Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
п.т. с.з 5-9.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
21.04.2019
Размер:
139.68 Кб
Скачать

4.Способность к конструированию метафоры как интегративный показатель креативности

Метафора - это отличительный признак гения, ибо способность образовать хорошую метафору

есть способность распознать сходство. Аристотель

Потребность в метафоре возникает чаще всего тогда, когда мышление в поисках решения возникшей проблемы не имеет готовых средств для типового решения или заранее известного однозначного ответа: "Процесс метафоризации всегда связан с наличием некоторой проблемной когнитивно-номинативной ситуации со многими переменными факторами." [6]. Цель метафорического творчества - решение с помощью метафор проблемно-когнитивных "языковых" и познавательных ситуаций, что позволяет рассматривать конструирование метафоры как творческий процесс.

При исследовании творческого процесса нас интересует, когда индивидуальные различия между людьми перерастают в самостоятельность, чуждость подражательности, в результате чего мы имеем оригинальные, то есть незаимствованные, подлинные продукты творческой деятельности. Креативность как способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем и быстро разрешать проблемные ситуации требует наличия определенного комплекса мыслительных и личностных качеств. В структуре креативных способностей способность к созданию метафор выделяется как самостоятельный компонент. М.А.Холодная рассматривает показатель креативности "метафоричность" как комплекс интеллектуальных свойств, проявляющихся в готовности работать в фантастическом, "невозможном" контексте, как склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, умение в простом видеть сложное, в сложном - простое [9].

Метафора (греч. metaphora - перенос) - это употребление слова, обозначающего какой-нибудь объект (явление, действие, признак), для образного названия другого объекта, сходного с первым в чем-либо. Метафора привлекала к себе внимание крупнейших мыслителей самых разных областей знаний еще со времен Аристотеля. Интерес психологов к метафоре связан прежде всего с проблемами соотношения мышления и языка, образного и логического, а в конечном счете - самого познания: не является ли процесс конструирования метафоры ключом к пониманию того, как создается видение мира, его универсальный образ? Не позволит ли изучение этого процесса проникнуть в общие закономерности мышления и выявить их?

Основой метафоры является один из основных логических приемов познания внешнего мира - сравнение, но не прямое, а косвенное, замаскированное. В литературном творчестве сравнение также производится с целью познания, но познания эмоционального - с точки зрения автора, его отношения к объекту или явлению. Сравнение может быть сложным, развернутым, разветвленным - сравнение-образ, оно может быть создано на основе различия. Но, выделяя и даже усиливая какой-то признак, сравнение неспособно провести реакцию "смыслового" синтеза - создать новую целостную информацию, образовать новый концепт.

Логическая операция "аналогия" (греч. analogia - соответствие, сходство) выходит за рамки прямого сравнения и основывается на принципе фиктивности "как если бы", вводя в действие механизмы аналогии, - мощное средство познания: с допуска о подобии начинается формирование любой гипотезы - научной или художественной [5].

Метафора, как и аналогия, формируется в контексте "как если бы". Но это способ описания не того, "что было, а того, что могло бы быть, будучи возможно в силу вероятности или необходимости". Уточняя различие между сравнениями и метафорой, Аристотель указывает не только на логическую, но и на психологическую сущность метафоры: метафора как средство эмоционального воздействия должна найти отклик в душе читателя и слушателя, активизировать его психическую деятельность, вызвать в ней переживания и, следовательно, экспрессивный эффект. В этом основное отличие метафоры от языковых оценочных отношений, апеллирующих к разуму адресата, к его нормативному настрою [1]. В отличие от логической операции "аналогия", метафора вызывает образные представления, что позволяет определить ее как "образную аналогию". Прорывая границы несовместимости, допущение "как если бы" снимает логические ограничения (психологические барьеры), запускает работу воображения и позволяет ему легко и свободно оперировать с образами, синтезируя новые смыслы и создавая новые смыслообразы. Тем самым в метафоре как бы потенциально заложена сила, разрушающая грани невозможного, способная приблизить далекое и возвысить обыденное, рассказать о нем новым, необычным способом.

Таким образом, процесс метафоризации, опираясь на воображение, посредством оригинального и независимого мышления формирует образы и смыслы, в реальности не существующие, и, следовательно, при решении "образной" и/или "смысловой" проблемы является интеллектуальной творческой деятельностью [11, 12].

Функция метафоры как словесной конструкции выходит за пределы передачи простой суммы смысла слов, ее составляющих. Метафора - это система, при взаимодействии основного и вспомогательного компонентов которой (обозначаемого и образного объектов) возникает "системный" эффект - иносказательность, появление переносного значения (под системным эффектом будем понимать результат взаимодействия элементов системы, позволяющий данной системе выполнять ее основную функцию). В появлении этого нового значения - основное отличие метафоры от сравнения.

Объединяя в себе логическое и чувственное восприятие мира, метафора тем самым разрешает противоречия, возникающие при его познании. Через нее осуществляется процесс понимания не только мира природы, но и идеального мира. Через метафору мы общаемся со своим внутренним - идеальным - миром, сравнивая с чем-либо реальным, осознаем наши чувства и эмоциональные состояния [10]. Из средства создания образа метафора превращается в способ формирования недостающих языку значений и выступает в качестве универсального орудия мышления и познания мира.

Теоретическое исследование метафоры, а также анализ ее практического применения в художественных произведениях выявил, что для создания метафор необходим определенный уровень развития воображения. А чтобы метафора была необычной и красивой, глубокой - необходимы оригинальность (как способность по-новому взглянуть на вещи) и восприимчивость (чувствительность к деталям, противоречиям, неопределенности). Процесс создания метафоры состоит из последовательности творческих этапов и в целом требует от автора наличия комплекса качеств, являющихся компонентами креативного мышления.

Механизм конструирования метафоры можно представить как ряд мыслительных операций. На первом этапе происходит возникновение авторского замысла и поиск основания метафоры - объекта, позволяющего автору выразить свою идею и скрытые интересы. Ведущий фактор здесь - личность "конструктора", именно она определяет мотив выбора того или иного выражения. При поиске по ассоциации возникают образы и понятия, из них автор выбирает те, которые работают на его замысел. Замысел метафоры - это стремление субъекта назвать осознаваемое, но еще "необдуманное" новое понятие или новую вещь путем использования уже известного, названного, вербализованного понятия. Предметная область, о которой "думается" при создании ассоциативного комплекса, определяется образованием, национальной культурой и личным опытом. И еще - "языковое чутье", ощущение соответствия значения и звучания. Поэтому метафора - всегда производное этого комплекса, в конечном итоге - результат индивидуального творческого процесса.

На втором этапе происходит выбор вспомогательного объекта, который является образным компонентом. Здесь и возникает основное затруднение: с чем сравнивать основание метафоры? Какое ввести допущение? В каком слове найти потенциально заложенную силу, разрушающую грани невозможного, способную приблизить далекое и возвысить обыденное, рассказать о нем новым, необычным способом? Именно вспомогательный объект через возможность допущения "как если бы" пробуждает в сознании образно-ассоциативные комплексы.

И третий этап - синтез: создание в воображении "идеальной реальности" с целью получить новый смысловой результат с многоплановыми ассоциациями. Как словесная конструкция метафора состоит из буквального словесного выражения, в котором совмещаются объекты, в реальной жизни несовместимые. Именно в этом "взаимодействии несовместимостей", а точнее, между их признаками и ассоциативными комплексами, которые им сопутствуют, и создается новый объемный смыслосодержащий образ, реализующий замысел автора.

Основной механизм образования метафор - это установление связи между основным объектом и вспомогательными. Именно на этом этапе многое зависит от способности человека устанавливать оригинальные ассоциации, то есть быть способным посмотреть с новой стороны на нечто давно и хорошо известное. По мнению С.Медника, суть творчества - в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций: чем из более отдаленных областей взяты элементы для решения проблемы, тем более креативным оказывается результат.

Хочется еще раз отметить, что метафорический процесс всегда отражает субъективное отношение автора к выбору вспомогательного объекта. А яркость создаваемых образов определяется диапазоном объектов и явлений, с которыми могут быть установлены связи, и богатством и глубиной чувств, то есть эмоциональным отношением, поэтому при создании метафоры очень важны интеллектуальный опыт автора, его индивидуальность.

Итак, чтобы создать метафору, в мыслительном процессе должны присутствовать такие качества творческого мышления, как гибкость и способность к переносу (аналогизирование). А чтобы метафора была необычной и красивой - оригинальность как способность по-новому взглянуть на вещи и восприимчивость, т.е. видение оттенков и нюансов. Процесс метафоризации может осуществляться только при допущении о возможности подобия в реальной жизни несопоставимых сущностей, т.е. он опирается на творческое воображение. При создании метафоры проявляется тесная связь воображения и мышления, именно посредством оригинального и независимого мышления разум формирует осознанные представления и воображает нечто, в реальности не наблюдаемое.

Экспериментальные исследования показали, что такой показатель, как метафорическая способность, то есть способность субъекта конструировать и использовать метафоры различного уровня "образности" в процессе своей деятельности, позволяет выявить, когда же эти индивидуальные различия переходят на тот новый качественный уровень, который и оценивается как креативность [11, 12].

Необходимость наличия комплекса перечисленных качеств дает основание рассматривать метафоричность как интегративный показатель креативности. И если метафора является средством создания образа, то можно сказать, что именно в метафоре при ее создании в сконцентрированном виде реализуются логические, ассоциативные и образные параметры, отражающие общий уровень развития личности [10,13]. И только их комплексное взаимодействие создает ту неповторимую интеллектуально- чувственную эстетическую реакцию "переживания" прекрасного, которую Иммануил Кант определял как "игру познавательных способностей".

42