Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Контрольная по краеведению.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
11.12.2018
Размер:
57.88 Кб
Скачать

Глава 3. Присоединение к московскому княжеству

Новгород высоко ценил обладание далёким Заволочьем , ревниво дорожил Поморьем, без меры обогащавшим дворян. Бояре же, в свою очередь, считали Двинскую землю своей колонией и были вполне самодержавными властителями на захваченной территории. Нёнокса и весь Летний берег Белого моря принадлежали знатному роду Борецких. Самодержавное боярское самовластье, спесь и цепкая корыстная хватка приказчиков, медленно, но упорно делали своё дело – склоняли двинян-поморов, их вожаков и даже местных бояр к подданству Москве, о чём Новгород не подозревал. Двинская земля, мирно и без кровопролития признала себя подданной Московского князя Василия Дмитриевича . Это событие датируется летом 1397 года. В том же, 1397 году, Василий Дмитриевич ответил уверовавшим в него двинянам державной Уставной Грамотой, в которой, хотя и не будучи её главным предметом, отразился географический контур новой области, расширявшей земли и умножавшей богатство Московской Руси. В числе именитых селений Двинского Понизовья и беломорских прибрежий была названа и Нёнокса. Это и есть первое дошедшее до нас достоверно датированное упоминание о родоначальнице северного солеварения. Через недолгое время новгородцам удалось вернуть власть над Двинской землёй. Но борьба московских князей с Новгородом продолжалась, сопровождаясь для края страшными опустошениями. Закончилась она при Иване III в 1471 году, когда к Москве была присоединена часть Заволовья по Пинеге и Мезени. Двинская же область с Холмогорами оставалась за Новгородом до 1478 года, когда совершилось полное присоединение всего Двинского края к великому княжеству Московскому. С этого момента Двинская область, а в месте с ней и Нёнокса вступает в фазу мирного исторического бытия. Московское государство получило мощную экономическую поддержку в лице Русского Севера, который стал главным поставщиком в центр страны традиционных северных товаров: мехов, рыбы, соли, продуктов зверобойного и лесного промыслов, ягод, грибов, ловчих птиц. Нёнокса теперь уже Московская на пороге ХVI столетия переживала лучшую пору своего расцвета. Население Нёнокского посада состояло уже преимущественного из переселенцев, вывезенных или по доброй воле сюда потянувшихся, прослышав о богатстве местных солепромыслов. В Нёноксу бежали из Москвы гонимые скоморохи. Душа Нёноксы не исчезла. Остались вековые общерусские обычаи и нравы, но не было ни крепостного ярма, ни сословия помещиков. Крестьяне, осевшие на земле Нёноксы, сидели уже не на государственной земле, а в собственных посельях.

11- Заволочье - новгородская волость, которая находилась «за волоком» в бассейнах рек Онеги, Северной Двины, Мезени и Печоры и на протяжении нескольких веков изменяла свои территориальные размеры.

12- Василий Дмитриевич – сын великого князя Дмитрия Ивановича Донского.

Глава 4. Соляной промысел

§1. Период расцвета

ХVI век пришёл на срединную Русь с великим соляным голодом, вследствие катастрофического истощения соляных источников и небывалого оскудения лесов. Пропадали даром огромные рыбные уловы. Соляной недостаток стал на столько бедственным, что соль была причислена к «заповедным товарам», то есть запрещённым для продажи за границу. Она стала одним из самых дорогих продуктов питания. Первым избавителем Руси от соляного недуга и явился Север, богатый подземными соляными ключами, неиссякаемым морским рассолом и нетронутыми вековыми лесами.

Получив возможность самоуправления промыслами, нёнокские солевары воспользовались ею наилучшим образом, и Нёнокса обрела не только общероссийскую, но и европейскую известность. Солеварницы не были ни боярско-единоличной, ни государственной собственностью, а принадлежали самим солеварам. Содержание варниц требовало больших трудовых и материальных затрат. Для вываривания соли заготавливали огромнее количество дров, ковали железные сковороды-црены (в которых вываривали соль). Для хранения соли ставили соляные амбары. Для её перевозки строили специальные суда, держали лошадей. Трудоёмкость промысла обуславливала его коллективность. Совместное владение соляным промыслом называлось на севере «складство» или «сябренничество». Все жители посада были наделены паями по выварке соли с ХVIII века. В зависимости от степени участия в затратах на постройку варниц и рассольных колодцев «сябры» получали право собственности на отдельную часть соляного промысла и готовый продукт. Право это передавалось по наследству, но с течением времени часть жителей посада утратила свои доли. Чаще всего паи закладывались под залог более предприимчивым землякам или продавались.

Главные соляные варницы Двинской земли были в Нёноксе и Уне. Двинские купцы покупали соль и свозили в Холмогоры, а отсюда она шла во все концы Московской Руси. С 1553 года – года открытия англичанами северного морского пути в Московию – и по 1584 год – год основания первого морского порта России Архангельска – это время было периодом активного развития торговых и дипломатических связей россиян с Западом через Беломорье. Нёнокса в эту пору небывало расширила размеры соляного промысла, увеличила число варниц, которых насчитывалось до 40 штук.