Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
работа.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
28.05.2019
Размер:
1.51 Mб
Скачать

3.2 Перспектива снижения роли доллара в мировой валютно-финансовой системе

В  настоящее время доллар США занимает лидирующие позиции в мировой финансовой системе. Согласно данным таких уважаемых организаций, как Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, а также системы платежей SWIFT, на конец 2017 года в сфере глобальных расчетов доля доллара составляла порядка 40%, в то время как доля евро (ближайшего конкурента американской валюты) около 36%.

На валютных рынках доля доллара в обороте составляет порядка 44%, что значительно превышает долю евро (16%) и иены (11%). Более 60% всех международных долговых инструментов выпускается в долларах США (в евро чуть более 20%). И, наконец, доллар США определенно главенствует в структуре официальных международных резервов, занимая более 60% от их общей суммы (у евро лишь 20%).

Лидирующие позиции, которые занимает доллар в мировой финансовой системе, отражают место, которое на протяжении последних нескольких десятилетий занимала экономика США в мире — и продолжает по-прежнему занимать, если ВВП различных стран пересчитывать в доллары США по текущим курсам. Однако для более адекватного сравнения размеров экономик различных стран целесообразно использовать курсы паритета покупательной силы (ППС). Если ВВП различных стран пересчитать в доллары США по курсам ППС и выразить в постоянных долларах 2011 года (как это делает Всемирный банк), то можно увидеть, что по итогам 2017 года США уже не являются крупнейшей экономикой мира. На страну приходится всего 15% мирового ВВП, в то время как доля Китая составляет 18%, а ближайшего конкурента — еврозоны — около 11%.

Относительное уменьшение доли США в мировом ВВП в последние годы порождает все больше разговоров о снижении роли доллара в мировой финансовой системе и уменьшении его значения как главной резервной валюты. Подобные прогнозы и опасения подкрепляются статистикой о состоянии платежного баланса США и государственного бюджета страны.

С начала 1980-х годов США попадают в ситуацию хронического дефицита по текущим счетам платежного баланса. За несколько десятков лет такая ситуация привела к тому, что столь важный показатель внешнеэкономического здоровья страны, как чистая международная инвестиционная позиция, стал отрицательным и на середину 2018 года составил порядка 44,5% ВВП США. В свою очередь, хронические дефициты как федерального, так и региональных бюджетов разогнали суммарный госдолг США в 2017 году до порядка 105% ВВП.

Перспективы дальнейшего расширения дефицитов государственного бюджета и текущего счета платежного баланса вызывают справедливые опасения. В результате недавней налоговой реформы в США, призванной стимулировать темпы экономического роста и способствовать возвращению ранее выведенного за границу производства, налоговые поступления госбюджета, как предполагается, сократятся, что приведет к увеличению заимствований. По прогнозам аналитиков Citi, дефицит государственного бюджета США вырастет с 3,8% ВВП в 2017 году до 5,2% ВВП в 2018 году и до 6,2% ВВП в 2019 году. Госдолг к 2019 году достигнет 108% ВВП.

При сохранении стабильного превышения объема частных сбережений над частными инвестициями увеличение дефицита государственного бюджета приводит к ухудшению баланса по текущим счетам. Аналитики Citi полагают, что дефицит текущего счета платежного баланса США вырастет с 2,3% ВВП в 2017 году до 2,4% ВВП в 2018 году и до 3% ВВП в 2019 году. К 2022 году этот показатель, по мнению аналитиков Citi, может составить 3,7% ВВП США.

Как мы видим, будущая статистика платежного баланса и государственного сектора США вряд ли будет положительно сказываться на существующем статусе американского доллара как доминирующей валюты. В этой связи аналитики Citi прогнозируют долговременное снижение курса доллара. Индекс доллара DXY, как предполагается, понизится с текущих значений в районе 96 пунктов до 93,9 пункта к концу 2018 года, а к концу 2023 года он может уйти вниз до 76 пунктов (что равносильно снижению на 20% по отношению к текущим уровням).

Необходимо рассчитать, как увеличится экспорт и как уменьшится импорт США в результате девальвации доллара, как в этой ситуации будет вести себя внутреннее потребление.

В любом случае заметная девальвация доллара в реальном исчислении потребует значительной адаптации экономики США к новым внешним условиям. В свою очередь, международным инвесторам, как частным, так и государственным (включая центральные банки и органы финансовой власти), придется менять свои подходы к формированию золотовалютных резервов. Не исключено, что доля доллара в международной финансовой системе в целом, и в международных резервах в частности будет постепенно снижаться, а доля валют-конкурентов постепенно возрастать.

Если обратить внимание на еврозону, финансовые показатели этого региона выглядят вполне оптимистично, что может поддержать интерес к евро как к одной из резервных валют. По итогам 2017 года текущий счет платежного баланса региона был положительным и составил 3,2% ВВП. Дефицит госбюджета еврозоны в 2017 году составил всего 1% ВВП, причем первичный баланс бюджета (до выплаты процентов по долгу) был положительным — 1% ВВП.

В этой ситуации аналитики Citi прогнозируют постепенное снижение суммарного госдолга еврозоны с текущих уровней порядка 87% ВВП до 83% ВВП к концу 2019 года. Определенные опасения у участников рынка, однако, вызывает политика Италии. Тем не менее в настоящее время пока сложно представить, что Рим пойдет на организацию референдума относительно своего пребывания в еврозоне. Таким образом, интерес к евро как к одной из резервных валют современного мира может вполне увеличиваться.

Мировое господство американской денежной единицы подходит к концу — доллар утратит статус главной резервной валюты уже в ближайшие годы, признала ФРС. С этим согласны и крупнейшие инвесторы.

Американская валюта сохраняет ключевую роль в международной торговле, однако с каждым годом возникает все больше факторов, играющих против доллара. И совсем скоро его мировое господство закончится. Такой прогноз содержится в материале, опубликованном на Liberty Street Economics, — ресурсе, принадлежащем Федеральному резервному банку Нью-Йорка (ключевому банку в Федеральной резервной системе США).

Обвалы на американском фондовом рынке происходят с пугающей инвесторов регулярностью, и это затрагивает рынки других стран. С каждым таким обвалом призывы реформировать международную валютную систему и найти доллару альтернативу звучат все громче.

В частности, предлагается использовать виртуальную валюту Международного валютного фонда — специальные права заимствования (СПЗ). Сейчас СПЗ предназначены для расчетов в рамках МФВ. Кроме того, полтора десятка международных и региональных организаций используют СПЗ в качестве расчетной единицы при установлении цен и тарифов.

С идеей создать на базе СПЗ новую мировую валюту еще в 2009 году выступил Китай. По мере восстановления мировой экономики после глобального кризиса это предложение теряло актуальность, но с началом торговых войн ситуация резко изменилась.

Эксперты продолжают спорить о том, способна ли эта синтетическая валюта стать полноценной заменой доллару, а центробанки разных стран тем временем предпринимают вполне конкретные шаги, фактически закрывающие перед американской денежной единицей дверь: сокращают долю доллара в международных резервах.

Так, ЦБ России к концу июня прошлого года уменьшил долю доллара в золотовалютных резервах более чем вдвое: с 46 до 22 процентов. Пятая часть ЗВР — около 100 миллиардов долларов — была переведена в евро и юани.

Так же поступают Китай, Индия, Турция, о намерении ограничить использование американской валюты в расчетах объявил Евросоюз.

Аналитики уверены: центробанки, которые сейчас держат большую часть резервов в долларах, будут все активнее избавляться от американской валюты. Во втором квартале прошлого года доля евро в общемировых резервах выросла до 20,26 процента — максимум с четвертого квартала 2014 года. И это грозит Америке большими проблемами.

Нынешний статус доллара как главной резервной валюты позволяет изолировать американскую экономику от внешних потрясений. Утрата валютой доминирующей роли на мировых рынках даст негативные последствия — в первую очередь для эмитента, то есть США.

На первый взгляд, сейчас доллару мало что угрожает. Доллар побил исторический рекорд. Относительно остальных ключевых валют он достиг высочайшего уровня за последние тридцать лет.

Впрочем скоро картина изменится: доллар вступает в долгосрочный период нисходящего тренда. В ближайшие пять лет американская валюта обесценится к евро на 40 процентов.

Как рассчитали ранее аналитики американского инвестбанка JPMorgan Chase, снижение начнется к концу 2019 года, и переломить этот тренд доллар не сможет.

В конечном итоге нас ждет падение доллара в течение многих лет. Во второй половине следующего года мы станем свидетелями ослабления американской валюты.

Причем, по мнению ряда экспертов, о плавном снижении говорить не приходится.

Так, Рэй Далио, основатель крупнейшего в мире хедж-фонда Bridgewater Associates, уверен, что в какой-то момент доллар просто рухнет, не выдержав тяжести "тройного дефицита" в американской экономике: дефицита бюджета, торгового баланса и счета текущих операций.

Тройной дефицит отпугнет иностранных покупателей от американских гособлигаций, что спровоцирует взрывной рост их доходности и обвальное падение курса доллара — как минимум на 30 процентов. В таком случае американская денежная единица неизбежно лишится статуса мировой резервной валюты — и очень быстро.

Развитие валютного рынка, в настоящее время - это важнейшее звено всей мировой системы финансов, а также мировых отношений в экономической сфере в целом. Тенденции мирового рынка меняются на фоне глобального преобразования финансовых сделок.

Наблюдается снижение числа сделок на мировом валютном рынке, на товарных рынках доля платежей постоянно снижается.

Увеличение количества валютных сделок обусловлено процессами либерализации государственных рынков валют, и в России в том числе, а также интернационализации мирового хозяйства.

Государственные валютные рынки действуют практически в каждой стране, с развитой рыночной экономикой.

Отсюда рождаются тенденции мирового рынка к падению акционных цен, снижению финансовых индексов, а также к увеличению стоимости натуральных товаров.

Подобное положение валютного рынка, сегодня привело к тому, что рекордно возросла стоимость золота и увеличилась его волатильность. Во все времена золото рассматривалось в качестве ценности, на которую спрос мог только возрастать. Но огромные финансовые вложения в данный драг.металл привел к перенасыщению спроса, вследствие чего стали наблюдаться сильнейшие ценовые колебания.

Ситуация, складывающаяся на современном рынке, усугубляется отсутствием альтернатив американской валюте. Выступая в качестве мировой резервной валюты, доля доллара США в общих объемах мирового денежного движения, уже давно превышает 50%.

Инвесторы, выводящие средства из активов имеющих высокие риски, к примеру, продавая акции, проводят их конвертацию в доллары США. Но при этом следует отметить, что американская валюта и ее стоимость уже давным-давно не соответствуют реальной ценности, подкрепляемой ростом экономической ситуации в США.

ФРС США, на мой взгляд, вредит мировой экономике и ведет к очередному финансовому кризису, экономика от которого только недавно стала востанавливаться.

Отсутствие альтернативы доллару США ведет к усугублению ситуации.

Динамика мирового валютного рынка, показала отрицательные показатели. С одной стороны наблюдается повышение рыночной волатильности и объемов, а с другой, видно усиление кризиса высоко рискованных активов, а также чрезмерность вложений в инструменты консервативного характера.

Все это в общей совокупности ведет к дестабилизации, отсутствию четких перспектив, а также осложнению проведения прогнозов валютного рынка. Ведь рассматривая перспективы мирового рынка валют, в первую очередь, инвесторы выделяют его аутсайдеров и лидеров, а на современном валютном (как и на любом другом) рынке лидером выступает американский доллар, этот колосс, стоящий на глиняных ногах. И при отсутствии должных альтернатив тенденции валютного рынка, а также его динамика и всестороннее развитие будут оставаться под туманной завесой.