Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопрос 4 Американская научная фантастика..docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
66.27 Кб
Скачать

Вопрос 4 Американская научная фантастика. Роберт Шекли, Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн, Клиффорд Саймак

Выделенная курсивом часть – зарождение НФ в США. Т.к. я ничего не нашла в интернете про это, то я пересказала часть критической статьи из одной книги, которая у меня валяется.

Машка

Американские исследователи называют год, когда фантастика впервые становится литературой массового спроса: 1926. Незадолго до этого в США появился предприимчивый инженер-эмигрант Хьюго Гернсбек. Желая заработать, он затеял журнал, посвященный проблемам электротехники. Затем он решал, что будет неплохо, если технический и научный материал будет преподноситься в виде занимательных рассказов. Сперва он сочинял их сам. Нововведение пришлось публике по вкусу. Гернсбек основывает первый в мире научно-фантастический журнал «Удивительные истории». Появился спрос на научно-фантастические рассказы, и вместе со спросом – много молодых писателей фантастов. Собственно Герсбек дал научной фантастике импульс, стал ее отцом-основателем, хотя сам не написал ничего особо выдающегося.

Чем же были особенные 20-30 гг в Америке? Почему благодатной стала почва для семян, брошенных Гернсбеком?

За предшествующие десятилетия Америка достигла небывалого экономического развития. Чуть ли не у каждой семьи была машина, телевизор и приемник. Заводы выпускали много товаров, и зп у американцев были приличные.

И тут наступил биржевой кризис на Уолл-стрит, а вслед за ним – Великая депрессия. Население обнищало, много людей осталось без работы, экономика рухнула, короче абзац полный. Драмой депрессии были задеты и многие известные сейчас фантасты. Отсюда в из творчестве глубокая заинтересованность в общественных проблемах напряженность чувства (соответственно сюжета) в произведениях и широчайший его диапазон, где ненависть, презрение к тем, кто в погоне за наживой и властью вверг США и может ввергнуть все человечество в катастрофу, переплетаются с искренней симпатией к угнетенным, где рядом любовь и сарказм, отчаяние и надежда – короче, то, что делает литературу литературой.

Были и другие причины, породившие интерес к НФ. Октябрьская революция и последовавшее за ней крушение колониальной системы. Затем – растущая роль науки и техники, лавина открытий, изобретений и всего прочего, что заставляет нас хотеть заглянуть дальше в будущее, за грани реальности.

В годы депрессии Англия и Америка, наиболее развитые в промышленном отношении державы, первыми испытали на себе то непредсказуемое, что приносят успехи технологии. Именно поэтому там быстро терялся интерес ко всякой беллетристской фигне, которая стала только раздражать. Единственное, к чему испытывала интерес публика, была НФ. Слабым она позволяла забыться, уйти от пугающей реальности (наркоманы штоле?!), а более сильные черпали в ней надежду, что мир не застыл и что человечество все преодолеет.

Сперва НФ в США была представлена мэтрами фантастики, но потом этот жанр захватила низкопробная коммерческая фантастика.

С американской научной фантастикой связано имя Д.Кэмпбелла, редактора журнала «Эстаундинг сайнс фикшн», который пропагандировал фантастику строго научную, основанную на научной идее. Американский фантаст и редактор смотрел на понятие «научность» достаточно широко, публикуя иногда произведения авторов, которые в наше время с научной фантастикой никак не ассоциируются. Кэмпбеллу было достаточно, чтобы в произведениях авторов, приносивших свои сочинения в его журнал, соблюдалось главное правило научной фантастики, отличающее ее от двух других направлений фантастики – материалистическое объяснение существующего мира. С точки зрения Кэмпбелла, всякие упоминания о сверхъестественных силах автоматически выводили произведение за пределы научной фантастики и, следовательно, закрывали его автору возможность печатания в «Эстаундинге».

Несмотря на ограниченность таких взглядов, Кэмпбелл сумел положительно повлиять на творческий прорыв, породивший так называемый «Золотой век американской научной фантастики» (1938 – 1946). Главный редактор «Эстаундинг сайнс фикшн» лично «открыл» таких знаменитых авторов научной фантастики США, как Р.Хайнлайн, Т.Старджон, А.Э.Ван-Вогт, Л.Дель Рей. Многие известные писатели, формально начинавшие свою карьеру в других журналах, впоследствии были привлечены Кэмпбеллом в его издание и стали настоящими «звездами» «Эстаундинга» (в первую очередь, это касается А.Азимова и К.Саймака).

В 50-е гг наступил кризис НФ в США.

В 60-е гг началось движение «Новая волна». Наиболее яркие приверженцы «Новой волны» предлагали радикальное изменение направления развития научно-фантастической литературы по сравнению с кэмпбелловскими принципами. Сторонники «Новой волны» были склонны к языковым и сюжетным экспериментам. «Новая волна» стала революционным событием, резко оживившим ситуацию. Она не только вывела в передние ряды фантастов таких писателей, как Р.Желязны, С.Дилэни, Х.Эллисон, Д.Баллард, Д.Браннер, М.Муркок, но и заставила мобилизоваться представителей старшего поколения, усвоить некоторые приемы их противников и значительно обогатить как арсенал идей, так и приемов научно-фантастической литературы. Творцы новой американской и английской фантастической литературы стремились теперь использовать научную идею скорее как прием, нежели как цель произведения.

В 1970-е стало хорошо заметно стремление практически всех англо-американских фантастов ко все большей литературности своих текстов, к использованию приемов, ранее характерных для нефантастической литературы. Подобный подход, популяризированный «Новой волной», теперь активно использовали и писатели, непосредственно в этом движении не участвовавшие. Фантасты стремились синтезировать все лучшее, что создала научно-фантастическая литература периода «Золотого века», с достижениями авангардной научной фантастики 1960-х.

Первая половина 80-х в англо-американской научной фантастике оказалась связана с возникновением двух многообещающих движений, которые, однако, не оправдали возлагавшихся на них надежд. Первое из них, «гуманитарная НФ», по сути дела реанимировало некоторые тенденции, заложенные еще значительно более сложной и многогранной «Новой волной». Последователи этого направления из всех приемов, использованных в книгах «Новой волны», выбрали только один – внимание к духовному миру человека, показ изменений его «внутренней жизни» в новых условиях. Эти писатели последовательно отстаивали одну, хотя, конечно, вполне гуманистическую идею – «несмотря на любые трансформации окружающего, лучшие качества человека не изменяются»). Слишком оптимистичная и, можно сказать, «благодушная» по отношению к людям «гуманитарная научная фантастика» не смогла создать сколько-нибудь мощного движения, и интерес к ней довольно быстро угас.

Куда более влиятельным движением оказался «кибер-панк», литературное направление, порожденное надвигавшейся информационной революцией и тесно связанное с наследием «Новой волны». «Кибер-панк» использовал другую часть наследия движения 60-х, а именно: резкий «нон-конформизм», внимание к контр-культуре и андерграунду, крайний индивидуализм героев, стремление к литературному эксперименту. Эти элементы «Новой волны» последователи «кибер-панка», как на некий смысловой стержень, «накручивали» на идею насквозь компютеризированного общества, в котором большая часть населения обитает в виртуальном пространстве.

Некоторое оживление ситуации в англо-американской научной фантастике первой половины 1980-х оказалось слишком слабым, чтобы можно было говорить о новом этапе в развитии этой области фантастической литературы.

В научно-фантастических произведениях 90-х – начала 21 в. в США в основном эксплуатируются старые приемы, формы и достижения. В современной американской фантастике идет «пережевывание» открытий, сделанных гораздо раньше.

Роберт Шекли (16 июля 1928 - 9 декабря 2005)

 В современной американской литературе особое место занимает Роберт Шекли. Это один из самых популярных и читаемых авторов.

          Родился Шекли в 1928 году в Нью-Йорке. Окончив среднюю школу, он захотел повидать свет. На попутных машинах он добрался до Калифорнии. Здесь, чтобы обеспечить себе существование, работал складским служащим, буфетчиком в ночном баре, садовником и просто мальчиком на побегушках. По возвращении домой был призван в армию, где также неоднократно менял род занятий: был младшим редактором в газете, писарем, гитаристом в военном ансамбле.

          После демобилизации получил специальность инженера–металлурга в Нью-Йоркском университете, несколько месяцев работал на заводе. В университете Шекли много писал, посещал лекции по литературной технике.

          Но истинной его страстью была литература. И едва в 1952 году ему удалось опубликовать два своих рассказа, он целиком посвятил себя любимому делу.

          Шекли наиболее плодовитый из американских писателей–фантастов. Его перу принадлежит множество рассказов, повестей, несколько романов.

          В своеобразном коротком послесловии к первому сборнику рассказов Шекли, мотивируя свое предпочтение фантастике перед другими литературными жанрами, писал: «Ни один вид творчества не предоставляет писателю такой свободы действий, как фантастика. Она может охватить – и охватывает – все на свете, от безудержной романтики приключений до сатиры и социального анализа». Следует отметить, что творчеству Роберта Шекли и свойственна широта охвата современной американской действительности, проецирование ее на будущее.

          Так, в общеизвестном рассказе «Паломничество на Землю» главный герой по имени Саймон, живущий на одной из планет, копит деньги для того, чтобы совершить поездку на Землю, где когда-то давно жили его предки. Причем образ Саймона является собирательным образом американского фермера со средним достатком. Земное общество он воспринимает как идеальное, своего рода землей обетованной. Однако действительность разрушает его иллюзии. Уже неподалеку от космопорта он попадает в лавку, где в целях развлечения стреляют настоящими пулями в живых людей. В ответ на изумление главного героя рассказа, одна из девушек-жертв мрачно отвечает: – Что ж, есть работа и похуже...

          Саймон не нашел на Земле того, что искал. Но он восстает против общества, породившего подделку и обесценивание самых высоких человеческих понятий и чувств.

          Интересен другой рассказ Шекли «Абсолютное оружие». Ситуация почти по Джеку Лондону: трое авантюристов ищут на Марсе сокровища, но сокровища особые – это оружие погибшей по неизвестным причинам марсианской расы. Они находят оружие, достигают своей цели, но это приносит им гибель. Рассказ носит ярко выраженный антивоенный характер. Интересна и идея абсолютного оружия, то есть оружия, поражающего любого, независимо от того, в чьих руках оно находится. Этот рассказ – своего рода предсказание судьбы тем, кто сегодня бряцает оружием и раскручивает новый виток гонки вооружений.

          Действие другого рассказа Роберта Шекли «Специалист» происходит на планете Земля, где совершает вынужденную посадку неизвестный космический корабль с очень любопытной командой. Здесь есть и Командир, и Глаз, и Мыслитель, и Двигатель, и многие другие. Попав в жестокую фотонную бурю, корабль понес невосполнимую потерю: – погиб Ускоритель. Во время стоянки на планете выяснилось, что земляне – это прирожденные Ускорители. Но когда одного из жителей планеты похищают и просят попробовать поработать Ускорителем, то он отказывается, ссылаясь на то, что у него семья, дети, огород и т. д. Но когда он заглядывает к себе в душу, то понимает, что у него, собственно, только один выход – помочь тем, кто в беде. И он разгоняет корабль до сверхсветовых скоростей, делая это с растущим чувством удовлетворения и даже с каким-то внутренним счастьем.

          Одна из важнейших проблем, поставленных здесь писателем – это соответствие человека своему назначению, поиски дела, которое приносило бы ему счастье. Действительно, далеко не каждый из нас может с полной уверенностью сказать, что он трудится по призванию, что на своем месте он приносит наибольшую пользу обществу.

Черный юмор и способность найти (порой доводя описываемую ситуацию до абсурда), другой, совершенно непривычный угол зрения на обычные вещи, события, явления - вот главное отличие Роберта Шекли от "соплеменников", братьев по перу. Его произведения не столько фантастика, сколько драма и комедия XX века. Вместо бесконечных од инженерной мысли (в общей сложности характерной для жанра черте) Шекли посвящал свои книги исследованию социальных феноменов, глубин человеческого сознания.

Хотя большинство произведений Шекли насыщено задорным и искрометным юмором, в них отчетливо проглядывается тревога автора за способность человека совладать со своим внутренним миром (стремлением разрушать). В "Абсолютном оружии" наиболее четко выражена мысль, что человеческая агрессивность, может стать оружием, более сильным, чем самое совершенное техническое сверх-оружие. Более мягким юмором проникнуты многие рассказы, посвященные контакту и инопланетянам. Весьма разнообразно и интересно его творчество. Другой неиссякающий источник вдохновения Шекли-сатирика и юмориста - роботы, земные и инопланетные.

А́йзек Ази́мов В англо-американской литературной традиции Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов[2][3].