Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Когнитология

.PDF
Скачиваний:
219
Добавлен:
25.02.2018
Размер:
5.21 Mб
Скачать

111

позволили установить законы образования гештальта или формы проявления действия. В статьях 1922— 1925 гг. М. Вертгаймер показал, что образование целостных форм в нашем восприятии детерминировано важным, экспериментально подтвержденным принципом, который в гештальтпсихологии получил название принцип прегнантности, или тенденция к «хорошей форме».

Рис. 26. Вольфганг Кёлер (нем. Wolfgang Köhler; 21 января 1887, Таллин, Россия — 11 июня 1967, Нью-Гемпшир, США) — немецкий и американский психолог, один из основателей гештальт-психологии (Википедия).

Рис. 27. Курт Коффка (нем. Kurt Koffka; 18 марта 1886, Берлин — 22 ноября 1941, Нортхемптон) — немецкоамериканский психолог (Википедия).

Этот принцип обобщает ряд найденных феноменальных закономерностей, устанавливающих тот факт, что элементы внешнего физического мира объединяются в гештальт по принципу максимальной простоты и регулярности, т.е. в нашем феноменальном поле действует объективная тенденция к

112

объединению сенсорных элементов в самую простую структуру, которая возможна при данных конкретных стимульных условиях. Действие принципа прегнантности собственно и заключается в установлении равновесия между связывающими и сдерживающими силами феноменального поля: противодействие связывающим силам вносит разнообразие внешней стимуляции, оно представляет собой разъединяющую силу и увеличивает напряжение внутри этого поля (Гусев А.П.,

2007).

Принципы системности гештальтпсихологи распространили на все уровни познания: от восприятия до мышления, и далее — на мотивацию личности, общение и социально-психологические явления. Внешнюю стимуляцию мгновенно (симультанно) организует в целостную структуру (перцепт) активная динамическая система — головной мозг. Однако образ целостен не потому, что таковы законы работы головного мозга, а потому, что принципы восприятия присутствуют в наблюдаемых объектах, полагал М.

Вертхаймер (Werthemer, 1912).

Гештальт-психология восприятия перирует пятью базисными принципами:

Принцип фигуры и фона каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющие четкие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира.

В результате начальной стадии перцептивной сегрегации,

представляющей собой разбиение некоторой группы объектов на отдельные объекты, или выделение в группе объектов отдельных ее составляющих, происходит выделение фигуры из фона (рис. 28). В привычных ситуациях мы не обращаем на это внимания, но первое, что нужно сделать при восприятии некоторой зрительной информации, это решить, что считать фигурой, а что фоном.

Формирование фигуры, с точки зрения гештальтпсихологии, означает проявление интереса к чемулибо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса; Однако объяснять процесс выделения фигуры из фона только особенностями стимуляции было бы неправильно. Это можно наглядно продемонстрировать на примере восприятия двойственных

113

изображений, или изображений со взаимообратимыми фигурой и фоном (рис. 29).

Рис. 28. В данном случае у нас не возникает сомнений в том, где здесь фигура, а где фон: сама зрительная информация подсказывает, что нечто относительно более связное и четко очерченное (светлое пятно) является фигурой.

Когда мы смотрим на это изображение, нам попеременно видятся то ваза, то два человеческих профиля; в каждый момент что-нибудь одно. Такого рода ловушки заставляют задуматься, за счет чего в нормальных условиях существования мы последовательно и достаточно устойчиво принимаем один объект за фигуру, а другой — за фон?

Исследования показывают (Weisstein N., Wong E., 1986),

что восприятие объекта как фигуры связано с относительно более детальным анализом информации по сравнению с восприятием объекта как фона, проще говоря, фигура — это то, на что мы в данный момент обращаем преимущественное внимание.

Принципы гештальтпсихологии

1. Принцип дифференциации, определяющей отношение между конфигурацией, образуемой раздражителями, и "гештальтом", формируемым в сознании;

114

Рис.29. Взаимообратимые фигура и фон: профили или

ваза.

2. Принцип замыкания, согласно которому неполные конфигурации достраиваются в восприятии до полных - по аналогии с прочтением слова вопреки пропуску ряда букв;

А

Б

Рис. 30. Замкнутость, как

принцип перцептивной

группировки (А) и феномен субъективного контура (Б) Kanizsa G., 1976.

3.Принцип хорошей формы, по которому при сохранении типа конфигурации менее организованная форма будет вытеснена в сознании более организованной

4.Принцип изоморфизма, согласно которому между нейрофизиологическим процессом и строением воспринимаемого объекта устанавливается структурная соотнесенность

115

Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Свойства восприятия — константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

Рис. 31. Близость, как принцип перцептивной группировки.

Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.

Рис. 28. Сходство, как принцип перцептивной группировки.

Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений!

На начальном этапе развития гештальтпсихологии ее представители (Koehler W., 1947) настаивали на том, перцептивная организация — это просто функция стимула, результат процессов, идущих снизу вверх. Однако дальнейшие исследования показали, что такие факторы, как опыт субъекта, его установки, оказывают существенное влияние на процессы организации стимульной информации.

116

Но, как и в случае других процессов восприятия, распознавание образов нельзя объяснить только особенностями стимульной ситуации. Значение имеет и «влияние сверху»: эффекты опыта, установок, личностных особенностей воспринимающего и т. п. Например, эффект влияния установки на распознавание образов может быть продемонстрирован следующим экспериментом (Leeper R. W., 1935).

Критическим стимульным материалом в данном эксперименте была двусмысленная картинка (рис. 32), на которой попеременно можно видеть то молодую женщину, несколько отвернувшуюся от наблюдателя, то старуху в профиль.

Перед демонстрацией двусмысленной картинки одной группе испытуемых показывали недвусмысленное изображение молодой женщины, а другой группе — недвусмысленное изображение старой. Выяснилось, что испытуемые первой группы видели на двусмысленной картинке молодую женщину, а испытуемые второй группы — старуху. На идентификацию изображения повлияла установка, сформированная ранее.

Впоследствии принципы были дополнены теорией научения К. Коффки, концепцией энергетического баланса и мотивации К. Левина и введенным последним принципом "здесь и сейчас", согласно которому первостепенным фактором, опосредствующим поведение и социальную функциональность личности, является не содержание прошлого опыта (в этом кардинальное отличие гештальтпсихологии от психоанализа), а качество осознавания актуальной ситуации. На этой методологической базе Ф. Перлзом, Е. Полстером и рядом других гештальтпсихологов была разработана теория цикла контакта, ставшая базовой моделью практически всех практикоориентированных подходов в гештальтпсихологии. Согласно данной модели весь процесс взаимодействия индивида с фигурой — от момента возникновения спонтанного интереса до полного его удовлетворения включает в себя шесть стадий:

1. Ощущение - На первой стадии спонтанный интерес к объекту носит характер смутного, неопределенного

117

ощущения, часто беспокойства, тем самым, вызывая начальное напряжение. Потребность понять и конкретизировать источник ощущения побуждает индивида к сосредоточению внимания на вызвавшем его объекте (переход на стадию осознавания).

2.Осознавание - Целью осознавания является

Рис. 32. Неоднозначная фигура – девушка или старуха.

насыщение фигуры значимым содержанием, ее конкретизация и идентификация. По сути дела, процесс выделения фигуры из фона сводится к двум первым стадиям контакта.

3.Энергию - Уже в процессе осознавания происходит мобилизация энергии, связанной с изначально возникшим напряжением и необходимой для сосредоточения и удержания внимания. Если выделенная в результате осознавания из фона фигура оказывается значимой для субъекта, то изначальный интерес стимулируется, а напряжение не только не снижается, а, напротив, возрастает, постепенно приобретая характер "заряженной энергией озабоченности". В результате наступает третья стадия цикла, на которой энергия системы достигает своего пика, а фигура в субъективном восприятии максимально "приближается" к индивиду. Тем самым создаются условия для перехода к стадии действия.

4.Действие - На этой стадии индивид переходит от собственно восприятия или перцептивного поведения к попыткам активно воздействовать на вызвавшую интерес фигуру, что должно привести к адаптации последней к

118

физическому, либо психологическому "присвоению" или ассимиляции. Под ассимиляцией Ф. Перлз понимал избирательную интеграцию не целостного, сохраняющего изначальную структуру объекта, как это имеет место в классическом понятии интроекции, а тех его компонентов, которые реально отвечают потребностям индивида. Для этого необходимо расчленение фигуры на составляющие, образно говоря, ее "пережевывание", что и является квинтэссенцией действия в рассматриваемой схеме. Например, в контексте социальных отношений, вступая в контакт с определенным человеком, индивид должен не только осознать свои потребности, но и определить, какие из них данный партнер объективно может и субъективно готов удовлетворить.

5. Контакт - В результате действия, направленного на вызвавшую интерес фигуру, возникает максимально насыщенное переживание, в рамках которого интегрируются впечатления, полученные от сенсорного осознавания и моторного акта. В логике данной модели контакт есть точка максимально возможного в наличествующих условиях удовлетворения исходного интереса или потребности.

6. Разрешение - Завершающая стадия разрешения (у некоторых авторов обозначается как завершение) предполагает рефлексию опыта, полученного на стадии контакта, и его интеграцию на внутриличностном уровне. Именно так в логике гештальтпсихологии происходит научение.

По завершении цикла контакта фигура перестает быть актуальной и привлекать к себе внимание — гештальт завершается. В результате возникает возможность нового ощущения и возобновления цикла. С точки зрения гештальтпсихологии вся жизнь человека представляет собой непрерывную цепь таких циклов.

Образы восприятия характеризуются целостностью. Это означает, что в них представлены некоторая связная картина, образ предмета или события. Мы не воспринимаем дерево за окном как совокупность овальных зеленого цвета объектов, находящиеся на фоне черных толстых вертикальных линий и тонких черных линий, большинство из которых находится под некоторым наклоном. Мы видим дерево: ствол, ветви и листья. Эту особенность восприятия особо подчеркивали

119

представители школы гештапыппсихологии, основной тезис которой состоял в том, что психические образы, образы восприятия в частности, представляют собой нечто большее, чем простая сумма элементов. Образ восприятия — это некоторая организация стимулов. Возникает вопрос: за счет чего становится возможной эта организация, объединение в целостный образ отдельных элементов стимуляции? Иными словами, за счет каких механизмов происходит перцептивная группировка?

Концепции Дж. Гибсона и Д. О. Хэбба

Общебиологическое значение восприятия в регуляции поведения живых организмов подчеркивается в концепции американского психолога Дж. Гибсона (1950, 1966).

Ранний вариант его теории зрительного восприятия известен как перцептивная психофизика Дж. Гибсона.

Основная идея этой теории состояла в поиске прямого соответствия между стимулами, воздействующими на органы чувств, и образом восприятия.

Гибсоном ставилась задача найти соотношения между стимулами и образом восприятия несколько иного рода, чем те, которые предполагались сенсорной психофизикой. В связи с этим Гибсон предложил пересмотреть и само представление о стимулах восприятия. Если в классической сенсорной психофизике стимулом, обеспечивающим, например, зрительное восприятие, является свет, обладающий ограниченным набором физических свойств, то в перцептивной психофизике предлагается говорить о стимулах более сложной конфигурации. Такие стимулы Гибсон обозначает как стимулы высшего порядка.

В экологической теории зрительного восприятия Дж. Гибсон (1987) развивает основную мысль своей первоначальной теории восприятия, названной перцептивной психофизикой, – мысль о том, что вся информация об окружающем мире целиком и полностью представлена в оптическом потоке. Таким образом, делается вывод, что для построения образа восприятия вполне достаточно сенсорной

120

информации, представленной в оптическом потоке. Эта информация полностью описывает воспринимаемый мир.

Дж. Гибсон настаивает на различении воспринимаемого,

знаемого и физического миров.

Воспринимаемый нами мир нужно отличать от физического: ведь не все факты физического мира присутствуют в воспринимаемом мире и наоборот.

Например, в физическом мире отсутствуют человеческая улыбка и сексуальная привлекательность. Это факты только воспринимаемого мира.

Воспринимаемый, или видимый, мир нельзя отождествлять с простым видимым полем. Видимое поле – лишь часть видимого мира. Оно, в отличие от воспринимаемого мира, ограничено наличной стимуляцией.

Гибсон говорил, что одна из главных ошибок тех исследователей, которые рассуждают о природе восприятия, заключается в том, что они пытаются сразу ответить на вопрос "Как мы воспринимаем?", минуя более важный и значимый вопрос "Что мы воспринимаем?". Поэтому значительная часть его последнего и, по-видимому, главного и основополагающего труда, посвященного зрительному восприятию, "Экологический подход к зрительному восприятию", увидевшего свет в 1979 г. уже после смерти Гибсона, посвящена именно описанию воспринимаемого мира.

Гибсон утверждает, что поскольку воспринимаемый мир отличается от физического, то и способы его описания также должны быть другими. Поэтому он отвергает возможность описания воспринимаемого, видимого мира на языке физической оптики. Для понимания того, что мы воспринимаем, нужен другой язык – язык экологической оптики. Термин экологическая означает, что факты и события воспринимаемого мира не могут быть рассмотрены вне той роли, которую они играют для человека и животного. В связи с этим Гибсон вводит понятие возможностей. Тот или иной факт окружающего нас мира может представлять для нас различные возможности. Например, перепад двух плоскостей может восприниматься как обрыв или как уступ в зависимости от того, в какой степени этот перепад соизмерим с нашим ростом и какую опасность он может в связи с этим