Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник Энтина.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
3.17 Mб
Скачать

Глава 22. Институты, инструменты и основные направления

органов ООН. Комиссия пользуется статусом наблюдателя в Совете Европы и ОБСЕ. Она допущена к работе большинства структур, действующих в рамках С8 и С20. В тех случаях, когда председательство в ЕС переходит к стране, не представленной в О8 и С20, соответствующий глава государства или премьер-ми­нистр и профильные министры приглашаются на заседания Группы.

Признание за ЕС определенного статуса в международных организациях никоим образом не сказывается на правовом по­ложении в них стран — членов ЕС и не влечет ограничения их прав и обязанностей в качестве участников этих организаций. Наиболее наглядно запутанность ситуации проявляется в уни­версальных финансовых структурах. Государства-члены в не­формальном порядке координируют свои позиции в их испол­нительных органах: В этих целях представители национальных делегаций собираются на регулярные встречи. В них принима­ют участие представители ЕК. По некоторым вопросам коорди­нация ведется на уровне Экономического и финансового коми­тета ЕС или Совета ЕС, заседающего в формате Совета мини­стров финансов. Но, например, в МВФ и МБРР она налажена слабо. К ежегодной совместной сессии МВФ и МБРР каждое государство-член готовит свой собственный письменный док­лад. Текст общего выступления от имени ЕС представляет председатель ЭКОФИН. На открытой части заседаний в каче­стве наблюдателей присутствуют ЕК и ЕЦБ. Кроме того, ЕК представляет текст выступления в Комитете по развитию.

Становление ОВПБ и ОПБО упрочило позиции и расши­рило возможности ЕС проводить свою линию и отстаивать свои интересы как в отдельных международных организациях, на международных конференциях и на других форумах, так и на мировой политике в целом. Но оно не сняло ни проблемы координации действий между институтами Союза и государст­вами-членами, между самими институтами ЕС, особенно вы­ступающими в разных качествах, ни проблемы распределения полномочий, обязанностей и ответственности между ними, ни проблемы запутанности, громоздкости и множественности процедур. Эти задачи призвана решить институциональная ре­форма, запущенная Лиссабонским договором, и предусмот­ренная им унификация целей и принципов ОВПБ и внешних действий ЕС в целом.

22.2. Цели и принципы

При осуществлении ОВПБ и внешней деятельности в целом ЕС решает стоящие перед ним задачи, руководствуясь целями и принципами, как общими для Союза, так и специально сфор­мулированными в гл. 1 разд. V ДФЕС. Цели и принципы име­ют высшую юридическую силу в иерархии норм права ЕС. И вторичное право, формируемое институтами Союза, и зако­нодательство государств-членов, и управленческие решения должны им соответствовать. Точно так же им должны соответ­ствовать все практические действия институтов Союза и власт­ных органов государств-членов. Пункт 3 ст. 4 ДЕС (бывшая ст. 10 Договора о Сообществе) устанавливает обязательство го­сударств-членов «предпринимать все надлежащие меры общего или частного характера, чтобы обеспечить выполнение обяза­тельств, вытекающих из настоящего Договора или из актов, принимаемых институтами Союза». И далее: «Все государства-члены должны содействовать выполнению задач Союза и воз­держиваться от принятия любых мер, способных поставить под угрозу достижение его целей». Аналогичным образом согласно п. 3 ст. 24 ДЕС (бывшая ст. 11 Договора о Сообществе) госу­дарства-члены обязаны «активно и безоговорочно» поддержи­вать внешнюю политику и политику безопасности Союза «в ду­хе лояльности и взаимной солидарности». Они воздерживаются «от любых действий, которые противоречат интересам Союза или могли бы ослабить его действенность как сплачивающей силы в международных отношениях». Наднациональные и на­циональные нормативные и распорядительные акты, противо­речащие целям и принципам ЕС, могут быть признаны ни­чтожными или недействительными. Действия или бездействие наднациональных и национальных властей, противоречащие им, могут быть оспорены.

Нормы-цели и нормы-принципы, включенные в учреди­тельные договоры, устанавливают рамки компетенции Союза и являются одновременно одним из важнейших ее источников. Согласно главному правилу, сформулированному в ст. 5 ДЕС, заменившей ст. 5 Договора о Сообществе, «Союз действует только в пределах полномочий, которые государства-члены пе­редали ему на основе Договоров для достижения поставленных в них целей... Действия Союза не должны выходить за пределы