Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uch_p_PO_KRIMINOLOGII.doc
Скачиваний:
636
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
3.01 Mб
Скачать

Модель системы статистико-криминологических показателей явления преступности несовершеннолетних

В основе построения модели системы статистико-криминологических показателей явления преступности несовершеннолетних лежат два соображения: первое касается определения состава явления преступности несовершеннолетних, второе связано с выделением свойств элементов этого состава и их измерения (см. табл. 6).

Таблица 6

Модель системы статистико-криминологических показателей явления преступности несовершеннолетних

Элементы состава явления преступности

Свойства, характеризующие элементы состава явления преступности

Уровень

Структура

Общественная опасность

Интенсивность

Взаимосвязь

Динамика

Территориальное распределение

Преступления

 

 

 

 

 

 

 

Преступники

 

 

 

 

 

 

 

Жертвы

 

 

 

 

 

 

 

Особенности криминогенного пространства России

Криминологическая классификация регионов. На протяжении 15 лет мы проводим ежегодный мониторинг территориального распределения преступности несовершеннолетних. Одной из важных задач этого длящегося исследования является построение криминологической классификации регионов и их сопоставление (в некоторые периоды такое сопоставление требует введения специальных допущений в связи с изменением числа субъектов Российской Федерации). В настоящем тексте излагаются результаты классификационного анализа субъектов Российской Федерации по показателю преступной активности несовершеннолетних (2009-2015 гг.).

Регионы Российской Федерации по уровню преступной активности несовершеннолетних объединяются в шесть классов:

● первый класс образуют регионы с относительно низкой преступной активностью (7-8 % всех регионов России);

● во второй класс входят территории с низко-средними показателями преступной активности (11-12 %);

● третий класс составили регионы со средне-низкими показателями преступной активности (30-32 %);

● четвертый класс образуют регионы со средне-высокой преступной активностью несовершеннолетних (24-28 %);

● в пятый класс входят регионы с высоко-средней преступной активностью несовершеннолетних (14—16 %);

● шестой класс образуют регионы с высокой преступной активностью несовершеннолетних (8-10 % всех регионов России).

Первые два класса относятся к относительно позитивной криминогенной зоне России. Последние два класса — к негативной. Третий и четвертый классы образуют среднюю (переходную) зону криминогенного классификационного пространства России. Классификационный анализ позволил установить несколько закономерностей территориального распределения преступности несовершеннолетних. Рассмотрим две из них: неравномерность распределения и устойчивость распределения.

Неравномерность территориального распределения преступности несовершеннолетних. Неравномерность распределения регионов между классами и зонами по показателю преступной активности несовершеннолетних имеет несколько форм проявления:

● в негативной криминогенной зоне чаще расположено больше регионов, чем в позитивной;

● не получили распространение регионы с максимально позитивным и максимально негативным отклонением от показателя средней преступной активности. Наименьшее число регионов расположено в крайних группах классификации: в первой — лучший класс позитивной криминогенной зоны (наименьшая преступная активность) и в шестой — худший класс негативной зоны (наивысшая преступная активность);

● наибольшая концентрация регионов наблюдается в переходной (средней) криминогенной зоне.

Выявленные свойства свидетельствуют, по-видимому, о двух важных для понимания особенностей территориального распределения преступности несовершеннолетних обстоятельствах: 1) региональная концентрация сильных криминогенных и антикриминогенных факторов не может рассматриваться как явление, распространенное в России; 2) в большинстве регионов сохраняется определенный баланс факторов, стимулирующих преступность несовершеннолетних, и факторов, препятствующих ей.

Связь преступности несовершеннолетних с уровнем развития регионов. Современным (более надежным) показателем уровня развития стран экспертами ООН признан индекс развития человеческого потенциала (далее — ИРЧП). ИРЧП — это интегрированный показатель, который состоит из трех равнозначных компонентов: дохода, образования и долголетия. Показатель общей преступной активности несовершеннолетних в десяти наиболее развитых регионах России (регионы с наивысшим ИРЧП) в 1,6 раза в 2011 г. и в 1,7 раза в 2012 г. был ниже аналогичного показателя в десяти наименее развитых регионах (регионы с наименьшим ИРЧП). Показатель убийства, выраженный числом несовершеннолетних, совершивших убийства, на 100 тыс. подростков в возрасте 14—17 лет, в десяти наиболее развитых регионах в 2,1 раза в 2013 г. и в 2,2 раза в 2014 г. был ниже, чем в десяти наименее развитых регионах.

Более углубленный анализ свидетельствует, что выявленная связь не столь однозначна, как может показаться на первый взгляд. В группу с высоким уровнем развития входят регионы, в которых выявлены противоположные связи. Так, в Республике Коми, входящей в число десяти регионов с наивысшими ИРЧП, общий показатель криминальной пораженности в 2014 г. был выше, чем в пяти регионах с наименьшими показателями ИРЧП, а в Тюменской области, в которой выявлен один из самых высоких ИРЧП в стране, показатель убийств несовершеннолетними в 2014 г. был выше, чем в шести регионах, входящих в группу наименее развитых.

О сложном характере связи преступности несовершеннолетних с уровнем развития регионов свидетельствует криминологическая типология регионов. Сопоставление построенных по одной методике классификации регионов по ИРЧП и классификации регионов по показателю преступной активности несовершеннолетних выявило три типа регионов:

● регионы, расположенные в одном жизненном и криминогенном пространстве (высокий уровень развития — низкие показатели преступности, средний уровень развития — средние показатели преступности, низкий уровень развития — высокие показатели преступности);

● регионы, расположенные в соседних классификационных пространствах развития и преступной активности (высокий уровень развития — средние показатели преступности, средний уровень развития — низкие показатели преступности, низкий уровень развития — средние показатели);

● регионы, расположенные на разных полюсах жизненного и криминогенного пространства (высокий уровень развития — высокие показатели преступности, низкий уровень развития — низкие показатели преступности).

Тенденция к расширению социальной базы преступности несовершеннолетних

Одной из самых опасных тенденций современной преступности несовершеннолетних является рост числа преступников из социальных групп, которые криминологами традиционно считались благополучными (студенты, подростки со средним общим образованием, учащиеся средних специальных образовательных учреждений, дети из полных и благополучных семей и др.), что значительно расширяет социальную базу преступности несовершеннолетних и повышает ее интеллектуальный потенциал.

Анализируя основные показатели преступности несовершеннолетних, следует выделять две половозрастные группы правонарушителей мужского пола и женского пола 14-15 и 16-17 лет, применительно к преступности «молодых взрослых» 18-24 и 25-29 лет.

Почти каждое тринадцатое (7,8 %) оконченное расследованием преступление совершено - несовершеннолетними или при их соучастии.

Важно иметь ввиду также антиобщественные поступки «малолетних» (лиц, не достигших 14 лет), во многом определяющих перспективы преступности несовершеннолетних.

Характерными чертами преступности несовершеннолетних являются:

-·специфическая «подростковая» мотивация поведения (мотивы солидарности, самоутверждения в своих глазах и в глазах членов группы подростков) в сочетании с групповой зависимостью и возрастным легкомыслием;

-·преступность носит досуговый характер, а не бытовой либо профессиональный, как у взрослых;

-·групповая сплоченность несовершеннолетних за счет механизма подражания и ложного чувства товарищества;

-·массовое вовлечение несовершеннолетних и молодежи в структуру организованной и экономической преступности;

- рост корыстной направленности преступности несовершеннолетних вследствие экономических трудностей, утраты перспектив сохранения привычных бытовых условий;

-·приближение структуры преступности несовершеннолетних к структуре преступности взрослых (распространяются новые виды преступлений:

- торговля оружием, наркотиками, похищение детей, рэкет в своей среде);

-·высокий уровень латентности и др.

В ниже представленном наглядном материале путем проведенного эмпирическим путем исследования и с учетом статистических данных приводятся данные о структуре, динамике, состоянии преступности несовершеннолетних.

Таблица 7

Число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии за 2015 г. [89]]

Число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, единица, Российская Федерация

2015

январь

3913

январь-февраль

8222

январь-март

13458

январь-апрель

18731

январь-май

24561

январь-июнь

30247

январь-июль

35297

январь-август

39774

январь-сентябрь

45049

январь-октябрь

50055

январь-ноябрь

54833

Таблица 8

Соседние файлы в предмете Право СНГ