Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Задание к семинару 2.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
05.11.2018
Размер:
79.36 Кб
Скачать

3. Воспитание и обучение на Древнем Востоке.

Начало истории педагогической мысли восходит к цивилизаци­ям Древнего Востока, зарождение которых относится к 4-му тыся­челетию до н.э. Наряду с новыми способами социализации подрастающего поколе­ния сохранялись и старые формы воспитания. Главными носителями идеалов воспитания и обучения становились семья, государство и церковь. В древнейших цивилизациях, пришедших на смену архаич­ным союзам племен, воспитание и обучение считались преимущест­венно семейным делом. В эпоху перехода от общинно-родового строя к рабовладению в древних цивилизациях Востока сохранялись и ви­доизменялись прежние традиции семейного воспитания. Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умствен­ного труда от физического вызвало появление специальности учителя, который был хранителем и «ретранслятором» педагогических идей.

Педагогическая мысль Древнего Востока развивалась в ло­гике эволюции культурных, нравственных, идеологических цен­ностей. Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность растворя­лась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и упование на суровые формы и методы воспитания.

Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценное наследие, без которого трудно представить дальнейшую мировую истории педагогики: были предприняты первые попытки осмыс­лить сущность воспитания и образования. Педагогическая мысль Древнего Востока повлияла на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

«Дома табличек». Первые учебные заведения появились в городах Месопотамии в 3 тысячелетии до н.э. в связи с потребностью хозяйства и культу­ры в грамотных людях - писцах. Они находились на высокой сту­пени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили пис­цов, получили название Домов табличек (по-шумерски - эдуббы), так как именно на глиняные таблички наносилась клинопись. Эдуббы возникли, очевидно, сначала в семьях писцов, затем ­при храмах и дворцах. Образовательные учреждения впитали традиции патриархаль­но-семейного, ремесленного воспитания и ученичества. Семейно-об­щинный уклад обучения и воспитания сохранялся на протяжении всей истории древневосточных цивилизаций. Вначале организованное обучение служило только для подго­товки писцов, позднее эдуббы, превращаясь в центры культуры и просвещения, стали приобретать определенную автономию. При них возникали крупные книгохранилища, например, библиотеки.

Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учите­лем. В крупных «Домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования и др. В таких учебных заведениях мог быть специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной. Обучение было платным. Основным методом воспитания в школе, как и в семье, являл­ся пример старших. Уни­версальными приемами обучения являлись заучивание и переписыва­ние. Урок (мугубба) состоял в запоминании и копировании табли­чек-моделей в таблички-упражнения. В позднюю эпоху иногда вы­полняли упражнения типа диктантов. В основе методики обучения ле­жало, таким образом, простое многократное повторение, запомина­ние словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений. Зарождались и другие методы обучения: беседы, разъяснение труд­ных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или однокашником, но и с воображаемым оппонентом. Ученики делились на пары и под руководством учителя утверждали и опровергали что-либо.

Программа обучения была по преимуществу светской. Изучались два языка: аккадский и шумерский. Выпускник эдуббы должен был знать арифметические действия, хорошо владеть письмом, ис­кусством пения и музыки, уметь выносить разумные, обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников. Некоторые «Дома табличек» становились своеобразными куль­турно-просветительскими центрами. Появляется специальная учеб­ная литература для школ. Так, таблички с первыми методическими пособиями - словарями и хрестоматиями, изготовленные в Шуме­ре в 3-м тысячелетии до н.э., содержали поучения, наставления, назидания, выраженные в фольклорной форме, что должно было облегчить процесс обучения.

Образование становится достоянием не только знати и духовен­ства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев. Об этом свидетельствуют подписи тор­говцев и ремесленников на различных документах того времени.

Наибольшее распространение эдуббы получили в ассирийско-нововавилонскую эпоху (1-e тысячелетие до н.э.). В про­грамму эдуббов входили занятия философией, литературой, музы­кой, историей, геометрией, правом, географией. Особое внимание уделялось обучению математике. Образованные люди были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней. На высоком уровне обучали врачеванию. В пособиях содержались све­дения о диагнозах и способах лечения множества болезней. Меди­цина изучалась и как отрасль магико-религиозных культов. Появи­лись эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, религии, истории, математике.

Школы писцов в Египте. Первые сведения об организованном обучении древних египтян относятся к 3-му тысячелетию до н.э. Воспитание было призва­но перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. На про­тяжении тысячелетий в долине Нила складывался определенный психологический тип личности. Идеалом древнего египтянина счи­тался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы чело­век. Базой такого идеала было обучение и воспитание. Воспитание отражало характер взаимоотношений детей с родителями. Эти взаимоотношения строились на равноправной основе. К обучению мальчиков и девочек относились одинаково. Принятые педагогические приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слу­шаться. Наиболее эффективным способом до­стижения повиновения считались физические наказания. Девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».

Нравственное воспитание осуществлялось, по преимуществу, через заучивание морализаторских наставлений типа: «Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в сундуке»; «Лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, нежели быть богатым, но познать печаль». Запись, чтение и запоминание подобных наставлений были отнюдь не простым делом, поскольку они изображались иероглифами на языке, отличавшимся от живой речи.

Целью обучения была подготовка к профессии, которой тради­ционно занимались члены семьи. Семья являлась первичным звеном обучения. Владение грамотой и профессия писца рассматривались как залог социального благополучия. Учебные заведения возникали при храмах, дворцах царей и вель­мож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем - составлять деловые бумаги. Для овладения грамотой следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученик осваивал деловой стиль для светских нужд и устав­ный стиль для составления религиозных текстов. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, меди­цине, языкам других народов. Передавали знания, которые могли понадобиться для расчетов при строительстве каналов, храмов, пира­мид, для определения количества урожая, астрономических вычислений, использовавшихся, в частности, при прогнозах разлива Нила. Гео­графии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы научиться рисовать план местности. Постепенно специализация обучения уси­ливалась. Так, в V в. до н.э. появляются школы врачевателей. К тому времени были накоплены знания и сделаны учебные пособия по диаг­ностике и лечению почти полусотни различных болезней.

Воспитание и обучение в Индии.

Особенность индийской культуры состояла в ее замкнутости. Все население Древней Индии разделялось на четыре касты. Потомки ариев (завоевателей из Древней Персии) составляли три высшие касты: брахманов (жре­цов), кшатриев (воинов) и вaйшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой - низшей – кастой являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы). Наибольшими привилегиями ­пользовалась каста брахманов. Кшатрии, будучи профессиональными военными, участвовали в походах и сражениях, а в мирное время находились на содержании государства. Вайшьи относились к трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав.

В соответствии с этим социальным делением воспита­ние и обучение детей основывалось на идее, согласно кото­рой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать полноправным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались праведность и чистота помыслов, у кшатриев - мужество и смелость, у вайшьи - трудолюбие и тер­пение, у шудpы - покорность и безропотность.

Главными целями воспитания детей высших каст в Древней Индии к середине l-го тысячелетия до н.э. были: физическое развитие - закаливание, умение управлять своим те­лом; умственное развитие - ясность ума и разумность пове­дения; духовное развитие - способность к самопознанию. Считалось, что человек рожден для исполненной счастья жизни. У детей высших каст воспитывали такие качества, как любовь к природе, чувство прекрасного, самодисциплина, самообладание, сдержанность. Идеалом нравственного поведения считались содействие общему благу, отказ от поступ­ков, которые идут во вред такому блaгy. Образцы воспитания черпались прежде всего в сказаниях о Кришне - божествен­ном и мудром царе - воине и пастухе и царевиче Раме - одном из героев «Махабхараты».

Образцом древнеиндийской наставительной литературы можно считать «Бхагавадгиту» - памятник религиозно-фи­лософской мысли Древней Индии, содержащий философ­скую основу индуизма (середина l-го тысячелетия до н.э.), была не только священной, но и учебной книгой, написан­ной в форме беседы ученика с мудрым учителем. Суть обучения, как следует из «Бхагавадгиты», заключа­лась в том, чтобы перед учеником последовательно стави­лись постепенно усложнявшиеся задачи конкретного содер­жания, решение которых должно было вести к нахождению истины. Процесс обучения образно сравнивался со сражени­ем, побеждая в котором ученик поднимался к совершенству.

К середине l-го тысячелетия до н.э. в Индии сложилась определенная воспитательная традиция. Первая ступень вос­питания и обучения была прерогативой семьи, систематического обучения здесь, естественно, не предусматривалось. Наиболее широкой была прогpамма образования у брахма­нов; занятия для них состояли в усвоении традиционного понимания Вед, овладении навыками чтения и письма. У кшатриев и вайшья обучались по сходной, но несколько сокра­щенной прогpамме. Кроме того, дети кшатриев приобретали знания и навыки в военном искусстве, а дети вайшья – в сельском хозяйстве и ремеслах. Прообразом повышенного образования можно считать за­нятия, которым посвящали себя немногие юноши из высшей касты. Они посещали известного своими познаниями учителя - гуру («чтимый», «достойный») и участвовали в собраниях и спорах ученых мужей.

Новый период в истории древнеиндийского воспитания начинается в середине l-го тысячелетия до н.э., когда наме­тились существенные изменения в древнеиндийском обще­стве, связaнные с возникновением новой религии - буддиз­ма, идеи которой отразились и на воспитании. Согласно буддизму главной задачей воспитания было внут­реннее совершенствование человека, душа которого должна быть избавлена от мирских страстей через самопознание и самосовершенствование. В процессе поиска знания буддисты различали стадии сосредоточенного внимательного усвоения и закрепления. Важнейшим его результатом считалось по­знание ранее не познанного.

В буддийский период стали складываться и новые пред­ставления о содержании образования. В обучении главное вни­мание уделялось грамматике санскрита, литературно обрабо­танной форме древнеиндийского языка, ставшего в 1 в. до н.э. ведущим языком в Северной Индии. В этот период возник и древнейший индийский слоговой алфавит - брахми.

В начале нашей эры в Индии начали изменяться взгляды на конечные задачи воспитания: оно должно было не только помогать человеку научиться различать сущностное и прехо­дящее, достигать душевной гармонии и покоя, отвергать суетное и бренное, но и добиваться реальных результатов в жизни. Это привело к тому, что в школах при индуистских храмах помимо санскрита стали обучать чтению и письму на местных языках, а при брахманских храмах стала склады­ваться двухступенчатая система образования: начальные шко­лы («толь») и школы полного образования («аграхар»). Был расширен доступ к образованию детей из разных каст. В связи с этим здесь стали обучать в большем объеме элементам географии, математи­ки, языкам; начали обучать врачеванию, ваянию, живописи и дpугим искусствам.

В Древней Индии постепенно сложился ряд крупных центров образования. Не менее широкую известность как центры культуры и просвещения приобрели школы при некоторых буддистских монастырях за 500 лет до нашей эры. В них учащиеся изучали индуизм и буддизм, логику, Веды, медицину, филологию, языки, право, астрономию и другие науки.

Среди различных религиозно-философских учений, в рамках которых формировались отдельные направления пе­дагогической мысли Индии, можно выделить три основных: брахманизм, буддизм и исламизм, преобладавший в пери­од средневековья. Вследствие этого в Индии сложились и три системы воспитания: брахманская, буддийская, мусуль­манская. Брахманская и буддийская системы постепенно слились и образовали так называемую индуистскую систему воспитания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]