Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Оветы Госэкзамен География туризма Страноведени....doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
22.04.2019
Размер:
398.34 Кб
Скачать

49. Концепция жизненного цикла туристской дестинации (р.В.Батлер и с.С.Плог)

Наиболее известной в классе пространственных моделей развития туризма является модель жизненного цикла туристской дестинации Р.В. Батлера (Канада) . Туристская дестинация – это туристская территория.

В своем развитии туристско-рекреационные регионы могут про­ходить несколько стадий: разведка, вовлечение, развитие, укрепление, стаг­нация и упадок. Показателями перехода от одной стадии к другой служат изменение количества туристских прибытий, денежные поступления, расходы на международный туризм.

Стадия разведки характеризуется небольшим числом прибытий. Приток туристов ограничен вследствие плохой транс­портной доступности места назначения и отсутствием в нем турист­ской инфраструктуры. Дестинацию посещают единичные туристы авантюрного типа, которые избегают центров скопления отдыха­ющей публики. Их привлекают нетронутая природа и культурные достопримечательности. На этой стадии туризм оказывает слабое влияние на окружающую природную и культурную среды. Туристы не вызывают раздражения у местного населения, охотно вступаю­щего с ними в тесный контакт. В настоящее время стадию разведки проходят часть стран Латинской Америки и Канада в границах ар­ктической зоны.

Стадия вовлечения наступает благодаря инициативе местных жителей, которые активно включаются в обслуживание туристов и организуют их прием. Число прибытий начинает расти, подталкивая местные власти к созданию туристской инфраструк­туры. На этой стадии находятся малые островные государства Ка­рибского бассейна и Тихоокеанского региона.

Стадия развития характеризуется большим объемом туристских прибытий. В пиковый сезон число приезжих сравнива­ется или даже превосходит численность постоянных жителей. Ту­ризм становится выгодной сферой вложения капитала, привлека­ющей иностранные компании. Они инвестируют средства в совре­менную инфраструктуру, но при этом до неузнаваемости изменяют облик нарождающейся с чрезмерной нагрузкой на территорию и быстрым износом объек­тов инфраструктуры. Возникает необходимость в системе планиро­вания и контроля на национальном и региональном уровнях. Та­кая ситуация сложилась в ряде рекреационных районов Мексики и прибрежной зоны на севере и западе Африки.

На стадии укрепления темпы роста прибытий за­медляются, хотя в абсолютном выражении объем прибытий продолжает увеличиваться. Количество туристов превышает числен­ность местного населения. Рынок туризма принимает зрелые фор­мы с участием ведущих транснациональных корпораций. Стадию укрепления переживают многие известные курорты Испании, Италии, а также Карибского бассейна. На данной стадии существует еще одно деление: выделяют центры развития международного туризма, зоны интенсивного развития, периферийную зону развития как переходная к стадии стагнации.

Центрами развития международного туризма являются че­тыре мезорегиона: Западная Европа, Северная Европа, Север­ная Америка и Центрально-Восточная Азия. В целом на «цен­тры развития» международного туризма приходится более 50 % мировых туристских прибытий, около 61 % денежных по­ступлений и 78 % расходов на международный туризм, около 60 % гостиничного фонда. Характерной чертой данного типа мезорегионов является формирование значительных миграци­онных потоков в другие регионы, что создает отрицательный туристский баланс в связи с расходами на международный ту­ризм в ряде стран Западной и Северной Европы (Германия, Великобритания), США и Канаде, а также Японии.

Зону интенсивного развития составляют мезорегионы, расположенные близко к центрам развития (Южная Европа, Карибский мезорегион, Юго-Восточная Азия). В этой зоне сконцентрировано 25 % международных туристских потоков, более 27 % поступлений от международного туризма и около 23 % гостиничного фонда. Мезорегионы данной группы высту­пают непосредственной зоной обеспечения рекреационно-туристского спроса индустриально развитых стран Западной Европы, США, Канады, Японии. Высокий уровень развития туристского обслуживания в этих мезорегионах является следствием притока иностранного капитала (из центров раз­вития), который привлекает более дешевая рабочая сила (что важно при высокой трудоемкости туристского сектора) и зна­чительные рекреационные ресурсы.

Периферийную зону развития составляют следующие мезорегионы: Северная Африка, Восточное Сре­диземноморье, Ближний Восток, Австралазия и Микронезия. Данная зона также отличается близостью к центрам развития международного туризма. Центрально-Восточная Европа и Россия занимают промежуточное положение между периферийной зоной развития и зоной в состоянии стагнации.

На стадии стагнации пик прибытий уже пройден, дестинация утрачивает былую привлекательность. Она существует за счет повторных визитов посетителей, приверженных данному туристскому центру. Перед дестинацией встают экологические, социальные и экономические проблемы. Типичным примером слу­жит курорт Коста-Брава (Испания). Периферийную зону в состоянии стагнации образуют многочисленные мезорегионы Южной и Центральной Аме­рики, Западной Африки, Центральной Африки, Восточной и Южной Африки, Южной Азии, Меланезии и Полинезии.

Стадия упадка завершает жизненный цикл туристско­го центра. Основная масса туристов, посещавших дестинацию, пе­реориентировалась на более молодые курорты, въездной поток сузился и ограничивается теперь экскурсантами и посетителями на выходные дни. Одновременно отмечается оживление на рынке недвижимости. Туристские объекты, такие как средства размеще­ния, выставляются на продажу, покупаются и перестраиваются новыми владельцами для использования в нетуристских целях. Осоз­нав нависшую над курортом угрозу, власти стремятся вдохнуть в него вторую жизнь путем изменения специализации. Например, классический приморский курорт Атлантик-Сити (США) был пре­вращен в центр игорного бизнеса. Другие дестинации смогли воз­родиться благодаря более полному вовлечению природных ресур­сов в туристский оборот, в частности в развитие зимних видов спорта, что позволило удлинить туристский сезон и выйти на но­вые сегменты рынка путешествий. Таким образом на стадии упад­ка задается импульс повторному циклу.

Туристские центры являются весьма динамичными образова­ниями, изменяющимися с течением времени. Продолжительность их жизненных циклов и каждой стадии в отдельности различается в такой же мере, как и сами дестинации. Транспортная доступ­ность, государственная политика в области туризма, наличие или отсутствие дестинаций-конкурентов — эти и другие факторы мо­гут способствовать ускорению или, наоборот, затормозить про­хождение разных стадий цикла. Известны случаи, когда развитие курорта приостанавливалось на одном из этапов эволюции. Те же туристские центры, проекты освоения которых обещают быструю и большую финансовую отдачу, обычно беспрепятственно дости­гают зрелости. Если курорт Канкун (Мексика) или таймшерные курорты на Западе практически мгновенно преодолели начальные стадии своих жизненных циклов и стали расти, то такому извест­ному курорту, как Скарборо в Великобритании, потребовалось 350 лет, чтобы проделать весь путь от разведки до упадка, а затем воз­рождения.

Американский психолог С.С. Плог — представитель социологического направ­ления в географии туризма — увязал стадию развития дестинации с психографиче­скими характеристиками основного контингента посетителей. Психографика изуча­ет образ жизни людей, т.е. устоявшиеся формы их бытия в мире. Эти формы находят выражение в деятельности, интересах и мнениях, которые самым непосредственным образом отражаются на туристских предпочтениях человека. Но не все психографи­ческие характеристики в равной мере определяют поведение туристов. Особенно сильное влияние оказывают следующие пять: склонность к переменам, готовность к приключениям и риску, степень консерватизма, требования к комфорту в путешествии и интеллектуальный уровень туристских запросов. На основе этих признаков С.С. Плог выделил два крайних типа личностей — психоцентрики и аллоцентрики, которые различаются моделями туристского поведения и выбирают разные места для отдыха (табл. 1).

Таблица 1. Сравнительная характеристика психо- и аллоцентриков

Психоцентрики

Аллоцентрики

Выбирают известные центры туризма, в культурном отношении близкие к своему постоянному местожительству

Стремятся открыть новые, еще не освоенные туристами районы

Привлекают традиционные виды развлечений и отдыха

Наслаждаются ощущением «первооткрывателя»

Низкий уровень активности

Высокий уровень активности

Предпочитают такие центры туризма, до которых можно добраться на автомобиле

До мест отдыха, обычно удаленных, добираются воздушным транспортом

Требовательны к комфорту: останавливаются в высококатегорийных отелях, посещают уютные семейные рестораны и туристские магазины

Довольствуются неплохой едой и размещением в отеле, не обязательно высококатегорийном, а также возможностью немного развлечься

На отдыхе особенно ценят домашнюю атмосферу и избегают инокультурного влияния

Любят общаться с местным населением

Приобретают готовые пакеты туристских услуг (пэкидж-туры). Тур должен иметь насыщенную развлекательную программу

Тур должен включать только основные компоненты — перевозку и размещение, а его программа — отличаться максимальной гибкостью и предоставлять возможно большую свободу участникам путешествия

Таким образом, психоцентрик — замкнутый, самоуглубленный человек, интроверт, не склон­ный рисковать, беспокоящийся по мелочам. В противоположность ему аллоцентрик — искатель приключений с элементами риска, самоуверенный и любознательный. В путешествии им движет желание познать неизвестное. «Чистых» психоцентриков и аллоцентриков не так много среди туристов. В основной массе путешествующие лица занимают промежуточное положение, являясь «среднецентриками». В их дей­ствиях прослеживаются характерные черты обеих моделей поведения. Они путеше­ствуют по незнакомым местам, но с комфортом. Некоторые из них в большей степе­ни готовы рисковать, другие — наоборот, стремятся избежать непредвиденных ситуаций, соответственно, тяготея к одному из двух полюсов.

С.С. Плог предположил, что контингент посетителей меняется с развитием туристской территории. На начальной стадии основные посетители дестинации — аллоцентрики, по своей природе первопроходцы. Но как только она становится бо­лее обустроенной и известной, среднецентрики вытесняют аллоцентриков, вынуж­дая их продвигаться дальше. На этой стадии, когда дестинация уже перестала быть экзотической, но еще не является традиционной, она принимает наибольшее число посетителей. Одновременно начинается ее угасание. Дестинация все больше коммерциализуется, утрачивая былую туристскую привлекательность. Одним из при­знаков вступления туристской территории в завершающую стадию эволюции слу­жит появление психоцентриков.

С.С. Плог на протяжении 20 лет изучал эволюцию туристских территорий, посещаемых американцами, в основном жителями Нью-Йорка. Он зафиксировал возникновение в начале 1970-х гг. двух новых дестинаций — Африки и Тихоокеан­ского региона. К 1991 г. они перешли на стадии вовлечения и развития. Их место заняли Антарктика, Непал и Тибет, принявшие первых американских туристов. В это же время курорты западного сектора европейского Средиземноморья достигли зенита популярности, а жизненные циклы некоторых известных курортов США, на­пример Майами-Бич (штат Флорида), близились к концу. Эмпирические исследова­ния подтвердили гипотезу С. С. Плога о том, что большинство курортов в процессе развития неуклонно продвигаются от алло- к психоцентрическому полюсу .

Модели С.С. Плога и Р.В. Батлера получили особое признание в научных кру­гах и прошли апробацию.