Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Оглавление.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
18.12.2018
Размер:
96.77 Кб
Скачать

2.4. Функции, наиболее отчетливо проявившиеся в ходе его развертывания

Для России

- Вопросы транзита и газоснабжения Украины будут решаться изолировано друг от друга, что объективно способствует большей защищенности поставок российского газа на экспорт в Западную Европу.

- Умеренное повышение отпускных цен на газ может существенно увеличить себестоимость продукции украинских товаропроизводителей, которые в ряде энергоемких отраслей конкурируют с российскими.

- В то же время, согласованное повышение отпускных цен на газ не окажется фатальным для ключевых сегментов украинской экономики и, по всей видимости, не скажется негативно на российских предприятиях-смежниках и на российских собственниках украинских предприятий.

- Существенно поднята «психологическая» цена российского газа в СНГ. (Вместе с тем, повышение цен может затронуть не только внешних, но и внутренних потребителей).

- «Газпром « утрачивает контроль над реэкспортом среднеазиатского газа в Европу и на Украину, теряя порядка $8-9 млрд. потенциальной прибыли в год. Нет уверенности, что в компанию вернется хотя бы часть этих денег по дивидендам от акций «РосУкрЭнерго «.

- «РосУкрЭнерго» превращается в потенциально весомого конкурента «Газпрома», уже сегодня контролируя до 15% рынка «постсоветского» газа, имея прямой выход на европейский спотовый рынок газа и планируя самостоятельные проекты в Средней Азии.

- Значительно снижается доля российского газа на украинском рынке и, соответственно, энергетическая зависимость Украины от РФ. Украина сможет покрывать свои потребности за счет среднеазиатского газа, уже не подконтрольного непосредственно «Газпрому».

- Включение в схему взаиморасчетов оффшорной компании-трейдера создает дополнительные транзакционные издержки и ограничивает поступления в бюджет РФ доходов от экспорта и реэкспорта газа на Украину.

Для Украины

- Украина сохранила полный контроль над своей газотранспортной системой. Такого результата, заметим, не удалось добиться ни одной другой постсоветской стране.

- Украине удалось удержать цены на газ на приемлемом уровне и избежать полномасштабного экономического кризиса.

- Украина избавилась от «Газпрома « как поставщика и снизила, таким образом, прямую зависимость от российского газа и государства «Российская Федерация « как субъекта постсоветского газового рынка.

- Умеренное повышение цен на газ стимулирует процесс оптимизации энергопотребления в различных отраслях украинской экономики и на крупнейших предприятиях Украины.

- Откровенно коррупционная схема с участием «РосУкрЭнерго « делает политическое руководство страны удобной мишенью для критики со стороны политических противников.

- В силу принципиальной возможности пересмотра цены по истечении первого полугодия 2006 г., «газовый фактор « сохраняет прямое влияние на внутриполитический процесс.

2.5. Методы, использовавшиеся при урегулировании конфликтов

Методами, используемыми при урегулировании газового конфликта между Россией и Украиной являются:

1. Внутренние СМИ.

2. Внешние СМИ. Под внешними СМИ следует понимать создающих контент журналистов различных зарубежных изданий, для которых в России и за рубежом проводятся пресс-конференции, организуются эксклюзивные интервью с участниками события, в том числе первыми лицами государства. Кроме того к ним относятся Интернет-сайты (включая авторские) и форумы, организуемые российскими политтехнологами по случаю события за пределами Рунета. А также англоязычный телеканал и сайт Russia Today. Отдельно — популярные колумнисты (columnists), в том числе авторы колонок в Интернет-изданиях.

3. Посольства, Консульства и Официальные Представительства РФ за рубежом.

4. Трибуны различных международных и зарубежных организаций, клубов и форумов, включая ООН, ПАСЕ, G8, ВТО, Клуб Центральных банков, Всемирный экономический форум в Давосе, Международный экономический форум в Санкт — Петербурге и др.

5. Административный ресурс (АП РФ, Правительство РФ).

2.6. PR-сопровождение политических переговоров

Предконфликтный период, обозначенный достаточно нейтральными констатирующими заголовками («Украина и Россия ищут газовый компромисс», «Газ для Киева может подорожать»); непосредственно информационная война, характеризующуюся заголовками более агрессивного характера с ключевыми словами «вызов», «шантаж», «провокация», «кризис» («Украина шантажирует Европу газом», «Газовый кризис специально спровоцирован Киевом»); а также период осмысления, в ходе которого PR -техники нацелены на поиск виновных («Газовая война завершилась. Каковы же ее итоги?», «План газовой войны разработан на Украине????»).

«В новостных Интернет-сообщениях периода газовой войны особенно активен механизм обработки сознания, нацеленный на формирование особого мифа, который традиционно называется «образ врага»«, - сказала специалист. По ее мнению, подобная тактика преследует те же цели, что и аналогичная модель в военизированных конфликтах: укрепить контроль существующей власти над социально-политическими процессами в обществе, распространить идеологию для реализации заранее сформулированных правительством целей, а в итоге – уменьшить материальные затраты для достижения мирового господства.

В 2009 году PR-сопровождение политических переговоров заключалось в следующем.

«Для «правильного» освещения газового конфликта Газпрома и Украины, российская сторона заранее создала несколько Интернет-сайтов, где ежедневно (даже 31 декабря и 1 января) размещались какие-то новости. Эти новости читала вся Европа, пока в Украине гуляли-веселились», - сказал Денис Богуш. По его словам, информационная война имела для России несколько значений, прежде всего, в экономической и политической плоскости. «Речь шла о том, чтоб дискредитировать Украину, как партнера для Европы; представить ее как страну, с которой вообще нельзя договариваться. После такого конфликта, естественно попадание в НАТО и Евросоюз для Украины отодвигается надолго», -

В СМИ и общественном сознании «газовая война « была подана как межгосударственная, а не межкорпоративная. А главное, вышеописанные условия «мира « действительно имеют стратегическое значение для обоих государств. Попробуем суммарно оценить последствия заключенного договора для России и Украины.

В газовом конфликте с Украиной Россия настояла на своем и вышла победителем: газ в Европу пустили, рыночный механизм ценообразования продаваемого Украине газа утвердили, посредника (РосУкрЭнерго) — основного поставщика средств для внутриклановых войн в Самостийной, а также унижающих обе страны европейских «смотрящих» — убрали (или скоро уберут). Но если судить по западной прессе, то Россия куда более существенно потеряла в имиджевом, стратегическом плане: ее репутация надежного делового партнера Европы в энергетическом секторе была дискредитирована, а политика в отношении ближайших соседей (той же Украины) осуждена почти всем миром.

Реакция зарубежных СМИ на жесткое решение Газпрома приостановить подачу газа на Украину (именно на Украину, а не через Украину) больше напоминала хорошо подготовленную обструкцию общеевропейской политики России, чем освещение экономического спора двух хозяйствующих субъектов. Более того, создавалось впечатление, что именно таких действий от российского концерна ждали и готовились к ним, о чем свидетельствуют многочисленные совпадения тезисов, чуть ли не клише оценок в публикациях различных зарубежных изданий на эту тему. Можно заметить, что такую же реакцию и такую же подготовленность к событию западная и, в первую очередь, североамериканская пресса продемонстрировала в августе того же года во время конфликта в Южной Осетии. И волей-неволей напрашивается вывод о целенаправленном и управляемом характере обоих событий. А по факту — об основательно разработанных провокациях со стороны внешнеполитического ведомства наших заокеанских «партнеров».

2.7. Упущенные возможности урегулирования / разрешения конфликта

Украинская сторона, инициировав газовый конфликт, не просчитала возможные варианты ответных действий со стороны России и тем самым не оставила себе пространства для маневра. И это главная ошибка команды Ющенко, получившей вместо кризиса в отношениях с Россией, серьезный внутриполитический кризис, который неизвестно чем может обернуться в преддверие парламентских выборов.

Блок 3. Анализ конфликта с точки зрения исследований мира

3.1. Характеристика конфликта с использованием классификаций, принятых в исследованиях мира

Нет ответа, в связи с отсутствием литературы и информации.

3.2. Ближайшие причины и главные факторы, обусловившие конфликт

Формальная причина газовой войны между Россией и Украиной -- отсутствие бизнес-логики в договорах о транзите газа и его поставках на Украину через RosUkrEnergo.

Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин называют причиной нового газового конфликта с Украиной воровство газа из экспортной трубы. Вопрос в основном касается технического газа. Для обеспечения транзита Украине необходим так называемый технический газ, позволяющий осуществлять прокачку по трубам (потребность более 20 млн куб. м в сутки).

Президент Украины Виктор Ющенко называет газовый конфликт политизированным. Он указывает на желание Москвы влиять на киевский политический процесс и купить долю в украинском трубопроводе. О возможности участия «Газпрома» в украинской газотранспортной системе накануне заявил и Владимир Путин. «Газовые проблемы - это на 90% геополитический вопрос, инициатива конфликта принадлежит России.