Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по ИДМ. Античность.doc
Скачиваний:
510
Добавлен:
18.01.2018
Размер:
5.73 Mб
Скачать

27.8. Политическая деятельность Гая Гракха.

Новый подъем движения за демократические и аграрные реформы в Риме был связан с деятельностью младшего брата Тиберия Гракха – Гая Семпрония Гракха (153–121 гг. до н.э.), который выступил с широкой и продуманной программой преобразований. Поставив перед собой задачу завершить аграрные реформы и отомстить убийцам Тиберия, Гай Гракх решил нанести удар по могущественной римской олигархии, сосредоточенной в сенате. Именно римский нобилитет, сенатская знать были главными противниками демократических преобразований. Для осуществления своей программы Гай Гракх решил сплотить вокруг себя различные слои римского гражданства и противопоставить их нобилитету. Помощь сельского плебса, особенно получившего землю из рук аграрной комиссии, членом которой был Гай, была обеспечена. Гай Гракх предполагал продолжить наделение землей безземельных граждан. Он восстановил полномочия аграрной комиссии, вернув ей судебные права. В бытность Гая трибуном было основано несколько новых колоний в Италии и на месте разрушенного Карфагена. Но Гай понимал, что поддержки одного сельского плебса недостаточно. С целью привлечения на свою сторону городского населения, не заинтересованного в получении земельных участков, Гай провел закон о продаже по очень низким ценам городскому населению Рима зерна из государственных складов, что сразу же обеспечило ему симпатии беднейшей части римского гражданства. 

Важнейшее значение имели и законы Гая Гракха, проведенные в интересах всадников, т.е. богатых ростовщиков, спекулянтов, торговцев и землевладельцев средней руки. Гай Гракх провел судебный закон, по которому создавались судебные комиссии из всадников по разбору дел о злоупотреблениях властью и коррупции римских наместников в провинциях. Всадники, составлявшие большинство кампаний публиканов (откупщиков), собиравших подати с провинциального населения, постоянно сталкивались с римскими наместниками. Благодаря новому составу судебных комиссий они получили возможность контролировать в своих интересах деятельность наместников. Это создавало источники постоянного напряжения и конфликтов между всадниками, заседавшими в судах, и нобилями, из которых назначались наместники провинций.  Другой проведенный в интересах всадников закон касался сбора налогов в новой провинции Азии. По предложенному Гаем Гракхом решению народного собрания жители провинции Азии были обложены прямым налогом в размере 1/10 части урожая, а также косвенными налогами в виде таможенных, портовых, пастбищных и иных сборов. Сбор всех налогов сдавался на откуп. Любой гражданин мог внести объявленную сумму налога в государственную казну, что давало ему право собирать эту сумму с жителей провинций. Это было очень выгодной операцией, так как публи- каны собирали не только объявленную сумму налога, но и значительно большую. Откуп налогов с провинций обычно проводился в самой провинции, часто его брали на себя сами провинциальные общины. В отличие от старого порядка по закону Гая Гракха откуп налогов с провинции Азии сдавался не в провинции, а в Риме, т. е., по существу, отдавался прямо в руки римских всадников. Естественно, эти законы привлекли на сторону Гракха богатое и сильное всадническое сословие. Опираясь на поддержку сельского населения, городского плебса и всаднического сословия, Гай Гракх приступил к реализации своих планов демократических преобразований Римского государства. Программа Гая Гракха была широка: в ней отводилось место аграрным законам, реформам в армии, судопроизводстве, в монетной системе, административной области, затрагивались взаимоотношения сената и народного собрания. 

Важнейшей политической целью Гая Гракха было завершение аграрной реформы. Продолжая дело аграрной комиссии, Гай облегчил ее работу. Им было предложено выведение колоний на «общественные поля» в Капуе и Таренте, которые не осмеливался затронуть Тиберий. Кроме того, Гай Гракх предложил вывести римских колонистов в провинции, в частности на место разрушенного Карфагена, и тем самым открыл для римской колонизации обширнейшие территории. 

Предложение о разделе земель кампанского «общественного поля» и в провинциях было хорошо продумано: земли в Кампании были заняты мелкими арендаторами, удаление которых не затрагивало интересов крупных землевладельцев, так же как и выведение колоний в провинции, где крупное римское землевладение еще не укоренилось. Этим самым Гай Гракх пытался решить аграрный вопрос, не обостряя отношений с италийскими крупными землевладельцами. 

Не менее существенна была и военная реформа Гая. К этому времени организация вооруженных сил переживала серьезный кризис. Многочисленные и продолжительные войны показали, что милиционная армия Рима изжила себя. Сказывались недостаточность профессиональной выучки воинов, которые отрывались от плуга в начале войны и возвращались к нему после ее окончания, пестрота вооружения и слабость военной дисциплины. Неоднократные поражения римских армий во второй половине II в. до н.э. в Испании, на Сицилии, Пергаме свидетельствовали о падении боеспособности гражданского ополчения. 

С другой стороны, отрыв земледельцев- воинов от своего хозяйства на долгое время приводил к разорению их хозяйств, обезземеливанию сельского плебса. Законы Гая Гракха были направлены на устранение этих пороков. Прежде всего Гай упорядочил сроки военной службы, что было очень важно для сельского населения. Он уменьшил число обязательных военных походов для римских граждан, после которых они освобождались от военной службы. Было запрещено брать на военную службу граждан моложе 17 лет, граждане старше 46 лет полностью освобождались от набора в войско. Вооружение воинам стало выдаваться государством бесплатно. На воинов было распространено право апелляции, по которому приговоренный к смерти мог обжаловать это решение в народном собрании. 

В процессе своей многообразной деятельности Гаю Гракху приходилось часто сталкиваться с римскими судами. Как член аграрной комиссии, он постоянно имел дело с земельными тяжбами, интересуясь строительством, он сталкивался с многочисленными подрядчиками и строителями дорог или общественных зданий, например складов для зерна; познакомился он с судебными исками и другого рода. Гай Гракх увидел все пороки римского судопроизводства. Суд вершил претор, переизбираемый каждый год, следовательно, на эту должность мог попасть некомпетентный человек. К тому же нескольким преторам было очень трудно справиться с множеством судебных дел. 

Благодаря инициативе Гая Гракха были оформлены несколько постоянных судебных комиссий, которые со знанием дела решали тяжбы. Были предприняты меры против судебных злоупотреблений, которые прежде были обычны в силу произвола или некомпетентности судей. С особой строгостью карались злоупотребления властью магистратов и сенаторов. Гай Гракх специальным законодательным актом подтвердил права римского гражданина, которые прежде часто нарушались. 

Одним из важнейших мероприятий Гая Гракха было ослабление власти сената и расширение прав народного собрания, а также наиболее полного выразителя его воли – народного трибуна. Основной удар был нанесен по важнейшей прерогативе сената – заведованию финансами. Уже Тиберий распределял казну пергамского царя волей народного собрания, а не сената. Гай Гракх пошел дальше. Продажа зерна по заниженной цене городскому населению, предложенная Гаем, требовала значительных средств, и решение о выделении соответствующих сумм проходило не через сенат, а через народное собрание. Сдача важных подрядов на строительство дорог, крупных сооружений осуществлялась также через народное собрание.

Усилиями Гая Гракха народное собрание превратилось в эффективный орган государственного аппарата, а функции сената были существенно ограничены. 

Одной из сторон политической программы Гая Гракха было усиление роли и власти народного трибуна. Оно нашло яркое выражение в деятельности самого Гая Гракха. Скромная должность заступника за отдельных плебеев превратилась при Гае в важнейшую государственную магистратуру Римской республики. Народный трибун Гай Гракх оттеснил на второй план даже верховных магистратов-консулов. Он не только вносил законопроекты в народном собрании, но и активно выступал в сенате. Он был членом аграрной комиссии, руководил раздачей зерна беднейшему населению города Рима, постройкой хлебных складов, проведением дорог, устройством колоний. «Народ восхищался, – писал Плутарх, – видя его, окруженного толпой подрядчиков, ремесленников, послов, магистратов, воинов и ученых, когда он приветливо разговаривал с каждым, при всей своей обходительности никогда не теряя собственного достоинства». 

В своей политической деятельности Гай Гракх опирался на сильную политическую коалицию, состоявшую из всадников, городского населения и сельского плебса. В течение полутора лет (123–122 гг. до н. э.) эта коалиция обеспечивала Гаю Гракху поддержку народного собрания, утверждая все его законопроекты. Ни сенат, ни магистраты не осмеливались выступить против всемогущего народного трибуна. Но сенатская оппозиция, или, как ее стали называть в дальнейшем, «группировка оптиматов», замечая промахи Гая Гракха, накапливала  материал, чтобы выступить против него в удобный для себя момент. 

Как дальновидный политик, Гай Гракх понимал, что деление жителей Италии на полноправных граждан и бесправных ита- ликов-союзников подрывает внутреннюю крепость Рима. Обдумывая законопроект о распространении прав римского гражданства на италиков, Г ай понимал, что он вызовет сильные возражения в народном собрании, члены которого не захотят делиться своими привилегиями с новыми гражданами. Поэтому Гракх, занятый проведением других реформ, откладывал законопроект о союзниках. Но после их завершения, когда, казалось, Гай достиг вершины популярности, он и предложил народному собранию важнейший из своих законопроектов – о даровании прав римского гражданства италийским союзным общинам. Однако Гай переоценил свое влияние, силу своих сторонников. Его противникам без особого труда удалось убедить народное собрание отклонить законопроект. Это был сильный удар по популярности Гая. Вскоре он по предложению сената выехал из Рима на 70 дней в Африку для основания колоний, хотя по древним обычаям народный трибун не должен был покидать города Рима. Противники Гая Гракха поспешили воспользоваться его отсутствием для раскола созданной им политической коалиции. 

Сенатская аристократия в противовес Гаю выдвинула своего ставленника Ливия Друза – коллегу Гая по трибунату 122г. до н. э. Ливий Друз предложил от имени сената программу преобразований, отличную от мероприятий Гая Гракха. Он ловко воспользовался тем, что в программе Гая Гракха мероприятия по аграрным реформам несколько затерялись среди других преобразований, и демагогически выдвинул законопроект об основании двенадцати новых земледельческих колоний в Италии для малоимущих вместо двух предложенных в свое время Гаем. Поскольку деятельность аграрной комиссии вызывала много нареканий, Ливий Друз предложил наделять граждан землей без аграрной комиссии, что вряд ли было осуществимо. Кроме того, Ливий Друз в отличие от Гракха высказал намерение наделить граждан землей на правах полной частной собственности с правом продажи и без налога за ее использование. Тем самым создавались условия для скупки этих земель, земельной концентрации в будущем. Но когда Ливий предлагал свои аграрные законы, масса граждан в народном собрании об этом не думала. Законопроекты Ливия Друза казались лучшими, чем аграрное законодательство братьев Гракхов, что обеспечило Ливию Друзу популярность среди сельского плебса. Городское население Ливий Друз склонил на свою сторону тем, что выступил против закона о даровании прав гражданства союзникам. 

Положение стало меняться. Оптиматы, опираясь на ловкую демагогию Ливия Друза, завоевали большинство в народном собрании. Они не только провалили закон о союзниках, но после этого Гаю уже не удавалось предложить и провести через народное собрание ни одного нового закона. Мало того, во время консульских выборов 122г. до н.э. был избран консулом злейший враг Гая Гракха – Луций Опимий. Сам Гай Гракх, выставивший свою кандидатуру в народные трибуны в третий раз на 121г. до н.э., не был переизбран. 

К концу 122г. до н.э. все более и более таяла популярность Гая Гракха, а он сам, раздраженный неудачами, стал допускать просчеты, вести себя несдержанно. В декабре 122г. до н.э. Гай сложил с себя полномочия народного трибуна. Консерваторы во главе с консулом Опимием сразу же начали нападки на законы Гая Гракха. Им удалось отменить некоторые из них, аннулировать закон о выведении колонии в Африку. Гай Гракх и его сторонники, теперь простые члены народного собрания, пытались помешать этому, но во время вооруженных столкновений Гай Гракх был убит. 

Сторонники консервативных кругов – оптиматы – торжествовали победу. Однако гибель инициаторов аграрных реформ еще не означала, что их многосторонняя деятельность оказалась бесплодной. 

Аграрная реформа Гракхов дала несколько десятков тысяч новых мелких хозяйств. Гракхи наделяли безземельных участками по 30 югеров, что позволяло создать зажиточное устойчивое хозяйство. Следы аграрного законодательства Гракхов в виде межевых линий и столбиков сохранялись в течение последующих двух столетий, что свидетельствует об известной устойчивости созданных ими хозяйств. 

С другой стороны, оказалась плодотворной идея выведения колоний за пределы Италии в римские провинции. Эти колонии впоследствии стали служить опорными пунктами для создания городов римского типа с интенсивной внутренней жизнью, с более передовой культурой, что давало толчок экономическому, социальному и культурному развитию провинций. 

Гракхи наметили ряд мер, которые хотя и не были решены в их время, но настолько отвечали жизненным потребностям римского общества и государства, что были проведены вскоре после гибели реформаторов. Гай Гракх впервые оценил деловой опыт всадников и попытался привлечь их к более активной государственной деятельности, что впоследствии успешно использовали римские императоры. Продажа хлеба по символическим ценам неимущему городскому населению как попытка нейтрализации его политической активности и использования ее в своих интересах позже стала важнейшей мерой Римского государства. В процессе ожесточенной борьбы между реформаторами (которых впоследствии называли популярами), опиравшимися на народное собрание, и консерваторами, или оптиматами, оплотом которым являлся аристократический сенат, были выработаны разные программы развития Римского государства. Борьба за осуществление этих программ определила в значительной степени всю последующую историю Римской республики вплоть до ее падения. Вот почему можно сказать, что политическая деятельность Гракхов оказала большое влияние не только на события, им современные, но и на ход борьбы в Римской республике в I в. до н. э.