Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Т.12.Конст.основы пр.статуса личн..doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
24.11.2018
Размер:
154.11 Кб
Скачать

2. Понятие и социально-политическое значение гражданства.

Понятие гражданства.

Существует множество подходов к определению гражданства и пониманию его сущности.

В советский период согласно самым распространенным в советской литературе определениям гражданство рассматривалось как:

1) политико-правовая связь личности и социалистического государства с;

2) принадлежность лица к социалистическому государству;

3) правоотношение между лицом и государством.

Так, по мнению В.Н. Дурденевского, сущность состояния гражданства состоит в том, что гражданство есть сочленство в государстве. Это устойчивая правовая общность лица с данным государством, дающая возможность участия во власти государства и не ограниченная его пределами. Это общность: ибо гражданство существует и исчезает вместе с данным государством. Это общность устойчивая: она в принципе бессрочна и не ограничена пространственными рамками; она следует за гражданином и в открытое море, и в другое государство и расторгается лишь в виде исключения, обычно продолжаясь до смерти. Эта общность правовая – на гражданина распространяется действие законов государства.

В.Н. Дурденевский считал, что иностранец отличается от гражданина: а) меньшим объемам прав и во всяком случае меньшей подвластностью; б) временностью своих связей с государством. С переездом границы он может легко эти связи «стряхнуть». Государство может его от себя выслать, оно не властно его к себе вызвать для своих политических целей. Даже если иностранец имеет, в виде редкого исключения, политические права, на него не может быть возложена политическая обязанность защиты государства и верности ему1.

И.Д. Левин называл гражданством принадлежность к определенному государству, которая обусловливает распространение на данное лицо всех законов, регламентирующих положение граждан в государстве, их права и обязанности2.

А.И. Лепешкин под гражданством понимал принадлежность физического лица к определенному государству, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах данного государства, так и вне его границ. Он считал, что принадлежность к тому или иному государству есть правовая принадлежность, юридическое состояние лица, в силу чего оно обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законами данного государства3.

С точки зрения И.Е. Фарбера, в юридической науке слово «гражданин» служит для обозначения трех взаимосвязанных понятий. Во-первых, утверждал он, гражданство есть субъективное право индивида иметь гражданство. Во-вторых, гражданство есть особое – общерегулятивное – правоотношение между лицом и государством. Обе стороны связаны взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу. Наконец, в юридической науке чаще всего употребляется термин «гражданство» в смысле института конституционного права. В этом случае под гражданством понимают группу норм конституций и текущего законодательства, которые регулируют признание, приобретение и утрату гражданства4.

В.С. Шевцов определял советское гражданство как устойчивую и не ограниченную в пространственном применении правовую связь лица с государством, определяющую его правовое положение и обеспечивающую ему возможность активного участия в экономической, политической, государственной и общественной жизни социалистического общества5.

После того, как в 1978 г. был принят новый закон о гражданстве СССР, гражданство стали определять как политико-правовую связь человека с государством. Например, В.С. Основин определял советское гражданство как основанную на юридическом признании государства политико-правовую связь лица с советским государством, влекущую распространение на данное лицо в полном объеме суверенной государственной власти, активным участником которой оно является, а также всех прав, свобод и обязанностей граждан, защиту его государством как в СССР, так и за его пределами6.

Очередное официальное определение гражданства СССР содержалось в преамбуле Закона СССР от 23 мая 1990 г. «О гражданстве СССР». Гражданство СССР определяет постоянную политико-правовую связь лица и Советского государства, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях.

Это определение было расценено некоторыми исследователями как явный рудимент тоталитаризма. «Получается, – отмечалось в учебнике «Конституционное (государственное) право зарубежных стран», – что если человек находится в политической оппозиции к государству, точнее – к его правящим кругам, не разделяет их политики, то он вроде бы уже и не гражданин. На этом, в частности, строилась существовавшая до середины 80-х годов антидемократическая практика лишения гражданства и высылки «диссидентов», которым трудно было сколько-нибудь убедительно вменить совершение преступления. В действительности же гражданство – именно правовая, а никоим образом не политическая связь человека с государством7.

Таким образом, в постсоветский период среди ученых практически единодушно был признан отказ от характеристики гражданства как политико-правовой связи, а также от определения гражданства как принадлежности лица к государству, поскольку термин «принадлежность» не дает четкого представления о характере взаимоотношений гражданина и государства, не позволяет определить четкий круг лиц, находящийся в состоянии этой принадлежности.

Так, Г.В. Игнатенко поддерживает отказ от словосочетания «политико-правовая связь» и утверждение термина «правовая связь», так как это освобождает квалификацию гражданства от оценочных политических подходов, нередко осложнявших реализацию права на гражданство, права на его сохранение или изменение. Он рассматривает характеристику гражданства как устойчивой, а не постоянной связи с государством, так как термин «устойчивая» более точно отражает признанную международным правом свободу выбора гражданства, т.е. такой подход, при котором стабильность правовых отношений не означает их неизменности8.

Е.И. Козлова отмечает, что в теоретических исследованиях советского периода сущность гражданства сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства и внутри страны, и за ее пределами, наделение лица государством всей полнотой установленных законом прав, свобод и возложении всех обязанностей, как принадлежность лица к государству. В этом, с ее точки зрения, отражалась господствовавшая в те времена концепция о приоритете государства по сравнению с личностью, о поглощении личности государством, которое рассматривалось как всеобъемлющая, самая массовая организация трудящихся, всего народа.

По мнению Е.И. Козловой, определение гражданства как политико-правовой связи лица с государством исходило из господствовавшей в прежние годы идеи о морально-политическом единстве всего советского народа и не связано с сущностью отношений гражданства, которым свойствен правовой, а не политический характер.

Новый подход, подчеркивает Е.И. Козлова, к содержанию отношений, связанных с гражданством, обусловлен признанием приоритета общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью9.

Вместе с тем надо сказать, что часть авторов продолжает придерживаться советских подходов определения гражданства, обозначая его как политико-правовую связь, принадлежность к государству.

Например, по мнению В.Г. Стрекозова, под гражданством понимается устойчивая политико-правовая связь физического лица с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах данного государства, так и вне его границ. Правовая принадлежность человека к тому или иному государству, утверждает он, – это юридическое состояние лица, в силу которого оно обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства, и может пользоваться его защитой и покровительством10.

О.Е. Кутафин считает, что ни одно из используемых сегодня в литературе определений гражданства не содержит признаков, позволяющих отграничивать его обладателей от всех других лиц, проживающих на территории данного государства. Наиболее правильным, на его взгляд, представляется определять гражданство как принадлежность лица к народу государства, порождающую устойчивую правовую связь лица с государством и выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей11.

Государственная принадлежность и гражданство.

В законодательстве некоторых стран подчеркивается значение понятия «гражданина» как субъекта политической деятельности, активно воздействующего на процесс властвования. В таких странах как Мексика, Бразилия выделяют понятия государственная принадлежность и гражданство. И только граждане обладают рядом политических прав и несут дополнительные обязанности (избирать и быть избранными, служить в армии и национальной гвардии, собираться для обсуждения политических дел страны, подавать петиции).

Исторически разница между лицом определенной государственной принадлежности (national – англ.) и гражданином (citizen – англ.) была законодательно закреплена в некоторых колониальных державах в XIX и начале XX в. В таких странах государственная принадлежность (т.е. статус «national») признавалась практически за всеми жителями как метрополии, так и колоний, а гражданами (т.е. статус «citizen») считались только, главным образом, постоянное население метрополии или лица, переселившиеся из метрополии. При этом граждане (citizens) в колониальной державе обладали всей полнотой прав (хотя, конечно, для отдельных групп граждан также могут вводиться некоторые ограничения в правах), а права лиц, только лишь имевших некую государственную принадлежность (nationals), но не получивших гражданства, были ограничены и, прежде всего, в отношении участия в управлении государством.

Гражданство в федерациях.

Наряду с общесоюзным гражданством в федерациях, как правило, существует гражданство субъекта федерации (штата, земли, кантона). Это один из традиционных, исторически сложившихся принципов федеративного устройства этих стран, закрепленный конституциями (Поправка XIV к Конституции США, ст. 6 Конституции Австрии, ст. 43 Конституции Швейцарии и др.). В некоторых странах существует лишь единое федеральное гражданство (Индия, Малайзия и пр.). При этом в федерациях, где признается и федеральное гражданство и гражданство субъекта федерации, можно говорить о существовании многоуровневого, но не двойного гражданства. Статус гражданина федерации и статус гражданина субъекта той же федерации взаимодополняют друг друга и находятся (по крайней мере, должны находиться) в гармоническом единстве, поскольку субъект федерации является составной частью единого федеративного государства. А двойное (множественное) гражданство означает одновременную государственную принадлежность одного и того же лица двум (или более чем двум) совершенно различным странам. Права и обязанности, принадлежащие лицу в соответствии со статусом гражданина одного государства могут вступить в противоречие с правами и обязанностями того же лица как гражданина другого государства.

Гражданство и подданство.

Существует определенная разница между гражданством и подданством. Если подданство и гражданство равнозначны в том, что из принадлежности данного лица к конкретному государству следует распространение на него суверенитета этого государства, в силу чего упомянутое лицо пользуется со стороны государства защитой прав и законных интересов как внутри страны, так и за ее пределами, то эти понятия различаются с точки зрения признания за лицом свойств субъекта политической деятельности.

Понятие подданства утверждается в древних и средневековых монархиях и означает личную верность монарху. В русском языке термин «подданство» является однокоренным со словом дань, т.е. подданный – буквально платящий дань определенному монарху. Этот термин отражает существовавшее в эпоху средневековья представление о монархе как о единственном лице, воплощавшем и сосредоточивавшем в себе государственный суверенитет. Считалось, что все остальное население монархии к суверенитету имеет пассивное отношение, другими словами, не может выступать как носитель суверенитета, хотя и обладает большим или меньшим объемом прав и свобод (в зависимости от сословной принадлежности) и может в известных пределах, установленных монаршей волей, оказывать воздействие на осуществление государственной власти.

Гражданин – это лицо, обладающее правом и обязанностью активно участвовать в реализации государственной власти, это – субъект политической деятельности, это – хозяин своей судьбы и судьбы своей страны. Не случайно во многих европейских языках слово «гражданин» имеет общий корень со словом «город». В средние века (хотя понятие гражданства появляется раньше) именно в рамках многих городов развивалось самоуправление, что давало их жителям право в установленных пределах самим управлять городом, в котором они живут, совместно решать многие общие проблемы. При этом данное право сопряжено с ответственностью за судьбу города, а значит, на граждан возлагаются и связанные с этим обязанности.

Подданство, как правило, характерно для монархий, хотя в определенных парламентарных (например, Испания, Бельгия, Нидерланды) монархиях в настоящее время принят термин «гражданство». Гражданство характерно для республик12.

Социально-политическое значение гражданства.

По мнению М. Йона-Прат, «существует два предназначения гражданства. С одной стороны, оно даёт возможность государству контролировать состав населения и выполнять свои правомочные функции в отношении личности, т.е. дипломатическую защиту своих прав. С другой стороны, оно должно рассматриваться с точки зрения личности как признание основных прав человека»13.

Институт гражданства в любом государстве выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство является средством и способом защиты прав человека, с другой – институтом защиты прав и институтов государства14.

Выделяют такое понятие как почетное гражданство, которое предоставляется человеку за определенные заслуги перед обществом, в знак особой благодарности и уважения. Такое гражданство, как правило, не несет каких-либо дополнительных прав и обязанностей, а также не изменяет и не порождает никаких правоотношений, связанных с гражданством как государственной принадлежностью лица. Исключение составляет право публичного пользования этим званием в связи со своим именем.

Международно-правовое регулирование гражданства.

На международном уровне был принят ряд документов общего и специального характера, касающихся в той или иной степени вопросов гражданства:

- Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.;

- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

- Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.;

- Конвенция о сокращении безгражданства 1954 г.;

- Конвенция о статусе апатридов 1954 г.