

9. Сначала терапевт определяет Состав Исполните­лей, как если бы он настроился на спектакль:

«Ну а теперь, чтобы картина была более пол­ной, расскажите мне, кто входит в вашу семью? »

«Как зовут ваших детей? Где они сейчас? Сколько им лет? »

Нелишним будет помнить, что, кроме присутст­вующих сейчас в этой комнате, в семье могут быть и другие дети.

10. Если терапевт выясняет, что один или оба су­пруга ранее состояли в другом браке, он делает отступление, чтобы узнать имена, возраст, мес­тонахождение бывших супругов и детей от про­шлых браков. Он также устанавливает даты бра­косочетаний с предыдущими партнерами, даты разводов или смерти супругов.

«Понимаю. Тогда вы были женаты на другой женщине. Значит в вашу нынешнюю семью входят и дети от предыдущего брака.» «Когда вы в первый раз вступили в брак? » «Что привело к разрыву? »

7 Сатир

194

Психотерапия семьи

Нередко отец, присутствующий в комнате, в дей­ствительности является отчимом или приемным от­цом. Такие вопросы по поводу Состава Исполните­лей быстро вскрывают сферы возможных проблем данной семьи.

11. Терапевт выясняет, не живет ли сейчас вместе с семьей кто-нибудь еще, скажем, родня со сторо­ны жены или мужа, тетушки, дядюшки, и т. д. Кроме того, он расспрашивает о людях, которые уже не живут вместе с этой семьей, но в какой-то момент участвовали в воспитании детей (или, наоборот, в воспитании которых принимали уча­стие члены семьи), оказывали финансовую под­держку или осуществляли руководство (воспи­тание—дисциплинирование) в прошлом.

«Живет ли с вами сейчас еще кто-нибудь?» «Есть ли кто-нибудь, кто когда-то раньше принадлежал к вашей семье?» «Когда каждый из них вошел в вашу семью? » «По какой причине они стали членами вашей семьи? »

«Откуда они взялись? » «Когда они покинули вашу семью? » «Куда они ушли? »

«Где теперь находится каждый из них? » «Какого рода контакты существуют на се­годняшний день между каждым из них и чле­нами семьи? »

«Я понимаю, теперь мы знаем всех, кто рань­ше или позже входил в эту семью».

Постоянно повторяя словосочетание «эта семья», терапевт помогает ее членам (особенно, родителям) осознать, что они, по сути, являют собой уникаль­ный союз. К тому же, уточняя местонахождение всех

Часть III 195

членов семьи, терапевт может обнаружить, что дочь сейчас пребывает в психиатрической клинике, а ро­дители одного из супругов живут поблизости. Ины­ми словами, может оказаться, что многие из тех, кого сейчас нет в этой комнате, занимают немалое место в общей картине. Терапевт должен знать об этом.

12. Затем терапевт определяет цель терапии, само­лично устанавливая ориентир:

«Как вы знаете, мы здесь работаем с семья­ми. Мы обнаружили, что когда один член се­мьи испытывает боль, все остальные, так или иначе, разделяют ее. Наша задача — выра­ботать пути, придерживаясь которых, каж­дый сможет сделать свою жизнь в семье бо­лее приятной. Поскольку я уверен — когда-то эта семья переживала лучшие времена».

Тем самым терапевт снимает с каждого члена семьи чувство ответственности за семейные несчас­тья. Кроме того, делая акцент на идее удовольствия как цели процесса терапии, он продолжает снижать страх и вселяет надежду.

И наконец, говоря о том, «что мы видим» в се­мьях, терапевт использует свои знания о других слу­чаях, чтобы помочь членам семьи перестать считать себя особенно плохими или безнадежными.

13. Потом терапевт обращается к супругам как к основателям семьи:

«Ну, хорошо, вы не всегда были родителя­ми. Вы достаточно долго были знакомы еще до того, как „он" (И. П.) появился на свет. Расскажите мне, как случилось, что для со­здания семьи вы выбрали друг друга».

196

Психотерапия семьи

Начиная разговор о супружеских взаимоотноше­ниях с самого начала их знакомства, терапевт, тем самым, продолжает снижать угрозу. В тот период, о котором он спрашивает, у обоих супругов было боль­ше надежд, чем сейчас. При помощи дополнитель­ных вопросов терапевт продолжает собирать инфор­мацию о существовавших у них тогда ожиданиях:

«Что было в ней такого, что заставило вас сказать: „Ты создана для меня"? » «Должно быть, были и другие кавалеры, при­глашавшие вас на танцы. Почему же именно он? »

14. Терапевт спрашивает о шагах, предпринимавших­ся будущими супругами для поддержания отно­шений:

«Когда вы встретились снова? Кто сделал этот важный шаг? Как это случилось? » «Итак, он вам позвонил. Что вы сделали? Вы ждали, что он позвонит? Что, как вы думали, сделает она? » «А что произошло потом? » «Когда вы пришли к соглашению об обоюд­ном желании продолжить ваши отношения? » «Когда вы объявили во всеуслышание о серь­езности ваших взаимоотношений? »

Обычно оба супруга быстро включаются в разго­вор об этом почти уже забытом времени. При этом ребенок, которому остается роль наблюдателя, име­ет возможность взглянуть на своих родителей как на людей, которые жили еще до его появления на свет, и когда-то были счастливы друг с другом.

Вопросы, касающиеся этого периода, также спо­собствуют формированию портретов пациентов как супругов, и каждого из них как человека, принявше-