Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsii_po_Russkoy_literature_1917-1920-h_godov....doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
25.12.2018
Размер:
332.8 Кб
Скачать

Раздел II. Основные тенденции в поэзии 20 годов.

Культурная и историческая атмосфера 1920-х годов.

Гражданская война заканчивается (хотя есть разные точки зрения), подавлены основные внутренние очаги сопротивления режиму. При этом страна пребывает в руинах, и страна возвращается в чем-то к прежнему состоянию, нормальной жизни, НЭП, разрешается частная собственность и страна за 2-3 года начинает оживать, приходит к дореволюционному, довоенному состоянию. Неоднозначны с политической точки зрения - проходят в бурных дискуссиях, спорах, дебатов внутри партии. Власть еще не контролировала все сферы жизни. Это сказалось как культурной атмосфере. Статья Ленина «Партийная литература». Но 20-е годы – один из самых интересных, ярких и пестрых периодов в истории отечественной культуры:

- ростки традиций культуры Серебряного века с многообразием художественных тенденций

- новые художественные явления (неоромантизм)

В 20-е годы есть масса литературных группировок (в 30-е их не будет).

Поэзия в 1920-е годы. Сохранился тот же вектор развития, что и в период ГВ, лирика господствует (реакция на происходящее + выплеск эмоций). Сознание самих читателей находится в бурлящем состоянии, созвучному миру, и актуален не глубокий анализ эпоса, а эмоциональные реакции поэзии. Само господствующее мироощущение – романтической, при чем оно характерно и для лагеря красных (преображение, переустройство мира), и в лагере белых («Лебединый стан» Цветаевой). У романтиков Октября – обращение к классической поэтики, хотя сознание обновляется новыми реалиями и новым опытом.

Глава первая. Творчество в.В. Маяковского

Динамика творчества отражает особенности взаимодействия литературы и эпохи того периода. Продемонстрировал непростые отношения между поэтом и времени.

Поэтическая стратегия: романтическая, бунтарство на разных уровнях (в том числе на уровне поэтики). «Энергия и инерция бунта» (Лейдерман). Разрушительные, в том числе саморазрушительные процессы. Драма во многом спровоцирована самим поэтом.

Эстетический бунт Маяковского в советский период. Поэты-авангардисты наряду с пролетарскими были теми, кто горячо поддержал новую эпоху преобразований, которое было созвучно их эстетическим установкам. «Маяковский стал певцом революции, потому что сам по психологии был бунтарем, революционером».

Восприятие М. революции в России не было однозначным:

1)«Революция. Поэтохроника» (1917). Непосредственная реакция на события февраля 1917 года и она совпадает с реакцией большинства русских интеллигентов. В нем он видел решение проблем. Космический масштаб стихотворения. Образ толпы меняет свою окраску на противоположную («поселяне земли») – некое братство, общность, единство. Торжествует и преобладает энергия любви «верую в величье сердца человеческого».

2)«Ода революции» (1918). Стихотворение, несмотря на приятие, звучит более тревожно. Поэту все сложнее оправдывать смесь созидания и разрушения, жалости и свирепой жестокости. Уже здесь ощущается надлом поэта. Ради любви он начинает принимать то, что не приемлемо в рамках гуманистических ценностей (разрушение и уничтожение). Этого не было в его раннем творчестве. Сам образ Революции не однозначен. Первый эпитет: «звериная», он приемлет эту звериность, которая позволит переделать мир. Он видит недостатки революции, но принимает ее («копеечная», но «великая»). Лозунг к практической деятельности. Начинает происходить процесс опасной подмены: искусство начинает отождествляться с действительностью. Отсюда уже один из тупиковых путей - грубый практицизм, утилитарность (агитки, рекламы). Искусство начинает служить политическим задачам. Но гораздо более трагичным оказалось то, что поэт пытается сохранить веру в идеи Октября, надежду на большевистские ценности и лозунги и рассчитывает в братании, слиянии с толпой в духе нового времени прийти к преодолению главной драмы своей жизни и поэзии: трагедии вселенского одиночества, невостребованной энергии любви. Это главный тупик,в который заводит себя поэт.

Трансформация образа лирического героя. Активный и деятельный герой-любовник, с «бабочкой поэтиного сердца», желающего переустроить мир по принципам любви и гармонии. С 1917 года ЛГ поэзии Маяковского начинает меняться:

1)В поэзии революционных лет М. снимает, отбрасывает маску (все равны, едины, охвачены общей энергией переустройства мира). 1918 год «Поэт-рабочий» - происходит ситуация, где субъект отказывается от позы гордого одиночества и протягивает руку другому субъекту с предложением о союзе. Поэт-рабочий: двойной смысл названия (равенство между поэтом и рабочим и осознанием поэтом себя как части пролетарского мира). М. использует ряж броских метафор, уравнивающих труд поэта и рабочего. «Пролетарии тела и духа». Метафорический ряд «поэт-рабочий» станет одним из основных советского периода творчества Маяковского. М очень дорожит этим своим открытием – вот он выход из тотального одиночества, возможность принести миру энергию любви. Отход от всеобщности, которая была у М. в 10-е годы (обращался ко всему миру). Сейчас ЛГ М. отождествляет себя только с рабочими, пролетариями.

2) Кроме ЛГ появляются другие категории, которых невозможно представить у раннего Маяковского: ролевой герой и объективированный герой. Эти категории внеположены автору. Эти новые типы лирического субъекта свидетельствуют о новой открытости души навстречу мира, готовность слышать голоса других людей. В этом смысле это позитивный факт. Но все-таки при этом подобная открытость к миру и приятия всего, что в нем происходит приходит поэта к эстетическому тупику, когда оправдание мира ради высокой цели в итоге начинает отрицать ту самую систему гуманистических ценностей. Но на пути открытости миру, поиску гармонии есть несомненные творческие удачи Маяковского. «Товарищу Нетте - Пароходу и человеку»: объективированный герой. Обычный человек может стать героем, высокий гражданский подвиг вполне посилен любому человеку. Во второй части стихотворения появляется единое коллективное «мы». Если первая часть нарочито снижена, то во второй части человечность отброшена все звучит в монолитном пафосном стиле. Торжественное слово. В стихотворении намечается отход от всеобъемлющей гуманистической традиции (духе революционного волюнтаризма). Вроде бы цель та же, что в ранней лирике, то способы ее достижения стали совсем другие. Если раньше поэт был пожертвовать собой, то сейчас он готов пожертвовать всем. Идеал человека-гражданина, активно переживающий общественную жизнь как факты личной жизни. Стихотворение заканчивается возвращением к лирическому «я». Но потом он Маяковский придет к формуле: «Единица – ноль, единица – вздор» (логика человека как винтика в государственной машине). Но сам поэт часто противоречит самому себе. У него есть стихи самого разного качества. «Рассказ литейщика Ивана Козарева…» - герой ролевой лирики, голос пролетария, с которым стремится слиться голос поэта. Этот герой безоговорочно принимает Советскую власть. Авторский юмор – дистанция между автором и героем сохраняется. Но у М. во многих стихотворениях (и все отчетливее) происходит слияние, совпадение, «гибридизация» ЛГ с персонажем ролевой лирики, начинает вживаться в роль поэта-пролетария. И если сначала оно носит шуточный характер («Необычное происшествие…»), то потом это перерастает в попытку принять ценности и характер пролетариата. Это оказалось несовместимым с изначальными идеалами Маяковского. Это приводит Маяковского к опустошению его внутреннего мира и его поэзии, кризису, который сам поэт ясно осознавал.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]