Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по ИДМ. Античность.doc
Скачиваний:
510
Добавлен:
18.01.2018
Размер:
5.73 Mб
Скачать

24.7. Заключение.

Ранняя римско-италийская цивилизация за пять веков своего развития прошла сложный исторический путь от отдельных разрозненных очагов раннеклассовых отношений и первичной государственности в городах Великой Греции и Этрурии к единому сильному государственному образованию – Римско-италийскому союзу. Борьбу за насильственное объединение Италии и Великой Греции возглавила и довела до конца Римская община. Отставая в VIII – V вв. от греческих и этрусских городов по уровню своего социально-экономического, политического и культурного развития, небольшая Римская община на Тибре смогла решить свои сложные внутренние проблемы, добиться известного социального консенсуса, стабилизировать экономику и создать мощную военную организацию.

Это обеспечило военный успех Рима в войнах с многочисленными соседями. Но не только военное насилие вело к объединению многие города, народности и племена Италии. Это объединение отражало и глубинное стремление италийских племен к союзу, выраставшее и из общего этнического родства всех италиков, и из общности основных принципов общинного устройства полисного типа италиков и греков, и из суровой необходимости соединения сил против нападения варварских племен на Италию (вторжение кельтов). Естественным инициатором такого объединения могла стать только Римская община, расположенная в географическом центре Италии, месте пересечения основных сухопутных и морских дорог, различных культурных влияний италийских племен, этрусков и греков.

В процессе римских завоеваний была выработана адекватная форма организации единой Италии – Римско-италийский союз во главе с Римом, сочетающий самую широкую автономию отдельных субъектов союза: полисов, общин, племен и достаточно авторитарную власть центра – Рима, располагавшего большими возможностями для проведения общей политики объединенной Италии. Несмотря на отдельные слабости структуры Римско-италийского союза, противоречия между союзными общинами и центром – Римом, приводившие к войнам и восстаниям, Римско-италийский союз в целом как сильное государство федеративного типа сохранял свою прочность и стабильность в течение почти полутора столетий.

Объединение Италии открывало возможности для известной унификации экономики, социальных, политических структур и культуры многочисленных городов, общин и племен, стоящих на самых разных уровнях историческою развития.

25. I Пуническая и Ганнибалова войны.

25.1. Первая Пуническая война

25.1.1. Источники.

 

Первоначальные рассказы о I Пунической войне в стихах и прозе записывали участники этого конфликта. В прозе по-гречески писал сицилийский грек Филина из Акраганта, сражавшийся на стороне карфагенян в I Пуническую войну. Свои прокарфагенские симпатии он сохранил и на страницах своей истории. Кампанец Гней Ненний посвятил этой войне первую эпическую поэму на латинском языке. С начала II в. о войне писали первые римские историки. Среди них следует упомянуть Фабия Пиктора (ок.260/254-190), младшего современника конфликта. Его произведение отличалось откровенно проримским духом. От всех этих работ сохранились незначительные фрагменты и ссылки у поздних историков.

Все дошедшие описания I Пунической войны составлены более поздними авторами. Самый ранний из них – Полибий, греческий историк середины II в. до н.э. Обзор I Пунической войны содержится в книге 1 его «Всеобщей истории» (Полибий, 1.7.1-1.66.1). По его собственным словам, он использовал работы Фабия Пиктора и Филина. Полибий больше использовал Фабия, устраняя крайности римского патриотизма, но иногда черпал информацию и из Филина. Полибий стремился изложить только главные события войны, некоторые из которых описывал довольно подробно. При этом он опускал операции и некоторые кампании, которые считал второстепенными. Имеется ряд неточностей в характеристике событий и в хронологии.

Грек Диодор Сицилийский (I в. до н.э.) описывал I Пуническую войну в 23-24 книгах своей «Истории». Они сохранились только в пересказах и выдержках позднеантичних и, особенно, византийских авторов. Диодор опирался в основном на Филина, хотя знал и другие источники. События описываются в прокарфагенском стиле, упоминаются некоторые успехи карфагенян, опущенные проримскими историками.

Аппиан из Александрии Египетской жил в 1-й половине IIв.н.э. От книги 5 его «Римской истории», описывавшей завоевание римлянами Сицилии и других островов, сохранились незначительные фрагменты. В полностью сохранившейся 8-й книге (Ливийской) содержится краткое описание африканской экспедиции Атилия Регула 256-255 гг. Источники Аппиана точно неизвестны.

«Стратегемы» Полиена (3-я четв. II в.н.э.) описывают два эпизода I Пунической войны (Полиен, 6.16.5; 8.12).

Обратимся теперь к латинским авторам. Труды ранних римских историков были использованы в фундаментальной «Истории Рима от основания города» Тита Ливия, работавшего при императоре Августе, которая описывала I Пуническую войну в книгах 16-19. Эта часть его труда не сохранилась. Кратко содержание утраченных книг излагается в "Периохах", составленных во времена Империи. Частично Ливия восполняют позднеримские авторы различных кратких историй и сборников.

«Стратегемы» Фронтина (конец I в. н.э.) описывают ряд военных хитростей, использованных в войне (Фронтин, 1.4.11, 2.1.4, 3.16.3, 3.2.2, 1.5.6, 3.10.2, 4.5.10, 2.2.11, 2.5.4, 3.17.1, 2.13.9, 3.10. 9, 2.13.10). Фронтин использовал Ливия и другие источники. Флор, живший при императоре Адриане, в «Двух книгах римских войн» оставил очень короткий обзор войны, восхваляющий достижения римского оружия. Флор использовал Ливия и другие источники. Евтропий (2-я половина IV в. н.э.) в «Бревиарии от основания города» оставил краткое описание I Пунической войны. Он опирался на разного рода пересказы более ранних произведений. Аврелий Виктор (2-я половина IV в.н.э.) коротко описал деятельность некоторых римских военачальников. Орозий, христианский священник V в. н.э, в «Истории против язычников» в описании римских событий III-II вв. до н.э. опирался на Ливия, Евтропия, Флора. Детали, отсутствующие у Евтропия и Флора, были почерпнуты им непосредственно из утраченных к настоящему времени книг Ливия.

Римская историография эпохи поздней Республики нашла свое отражение и на греческом языке. Ее использовал Дион Кассий, грекоязычный историк III в. н.э. По интересующей нас эпохе от его произведения сохранились лишь фрагменты. Частично Диона заменяет Зонара, византийский монах XII в. н.э., секретарь императора Алексея I. Он написал «Эпитому истории», доведенную до 1118 года. В книгах 7-9 содержится очерк истории древнего Рима. При его составлении Зонара использовал Диона Кассия. Изложение событий I Пунической войны (Зонара, 8.8-17) ведется погодно с датировками по консулам. Для сер. 240-х гг. дается только краткая характеристика. Имеется тенденция заменять названия сицилийских городов, чуждых для аудитории, неопределенными выражениями вроде «много городов» и т.п. В тех случаях, когда сведения Диона и Зонары о доимператорском Риме можно сравнить с Ливием, видно, что их информация похожа, но не идентична. Сходство объясняется тем, что все эти авторы в конечном счете опирались на историков республиканского Рима.

Отдельные популярные эпизоды I Пунической войны (например, судьба М. Атилия Регула, вождя Африканской экспедиции) обрабатывались во многих произведениях римской литературы, но эти рассказы не дают ничего существенного для восстановления хода самой войны.

Эпиграфика, упоминающая о войне, относительно поздняя. К ней относятся:

1. Надпись на ростральной колонне в честь морской победы консула Дуилия при Милах в 260г.до н.э. Выбита при реставрации колонны в правление императора Августа или Клавдия. По одному предположению, текст воспроизводит древнюю надпись, по другому – был сочинен заново, причем язык был сознательно архаизирован.

2. Фрагменты перечня триумфаторов на мраморных досках римского Форума, на стенах Регии, жилища великого понтифика. Выбиты после постройки здания в 36г. до н.э. на месте сгоревшего старого строения. В них сообщается о морской победе все того же Дуилия, а также о походе на Корсику и Сардинию Л. Корнелия Сципиона, консула 259г. до н.э. Даты в них приведены по эре от основания Рима, начинавшейся в 752г., до н.э. что указывает на относительно позднее составление списка.

3. Надгробная надпись в честь Л. Сципиона, сына Барбата, консула 259 года, на гробнице рода Сципионов, сооруженной в начале II в. до н.э., упоминает о взятии им Корсики и Сардинии.

Почти все серьезные военные операции упомянуты Полибием, Диодором и Зонарой. Остальные авторы обычно приводят дополнительные детали. Только из Орозия известно о карательных действиях карфагенян в Африке в 255г.,до н.э. из Флора и Фронтина – о морском сражении у о. Эгимур в 245г. до н.э. Из-за обрывочности сведений источников некоторые события относятся к определенным кампаниям лишь предположительно, а последовательность операций в пределах ряда кампаний спорна.