Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Династия Цин.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
24.12.2018
Размер:
146.43 Кб
Скачать

Дина́стия Цин, или империя Цин (清朝, пиньинь Qīng Cháo, палл. Цин чао) — многонациональная империя, созданная и управлявшаяся маньчжурами, в которую позже был включен Китай. Согласно традиционной китайской историографии — последняя династия монархического Китая. Была основана в 1616 г. маньчжурским кланом Айсин Гёро на территории Маньчжурии, в настоящее время называющейся северо-восточным Китаем. Менее чем через 30 лет под её властью оказался весь Китай, часть Монголии и часть Средней Азии. Династия Цин правила в Китае с 1644 по 1911 гг. Начиная с основателя династии императора Нурхаци вплоть до последнего императора Пу И всего за эти годы правило 12 императоров. Если считать с того времени, когда маньчжурская армия Цинов покорила заставу Шанхайгуань до революции 1911 года, династия Цин правила на протяжении 268 лет.

Первоначально династия была названа «Цзинь» (金 — золото), в трад. кит. историографии «Хоу Цзинь» (後金 — Поздняя Цзинь), по империи Цзинь — бывшему государству чжурчжэней, от которых выводили себя маньчжуры. В 1636 году название было изменено на «Цин» (清 — «чистый»).

Возникновение манчжурского государства

  1. В начале XVII в. вождь живших в Маньчжурии оседлых чжурчжэней Нурхаци (1559—1626) сумел не только сплотить под своим началом несколько десятков разрозненных племен, но и заложить основы политической организацию. За два десятилетия маньчжуры совершили около 20 военных экспедиций против соседей. В 1616 году Нурхаци провозгласил воссоздание чжурчжэньского государства Цзинь, а себя объявил его ханом. Столицей этого государства стал город Синцзин. Благодаря дипломатической и военной активности Нурхаци, к 1619 году в рамках нового государства было объединено большинство чжурчжэньских племён.В 1621 году маньчжуры вторглись в Ляодун и разбили китайские войска. Нурхаци осадил и взял штурмом город Шэньян (получивший маньчжурское название «Мукден»), и город Ляоян. Весь этот край оказался в руках хана Нурхаци. Решив прочно закрепиться на захваченной территории, он не стал угонять покорённое население в Маньчжоу, оставив его и своё войско в Ляодуне, а столицу из Синцзина перенёс в 1625 г. в Мукден.

2)После смерти Нурхаци в 1626 году ему наследовал сын Абахай (известный также как Хунтайджи или Хуантайцзи). Продолжая дело отца, Абахай подчинил ещё остававшихся независимыми чжурчжэньских вождей. С 1629 года по начало 40-х годов XVII века Абахай совершил около десяти походов на соседние племена. При этом он продолжал строить государство: в 1629 году была введена китайская экзаменационная система для будущих чиновников и военачальников, организован Секретариат, ведущий государственное делопроизводство.1927г-поход на Китай. Уже в 1629 году конница Абахая обошла крепости Ляоси с запада, прорвалась через Великую стену и оказалась у стен Пекина, где началась паника. С богатой добычей войска Абахая ушли восвояси. В 1636 году Абахай дал династии новое имя — «Цин», а подданных повелел именовать не «чжурчжэнями», а «маньчжурами». Новое государство маньчжуров отныне стало называться Цин (Великое Чистое Государство — Да Цин-го) — по наименованию династии. К титулу «император» Абахай присоединил его монгольский аналог «богдохан», ибо в состав Маньчжурской империи вошла часть Южной Монголии. Годам своего правления он дал девиз «Чундэ». В 1637 году маньчжурская армия разгромила Корею, которая была вынуждена покориться, стать «данником» Цинской империи и разорвать отношения с Китаем.С этого времени маньчжурская конница стала совершать регулярные набеги на Китай, грабя и увозя в плен, превращая в рабов сотни тысяч китайцев.

Падение династии Мин

Засухи,неурожаи,экономический кризис вызвали недовольство народа,а ослабевшая армия не могла сдержать народных выступлений. В апреле 1644 года Пекин покорился восставшим. Этим воспользовались маньчжуры.Однако несмотря на потерю столицы очаги сопротивления еще оставались и лишь в 1662 г. вместе с гибелью Чжу Юлана, исчезла последняя надежда на реставрацию Мин.

В период ранней Цин с целью смягчить классовые противоречия были приняты меры, которые касались поощрения освоения целинных земель и снижения налогов. Это оказало определенный импульс на экономическое развитие внутренних и приграничных районов. В середине 18 в. в Китае наблюдался экономический подъем, этот расцвет экономики в научной литературе приобрел название периода «Кан-Юн-Цянь» (Кан, Юн и Цянь- это первые иероглифы в именах трех цинских императора, которые правили в то время, т.е. Канси, Юнчжэн и Цяньлун).

  1. Под девизом Канси(Процветающее и лучезарное)

Канси (девиз правления кит. 康熙, пиньинь Kangxi, собственное имя Сюанье, кит. 玄燁, 4 мая 165420 декабря 1722), маньчжурский император из династии Цин7 февраля 1661, эра Канси с 18 февраля 1662 по 4 февраля 1723,). Четвёртый представитель маньчжурской династии, правивший всем Китаем, входившим в империю Цин эпоха Канси стала символом благополучия, "золотым веком" имперского Китая как такового.

Умелый администратор, умный политик и хитрый дипломат, Канси сконцентрировал в своих руках всю власть. Он непосредственно руководил «шестью ведомствами» и сам решал важнейшие вопросы. Канси прекратил гонения на христиан, вернул из опалы миссионеров, учился у них математике и другим наукам. 1712 году провёл налоговую реформу/Канси покончил с практикой произвольных захватов земли, домов и имущества знамёнными маньчжурами. Чтобы укрепить союз маньчжуров с китайской верхушкой, Канси всячески привлекал её на свою сторону: были разработаны обширные культурные программы

В конце 16 века Российская империя расширяла границы своих владений на Восток. Когда Цинская армия прибыла в район восточной пограничной заставы Царская Россия, пользуясь случаем, оккупировала города Кяхта и Нерчинск. Цины настоятельно потребовали от России вывести войска с китайских территорий. В 1685 и 1686 гг. император Канси издал два указа об осаде российских войск в районе Кяхты. Российская сторона была вынуждена согласиться на переговоры относительно восточного участка границы между Китаем и Россией. В 1689 году представители обеих сторон провели переговоры в Нерчинске, и заключили первый официальный договор о границе – «Нерчинский договор».

Айсиньгёро Иньчжэнь (девиз правления "Юнчжэн" (Гармоничное и справедливое) кит. 雍正, пиньинь yōngzhèng, собственное имя Иньчжэнь, кит. 胤禛, 13 декабря 16788 октября 1735), пятый маньчжурский император династии Цин1722 по 1735). Он взошёл на престол в сорокачетырёхлетнем возрасте к крайнему удивлению других многочисленных сыновей прежнего императора, ибо был открыто ненавидим отцом (существует легенда, что один из евнухов Иньчжэня сумел подделать завещание его отца, соединив вместе иероглифы «десять» и «четыре», в результате чего оказалось, что отец завещал империю не четырнадцатому сыну, а четвёртому, то есть Иньчжэню).

Чтобы ещё более укрепить маньчжурскую власть и унифицировать подданных империи, Иньчжэнь пытался уравнять в правах две категории населения — «добропорядочный народ» (то есть «четыре сословия» — крестьяне, чиновники, ремесленники и торговцы) и часть «подлого люда», относящуюся к категории «низких профессий». Это были актёры, цирюльники, проститутки, низшие служители присутственных мест, а также малочисленные социальные группы «отверженных». Указом 1723 года им разрешалось жить вместе с «добропорядочным народом», родниться с ним через браки и участвовать в экзаменах на звание шэньши. Тем не менее этот указ не дал ожидаемых результатов, и дискриминация «низких профессий» сохранилась.

Иньчжэнь, как и Сюанье, придавал большое значение духовному порабощению китайцев, делая упор на «промывание мозгов» и «чистку мыслей». Особое внимание он уделял системе «сельских собеседований»,

Айсиньгёро Хунли (кит. 爱新觉罗 弘历; 25 сентября 17117 февраля 1799) — шестой маньчжурский император династии Цин. В течение 59 лет (1736—1795) правил под девизом «Цяньлун» (Непоколебимое и славное) (乾隆). Четвёртый сын Айсиньгёро Иньчжэня, правившего под девизом «Юнчжэн».

Маньчжурия повторно «закрывалась» для китайских переселенцев

Перепись населения(учет новых групп населения-завершение налоговой реформы)

«Закрытие» Китая

После подчинения Тибета, покорения Джунгарии и Кашгарии, Цинская империя находилась в зените своего могущества. Хунли ощущал себя чуть ли не властелином всего мира. Эйфория собственного могущества надолго стала главным фактором, определявшим внутреннюю и внешнюю политику Цинской империи во второй половине XVIII века. Ощущение всесилия внутри и вовне империи привело к дальнейшему усилению изоляции Китая от внешнего мира — к «закрытию» империи для «заморских варваров».

Цинские правители освоили опыт китайской истории. Они знали, что ослабление очередной династии всегда сопровождалось нарастанием угрозы извне, а внутренние смуты в конце правления обречённой династии использовались внешними силами для захвата власти в Китае, как это сделали сами маньчжуры. Исходя из минского опыта, Сюанье, Иньчжэнь и Хунли опасались, что внешняя угроза может совпасть с массовым движением китайцев против власти завоевателей. Маньчжуры и преданные им китайские сановники помнили, что пришельцы из далёких европейских, по их мнению — маленьких и слабых, «варварских» стран вмешались в своё время в борьбу между минской и цинской династиями. Во избежание возможной кризисной ситуации Пекин решил «закрыть» империю для этих «варваров», хотя эта мера предосторожности лишала правительство большей части таможенных сборов от морской торговли.

«Закрытие» Китая представляло собой растянутый во времени политический процесс, рассчитанный на то, чтобы предотвратить складывание за рубежом сильной антиманьчжурской коалиции. Китайским купцам не разрешалось строить большие корабли, плавать на иностранных судах, общаться с «заморскими варварами» и изучать их языки. Два последних запрета не распространялись лишь на купцов из гильдии «Гунхан». Обычный въезд иностранцев был запрещён, жёстко контролировалось прибытие купцов и дипломатов. Караванная торговля с Россией через монгольские степи строго регламентировалась. Политика изоляции страны от внешнего мира виделась цинским императорам как одно из средств самосохранения.

В 1757 году была запрещена иностранная торговля во всех портах, кроме Гуанчжоу. Даже здесь европейцам не разрешалось селиться в пределах городской черты. Им запрещалось изучать китайский язык, а китайцев, обучающих «заморских варваров», казнили. Нельзя было переселяться на прибрежные острова и распахивать там целину; нарушителей возвращали на материк, а их дома сжигали. В 1787 году было специально запрещено заселение островов у побережья провинции Чжэцзян.

Айсиньгёро Юнъянь (кит. 爱新觉罗 永琰; 17601820) — седьмой маньчжурский император государства Цин, правил под девизом «Цзяцин» (Прекрасное и радостное) (嘉庆). Пятнадцатый сын Айсиньгёро Хунли, правившего под девизом «Цяньлун».

Подавил «восстание белого лотоса»подпольная буддиская секта,организов.народное восстание

Борьба правительства с контрабандной торговлей опиумом

Китай не нуждался в товарах из внешнего мира, и европейским торговцам приходилось расплачиваться за китайские товары серебром. Однако с конца XVIII века английская Ост-Индская компания начала контрабандой ввозить в Китай из Индии опиум (несмотря на то, что даже по английским законам торговля наркотиками являлась преступлением). С 1800 по 1819 год ежегодно ввозилось свыше 4 тысяч ящиков опиума, каждый весом в 60 кг. В результате контрабандного ввоза опиума серебро теперь стало не притекать в Китай, а утекать за море. Массовый отлив серебра за рубеж создал растущий дефицит ляновых отливок и, соответственно, повышение их цены в медной монете, то есть «деньгах простонародья». Прежде всего это коснулось Южного Китая, затем наступил черёд центральных провинций, а с 1810 года и Северного Китая.

Явные признаки расстройства денежной системы и рост опиумокурения заставили императора Юнъяня в 1796 году особым указом запретить не только внутреннюю торговлю этим наркотиком, но и сам ввоз его в пределы империи. Поскольку официальный запрет не дал ожидаемых результатов, в 1800 году последовал новый указ аналогичного содержания, но столь же неэффективный.

Бороться с опиумной торговлей методами официальной дипломатии было невозможно. Формально Ост-Индская компания не ввозила опиум ни в одну из стран и сама не вывозила его из Индии, но зато широко продавала бенгальский опиум частным торговцам. Не желая открытого столкновения с Пекином, она вновь «запретила» в 1816 году своим служащим и индийским купцам, получившим от компании разрешение на торговлю в Гуанчжоу, заниматься опиумоторговлей. Успокоив цинские власти этой формальной акцией, компания увеличила посевы мака в Бенгалии и, соответственно, продажу наркотика частным коммерсантам в Индии.

В 1817 году цинское правительство, издав очередной закон, запрещающий импорт опиума в Срединную империю, потребовало от Ост-Индской компании права досмотра грузов на её кораблях, а от их владельцев — предоставления письменного обязательства не заниматься опиумной контрабандой. Компания проигнорировала эти требования и ввела в устье реки Сицзян военный корабль для устрашения гуандунских властей.

Айсиньгёро Мяньнин (кит. 愛新覺羅 綿寧; 17821850) — восьмой маньчжурский император династии Цин, правил под девизом «Даогуан» (Целенаправленное и блестящее) (道光). Второй сын Айсиньгиоро Юнъяня, правившего под девизом «Цзяцин».

Угроза истощения запасов серебра, усиление коррупции госаппарата, моральная и физическая деградация офицеров и солдат под воздействием наркотика заставляли правительство ужесточать антиопиумную политику. С 1822 по 1834 годы было издано пять законов, которыми Мяньнин и Мучжана безуспешно пытались остановить рост импорта этого наркотика и опиумокурения. Постоянно провозглашаемый в указах императора и устанавливаемый законами запрет на ввоз и перепродажу опиума использовался чиновниками всех рангов в качестве предлога для вымогания ещё больших взяток у китайских и иностранных опиумоторговцев. Фактически, в стране образовалась «пятая колонна» из наркоторговцев и чиновников, наживавшихся на взятках за контрабанду. К концу 1830-х годов наркотик распространялся фактически по всей стране. Опиумные «конторы» появились не только в маленьких уездных и торгово-ремесленных городах, но и в крупных деревнях. Наркотик, трубки и принадлежности для курения продавались почти открыто.

Видя провал запретительной политики правительства, часть бюрократии и шэньши во главе с гуандунским чиновником Сюй Найцзи намеревались любой ценой остановить утечку серебра из Китая, видя в ней главную опасность. Эта группировка предлагала легализовать опиумную торговлю, взимать с иностранного зелья ввозную пошлину, но не платить серебром за сам наркотик, а обменивать его на чай, шёлк и иные китайские товары. Жертвуя здоровьем народа, они намеревались спасти казну и госаппарат, избежав при этом конфликта с Англией.

Истинные конфуцианцы, с самого начала видевшие в опиуме угрозу моральным и экономическим устоям традиционного общества, в середине 1830-х годов потребовали жёстких запретительных мер против наркотика. Эту группировку возглавили Линь Цзэсюй — наместник Хугуана (в это наместничество входили провинции Хубэй и Хунань), а также столичный чиновник Хуан Цзюэцзы, историк Вэй Юань, учёный и поэт Гун Цзычжэнь, настаивавшие на введении смертной казни за продажу и курение «заморской отравы». Верой и правдой служа маньчжурской династии, они стремились уберечь её от надвигавшихся бед.

Основная же масса цинских чиновников не примыкала ни к одной из этих группировок, молчаливо приветствуя сложившуюся обстановку и тайно поддерживая опиумную контрабандную инфраструктуру внутри Китая. Легализация контрабандной торговли опиумом лишала бы их огромных тайных доходов. Эту «центристскую» силу возглавляла маньчжурская знать, и прежде всего — сам могущественный лидер Военного совета Мучжана, второй человек в империи после императора.

Между тем сам Мяньнин, получив в 1838 году тревожный доклад Хуан Цзюэцзы, осознавал опасность приближения кризиса, и издал приказ, согласно которому наместники и военные губернаторы провинций, посоветовавшись со своими подчинёнными, должны были представить двору деловые рекомендации. В ходе такого опроса правящий лагерь раскололся на две части — противников запрета и его сторонников. Так, 20 сановников, в том числе 13 маньчжуров во главе с Цишанем (наместник провинции Чжили) и Илибу (член Военного совета) практически предложили оставить всё как есть. Остальные восемь сановников, среди них шесть китайцев, предлагали решительную борьбу с опиумом. Наибольшее впечатление на Мяньнина произвёл доклад Линь Цзэсюя, прямо предупреждавшего императора, что у того скоро почти не останется солдат для защиты от врага и серебра для уплаты жалованья. Император вызвал Линь Цзэсюя в столицу, и назначил его чрезвычайным уполномоченным высшего ранга для расследования опиумных дел в провинции Гуандун и командующим морскими силами этой провинции, сохранив за ним пост наместника Хугуана. Весной 1839 года Линь Цзэсюй прибыл в Гуанчжоу и повёл энергичную борьбу с опиумокурением и торговлей наркотиком.