Добавил:
kostikboritski@gmail.com Выполнение курсовых, РГР технических предметов Механического факультета. Так же чертежи по инженерной графике для МФ, УПП. Писать на почту. Дипломы по кафедре Вагоны Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

история / история Б / 1 курс / рефраты / исторический портрет Минай Филиппович Шмырев

.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
21.08.2017
Размер:
48.13 Кб
Скачать

Задание 2.

Исторический портрет участника партизанской или подпольной борьбы.

Минай Филиппович Шмырев

Минай Филиппович Шмырев родился в декабре 1891 года в деревне Пунище недалеко от Витебска. В семье было 13 человек, жилось очень трудно, и Минаю уже с малых лет приходилось помогать старшим. У помещика Павла Павловича Родянки он присматривал за лошадьми. С семи лет батрачил у помещика Родзянко. Гнул спину на панской конюшне до первой мировой войны.В 8 лет поступил учиться в церковноприходскую школу. Закончил ее в 1902 году, выучился читать и очень полюбил книги. Читал много, каждую свободную минуточку. А подрос – и запрещенную литературу стал почитывать, политическую. Однажды панский прислужник увидел это и донес управляющему имения. С постоянной службы Миная прогнали. Пришлось работать сдельно или же поденно на местных кулаков. Сын крестьянина-бедняка тянулся к знаниям, но окончить смог всего три класса. Его школой стала сама жизнь… В 1913 году Шмырева призвали в армию, зачислили в артиллерию. И вскоре молодой солдат оказался на германском фронте. За храбрость, проявленную в боях первой мировой войны, он был награжден тремя Георгиевскими крестами. Уже тогда, выходит, простой крестьянский парень проявил свой характер… В феврале 1917 года артиллеристы избрали Миная членом солдатского комитета. После Октябрьской революции добровольно вступил в Красную Армию, защищал молодую советскую республику. В 1920 году после ранения возвратился в родные места. Узнал о трагедии: белогвардейскими бандитами зверски убиты отец, брат и два дяди. Демобилизованному красноармейцу не пришлось спокойно долечиваться. Для борьбы с бандитизмом Минай организовал из местных жителей партизанский отряд и вскоре растрепал шайку некоего Жигалова. За полную ликвидацию банд на территории Суражской волости в феврале 1923 года Шмырева наградили орденом Красного Знамени. После гражданской войны Минай Филиппович включается в восстановление народного хозяйства.

Работает в Суражском волисполкоме, председателем колхоза, директором льнозавода, картонной фабрики. В декабре 1934 года на республиканском съезде Советов Шмырева избирают членом Центрального Исполнительного Комитета БССР.

Дохнул огнем и дымом июнь сорок первого года. Покатилась по нашей земле черная напасть. Горели города и деревни. Трубили о победах чужие трубы. Захлебывался от радости немецкий диктор… "Что делать? Как помочь Родине?" -- думал Минай. Припомнились Минаю Филипповичу былые походы, партизанские шалаши времен гражданской войны. Тревожными вечерами, темными ночами ходил он от деревни к деревне -- призывал земляков подниматься на борьбу с фашистскими захватчиками. Верные люди говорили: "Мы с тобой, Минай Филиппович". В ночь на 14 июля 1941 года в лес ушла первая группа народных мстителей.Через десять дней в отряде Шмырева было уже 60 бойцов -- местных жителей, оказавшихся на временно оккупированной территории воинов Красной Армии. Буквально через две недели около реки Туровка «минаевцы» увидели немецкий дивизион на конной тяге. Фашисты купались, загорали, звучала музыка танго, и Минай Филиппович подумал тогда: «Что ж это происходит? Я по своей земле хожу крадучись, разговариваю шепотом, а они себя ведут, как хозяева!». Он дал команду «огонь!», и было убито столько фашистов, что дивизион стоял на месте три месяца, ждал пополнения. «Минаевцы» вернулись на базу без единого убитого, это их очень вдохновило.

В ночь с 9 на 10 сентября отряд осуществил налет на суражский гарнизон врага. Бой шел три часа. Гарнизон был разгромлен, народные мстители вернулись в лес со множеством трофеев, на машинах, мотоциклах. Фашисты были настолько напуганы, что в своих донесениях писали, будто на них напало две или три тысячи партизан. На самом деле их было только 80 человек, потому что в отряде Шмырева в то время насчитывалось всего 90 партизан. С того времени гитлеровцы заочно приговорили Миная Шмырева к смертной казни. «Ставки» за его голову день ото дня повышались: давали 10, 20, 50 тыс. немецких марок. Но никто Шмырева не выдал Весной 1942 года к отряду Шмырева присоединились еще несколько партизанских формирований. Эта внушительная сила заняла населенные пункты Пудоть, Заполье, Козаково и родную деревню Миная Филипповича Пунище, где обосновался штаб. Это всего в шести километрах от крупного фашистского гарнизона в Сураже.

В апреле 1942-го была создана 1-я Беларусская партизанская бригада, командиром которой назначили М.Ф.Шмырева. И насчитывалось в бригаде несколько тысяч человек. Зимой 1942 года в результате успешного наступления Красной Армии фронт на Витебском направлении приблизился к Беларуси. Между Велижем и Усвятами на флангах групп немецких армий "Север" и "Центр" образовался 40-километровый разрыв, который вошел в историю как "Суражские ворота". Этот разрыв в обороне фашистских войск заняли партизанские отряды под командованием Батьки Миная. Во взаимодействии с частями 4-й Ударной Армии Калининского фронта "Суражские ворота" удерживались до октября 1942 года. В августе 1942 года Миная Шмырева вызвали в Центральный штаб партизанского движения, где был проявлен большой интерес к 1-й Белорусской партизанской бригаде и методам ее борьбы с врагом.

Вечером 1 сентября группу партизанских командиров принял И.В.Сталин. Прием продолжался более четырех часов. Выступал там и Батька Минай. -- Товарищ Шмырев, -- сказал Сталин, -- а что за "Суражские ворота" у вас образовались?

Комбриг четко и ясно доложил.

Верховный главнокомандующий внимательно выслушал и поблагодарил Шмырева за умелое руководство бригадой. Подошел к комбригу, пожал ему руку. -- Товарищ Шмырев, какая вам нужна помощь? Минай Филиппович изложил ряд просьб. Комбриг был еще в Москве, а на партизанском аэродроме уже приземлялись самолеты с грузами для 1-й Белорусской партизанской бригады. Через "Суражские ворота" прошли десятки полностью сформированных партизанских групп, переправлены многие тысячи пулеметов, автоматов, винтовок, гранат, миллионы патронов, десятки тонн взрывчатки.

В Суражской партизанской зоне действовала Советская власть, сельсоветы регистрировали браки, выдавали свидетельства о рождении детей. И еще один факт -- единственный, возможно, во всей истории второй мировой войны: на этой территории, которую немцы считали оккупированной, было мобилизовано 5 тысяч призывников, их направили в действующую Красную Армию. Сам факт существования такой зоны оказывал громадное влияние на моральное состояние партизан и местного населения. В одном из наградных листов на Миная Филипповича начальник Белорусского штаба партизанского движения П.З.Калинин писал,

что отряд и бригада Шмырева с июля 1941-го по октябрь 1942 года провели сотни боевых операций, нанесли противнику большие потери: 1.377 убитых, 718 раненых, спущено под откос 10 фашистских эшелонов, взорван 21 железнодорожный мост, уничтожено 116 автомашин, подбито 2 самолета, взорвано 6 складов врага. Немцы объявили большое вознаграждение тому, кто выдаст Батьку Миная -- 50 тысяч марок, земельный надел, лошадей и коров. Предателей не нашлось. На поимку Шмырева и разгром его отрядов оккупанты бросили крупные силы карателей. Но партизаны были неуловимы, продолжали наносить удары по врагу. И тогда гитлеровцы пошли на страшное злодеяние: схватили заложниками четырех детей Миная Филипповича: Лизу (14 лет), Сережу, Зину и Мишу (неполных три годика). Тяжелее всего приходилось Мишеньке. Как только на лесных дорогах фашисты хватали

какого-нибудь подозрительного крестьянина, похожего по описанию на батьку Миная, они привозили его в Сураж. И – Мишеньку к нему. Ждали, что малыш увидит отца и крикнет: «Папа, папочка!», бросится обнимать и этим самым Шмырева выдаст. Но батьку Миная так и не схватили. А бывший озорник и весельчак Мишенька все эти «очные ставки» с неизвестными дядями очень тяжело перенес, стал молчаливым. Все дети очень изменились, старшие понимали, что их ждет. Немцы объявили: если Шмырев добровольно сдастся в плен -- детей отпустят. Старшая дочь -- Лиза -- сумела передать отцу записку. "Папа, -- писала она, -- к немцам не иди. Если тебя убьют, то мы бессильны и за тебя не отомстим. А если нас убьют, папа, ты за нас отомстишь".

Что пережил в те дни, часы и минуты Батька Минай? Это представить даже невозможно… Фашистские изверги расстреляли заложников -- четырех детей Миная Филипповича Шмырева, а вместе с ними сестру комбрига Анну и мать жены Анну Макаровну. Батька Минай выстоял, не сломался. Он мстил оккупантам за горе, принесенное ими на нашу землю. Боевые заслуги М.Ф.Шмырева высоко оценены Родиной. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Четыре созыва его избирали депутатом Верховного Совета БССР. О Батьке Минае написаны книги. Его именем на Витебщине названы совхоз, учебные заведения, улицы и предприятия.

В Сураже установлен памятник детям Батьки Миная.В Витебске, а также в 73-й школе Минска созданы музеи М.Ф.Шмырева.Похоронен Батька Минай в Витебске -- на крутом берегу Западной Двины. Мы никогда его не забудем. И детей его -- Лизу, Сережу, Зину, Мишу -- помним. Он с нами всегда, наш комбриг.

В официальных источниках советского периода говорится, что отряд был создан по решению райкома партии из рабочих и служащих картонной фабрики им. В.В. Воровского в Пудоти под Суражем 9 июля 1941 года, за несколько дней до немецкой оккупации. В ночь на 14 июля личный состав отряда численностью немногим более 20 человек на фабричной машине прибыл в лес и расположился в районе хутора Самохвалиха. К началу августа в нем насчитывалось уже 50, а к середине сентября – свыше 100 человек.

Первую боевую операцию отряд провел 25 июля в районе хутора Самохвалиха. На берегу реки Туровка разведкой было обнаружено вражеское конное подразделение, немцы отдыхали. Огонь «шмыревцев» по врагу был настолько внезапным, что противник не смог сориентироваться и оказать организованное сопротивление. Бой был быстрым и носил односторонний характер. Партизаны ушли без потерь, в то время как противник потерял 30 человек убитыми и ранеными. В течение августа – сентября в районе интенсивного движения гитлеровских войск на дорогах Сураж – Усвяты, Сураж – Велиж и Усвяты – Велиж отрядом батьки Миная было уничтожено 8 автомашин, взорвано 4 моста, выведена из строя телефонная станция поселка Пудоть, в боях было убито до 70 гитлеровцев.

«Папа, за нас не волнуйся, никого не слушай, к немцам не иди. Если тебя убьют, то мы бессильны и за тебя не отомстим. А если нас убьют, папа, то ты за нас отомстишь».

От Великой Отечественной осталось много документов, письменных, фото- и кино-, после ознакомления с которыми влага застит глаза и стынет кровь в жилах. Это короткое письмо – именно из таких свидетельств той грозной поры. Его написала зимой 1941 года отцу, командиру партизанского отряда, 14-летняя Лиза Шмырева, находясь в заложниках у гитлеровских карателей; вместе с ней под замком сидели ее младшие братишки и сестренка: 3-летний Мишенька, 8-летняя Зина и 12-летний Сережка.

Записка, хранящаяся сейчас в мемориальном музее Миная Шмырева в Витебске, в свое время дошла до адресата.

Он потом долго носил ее возле сердца, берег свято. И можно только предполагать, что пережил этот крепкий 40-летний крестьянский мужик, ушедший с началом оккупации в леса и уведший за собой еще три десятка мужчин – партизанить, бить немцев. Детей расстреляли… Сердечную боль и бескрайнюю тоску по безвинно погибшим кровиночкам своим письменно он не выразил (возможно ли это?) – в 1961 году вышли его, как тогда водилось, патриотические мемуары в коллективном сборнике, но там об этом не было сказано ни буквой. О Минае Шмыреве помнят в Беларуси и сегодня. Личность эта – легендарная: организовал один из первых партизанских отрядов и в первые же недели оккупации нанес врагу такой урон, что в Суражском районе, где он действовал, немцы вывесили вдоль дорог огромные объявления: «Опасно! Зона партизан»… В Витебске есть парк его имени, улица, музей. В его честь проводят мероприятия, а подрастающему поколению рассказывают о том, как он бил оккупантов. Про батьку Миная, (так любовно называют его земляки) снят фильм, написана не одна книга.

«3 сентября 1964 года Миная Филипповича не стало. Он уже очень больной человек был. Инфарктов неизвестно сколько было, на ногах мог находиться только полдня. Когда на пенсию уходил, машину ему давали, а он ее не взял. Ходил он все время. Депутатом был – весь Суражский район обходил, в Минск ездил. Вечный ходок был за людей, за себя только ничего не просил. Похоронен он на Алее героев на Успянской горке в Витебске. В одном из залов музея представлена обстановка комнат дома 39 по улице Крупской, в котором жил и работал последние годы Минай Филиппович. Здесь был его рабочий кабинет. Герой Советского Союза, легендарный партизан, депутат, жил он очень просто, скромно. Часы показывают то время, когда перестало биться сердце батьки Миная. Экспонируются охотничьи принадлежности. Минай Филиппович очень любил ходить на охоту, даже совершенно больным уходил в леса, знал в них каждую тропинку».

Имя Шмырева осталось в памяти народной. Экспериментальная база по семеноводству картофеля носит его имя. 37-е витебское училище металлистов носит его имя. Есть его улица, в его честь назван мост через речку Лучосу. Теплоход, когда на Западной Двине была навигация, также носил имя Миная Шмырева. 43-я витебская и 73-я минская школы – тоже его имени. А в запольской средней школе есть музей 1-й белорусской партизанской бригады. В 1969 году был создан его музей. Сюда привезли деревья с мест бывших партизанских стоянок, оружие, которым пользовались партизаны, землю из Суража.

Имя Шмырева осталось в литературе, в искусстве. По пьесе Алеся Кучера «Заложники» артист Звездочетов в театре Якуба Коласа сыграл роль батьки Миная. Посвящали Минаю Шмыреву стихи, песни. Написал картину известный витебский художник Петр Аявич. В городском парке-музее – скульптурный бюст Миная Шмырева работы Заира Азгура. О Минае Филипповиче снят документальный фильм и художественный фильм «Батька».