Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
9.3.Города поволжья.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
398.34 Кб
Скачать

Охват территории городами.

На один город в Поволжье при­ходится 6,0 тыс. км2, а на один большой город — почти 27. При условном радиусе влияния большого города 50 км получается, что зона его непосредственного обслуживания (выполнение центральных функций) составит менее 8 тыс. км2. Таким образом, Поволжье, имея 20 больших городов, нуждает­ся в 68. Но, кроме того, следует учесть, что в реальности неко­торые большие города сближены, их распределение по терри­тории далеко не равномерно: в районе Самарской Луки их 4, в Казанской, Саратовской, Набережночелнинской и Волгоград­ской группах — по два. Следовательно, фактически еще большая по размеру территория оказывается вне сферы непосредст­венного влияния и обслуживания больших городов.

О недостаточности сети городов Поволжья говорит то, что во многих административных районах обязанности центра вы­полняют не города (хотя эта «должность» явно городская), а поселки городского типа и даже села. В Татарстане 41 админи­стративный район. Городами возглавляются 18 районов (в этой роли не выступает только Казань). Для некоторых из них обя­занности райцентра являются основными. Буинск, Мамадыш, Мензелинск, Тетюши, Болгар (его прежнее название Куйбы­шев, а дореволюционное Спасск) учреждены были в качестве уездных центров. Большинство же городов являются райцен­трами по «совместительству», в дополнение к своим основным обязанностям промышленных и транспортных центров.

Городов, для того чтобы возглавить районы, не хватило. И 7 районов имеют центрами поселки городского типа (правда, два из них Арск и Лаишево были в прошлом городами), а 16 — сельские населенные пункты.

Территориально-урбанистическая структура.

Главные особен­ности урбанистической ситуации в Поволжье связаны со свое­образием, уникальностью территориально-урбанистической структуры.

В Центральном, Волго-Вятском и Северо-Западном эконо­мических районах характерная черта опорного каркаса — глав­ный узел, оказавший решающее влияние на построение всей территориальной структуры. На Северном Кавказе опорный каркас — соче­тание плотных цепочек городов вдоль экономических осей — Предкавказской и Черноморской — и мощного Ростовского узла, расположенного в месте контакта индустриального Дон­басса, хлебородной Донской области и Приазовья. Урал — это множество узлов разной величины в горных гнездах, большин­ство которых «нанизаны» на две главные меридиональные эко­номические оси — Предуральскую и Зауральскую. В Поволжье же опорный каркас — это Волжско-Камская линия неповторимой конфигурации и особого экономического и расселенческого значения.

На берегах Волги и Камы (в пределах Поволжья) располага­ются 33 города из 90. Вблизи этих рек находится еще 3. Таким образом, 40% всех городов — волжские и камские, из них 16 больших городов. Вне главной оси остаются только четыре больших города: Пенза и Кузнецк в Предволжье, Димитровград и Альметьевск — в Заволжье. Кроме Пензы, которая в составе Поволжья возглавляет самую неволжскую область, все крупней­шие центры располагаются на главной оси — семь на Волге и один на Каме.

Следующая характерная черта — правильный ритм расположе­ния больших городов на волжской линии. Примерно на равных расстояниях друг от друга находятся волжские «гранды» — Ка­зань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань1. Затем простран­ственный ритм учащается: между Казанью и Самарой выросли Ульяновск и Тольятти, между Самарой и Саратовом — Сызрань и Балаково, между Саратовом и Волгоградом — Камышин.

Как уже отмечалось, пересечения Волги железнодорожными магистралями имели чрезвычайно важное значение для разви­тия городов-лидеров Поволжья. Но фокусная роль этих цен­тров проявилась задолго до наступления эры железных дорог. На выбор места для них огромное значение имели природные предпосылки, геометрия природных ландшафтов. Главные го­рода заняли характерные места волжской долины:

  • Казань там, где Волга резко меняет направление течения с восточного на южное, строго на 90°.

  • Самара — у крайнего к востоку выступа Волги — Самарской Луки.

  • Волгоград — у крайнего выступа волжского русла к западу. Этот город, который в довоенное время первенствовал в Поволжье по числу жителей, как бы из­лучал три железнодорожные магистрали — в сторону Центра, Донбасса и Причерноморья.

  • Астрахань расположилась в гигант­ской волжской дельте, занимающей 19 тыс. км2.

  • Саратов и Сим­бирск заняли места на плавных выступах к западу. Саратов был самым близким к Центру городом Поволжья, что, видимо, спо­собствовало его возвышению. Будучи до революции крупней­шим городом Поволжья, Саратов заслужил имя «царицы Волги».

Но не только характерностью положения на Волге отлича­лись крупнейшие волжские города. Очень важно для их эконо­мического возвышения как транспортных и промышленных центров было то, что там, где они расположились, Волга пере­секала границу природных ландшафтных зон и провинций. Положение на границе территорий с разными природными пред­посылками развития хозяйства, на могучей реке, в точках харак­терных ее изгибов и создавало мощный фундамент экономико-географического положения волжских городов-лидеров.

Как видим, Поволжье вследствие своего транзитного и со­седского географического положения было благоприятной тер­риторией для развития разнообразной промышленности на ос­нове ввозимых и собственных ресурсов. Но в пределах самого Поволжья наиболее предпочтительным местом размещения но­вых производств и видов деятельности были города на Волге.

Примечательно, что овладение волжским рубежом московские власти осу­ществляли последовательно в строгом соответствии с качествами военно- и по­литико-географического положения разных «точек» на Волге. После взятия Ка­зани в 1552 г. через шесть лет был построен город-крепость Астрахань. Закре­пившись в начале и в конце волжского меридиана, московские власти укрепи­ли свои позиции в середине волжского пути. В пятилетие 1586—1590 гг. были основаны 3 города, которым и сейчас принадлежит выдающееся место в регио­не и в стране, — Самара (1586), Царицын (1598) и Саратов (1590). И лишь "спустя столетие начался следующий этап освоения и овладения пространством: Пенза (1663), Сызрань (1683), Симбирск (1686).

Линейность в распределении городов Поволжского региона проявляется и вне Волги, но в скромных масштабах. Наиболее значительная цепочка из 15 городов — по широте Пензы — Самары, в ней 5 больших городов во главе с Самарой — сто­лицей Поволжья. Менее значительны цепочки на участках Пен­за — Балашов и Волгоград — Поворино.

Обычные для районов крупных рек пары городов (чаще все­го лежащие на противоположных берегах реки) характерны также и для Поволжья. Образование таких пар — один из способов более полного использования преимуществ ЭГП, которое воз­никает в определенных «точках» на реке. Особенно выделяются Саратов — Энгельс, суммарная численность их населения пре­вышает миллион жителей. На обоих берегах Волги парами рас­положились также Вольск и Балаково, Жигулевск и Тольятти, Камышин и Николаевск, Тетюши и Болгар, Волгоград и Волж­ский. По одну сторону реки — Казань и Зеленодольск, Самара и Новокуйбышевск, Ульяновск и Новоульяновск, Сызрань и Октябрьск.

Территориальные группы городов, так же как и их пары, сви­детельствуют о стремлении эффективно использовать точки и ареа­лы с наилучшим ЭГП. Наиболее значительны территориальные группы в районе: Самарской Луки (8 городов с общей численно­стью населения 2290,1 тыс. человек), Набережных Челнов (7 и 892,3), Волгограда (3 и 1292,4): Альметьевска (4 и 352,9). Здесь сосредоточено в общей сложности 22 города с общей численно­стью жителей 4807,7 тыс. (43,6% населения городов региона).

Итак, территориальное распределение городов в Поволжье вы­глядит следующим образом: плотная цепочка городов по Волге и Каме с парными городами и территориальными группами в узло­вых местах, рассредоточенная, относительно равномерная сеть преимущественно небольших городов в Предволжье и Заволжье. А кроме того, достаточно обширные территории, вовсе не охва­ченные сетью городов. Большая часть Калмыкии, районы между Балашовом и Камышином, к югу от Набережных Челнов и к северо-востоку от Самары — наиболее значительные из них.

Размещение таких предприятий, как ВАЗ и КАМАЗ, а ранее авиационных, станкостроительных, приборостроительных заво­дов, потребовавших развития преимущественно в пределах ре­гиона системы предприятий-смежников, усилили взаимосвязан­ность городов Поволжья. Пример Набережных Челнов это ярко подтверждает.

В нефтегазодобывающих районах из центров нефте- и газо­добычи, образовавших сети, гнезда, цепочки, выделились лидеры — Альметьевск, Лениногорск, Бухулъма, где не только до­бывают нефть и используют попутные газы, что также делает их ресурсными городами, но и производят оборудование для неф­тепромыслов, ремонтируют буровую технику, готовят кадры, осу­ществляют всестороннее обслуживание хозяйства и населения окружающих районов.