Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1900-45-.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
05.07.2019
Размер:
561.66 Кб
Скачать

Глава 3. Россия в период мирной передышки

1. Заключение Брестского мира с Германией.

2. Экономическая политика Советской власти.

3.1. Заключение Брестского мира с Германией

Одной из первых главных акций советского правительства стал вывод России из мировой войны. Уже 8 ноября нарком иностранных дел Л. Ю. Троцкий предложил всем воюющим сторонам начать переговоры о мире. Державы Антанты отвергли это предложение, а Германия и ее союзники приняли его. Второго декабря в Брест-Литовске между Россией и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией было заключено перемирие на 28 дней, и начались переговоры о заключения мира без аннексий и контрибуций. Вначале Германия согласилась на такой мир при условии, что к нему присоединятся страны Антанты. Однако после решительного отказа последних Германия потребовала заключения сепаратного договора, по которому германские войска до окончания мировой войны оставались бы на всей захваченной ими территории Российской империи (в Польше, Литве, части Латвии и Белоруссии).

В. И. Ленин заранее предвидел такой ход событий и сразу же предложил принять условия Германии с тем, чтобы выиграть время и укрепить власть Советов в России. Он полагал, что такой несправедливый мир будет недолгим, так как в Германии зрела революционная ситуация, которая должна была перерасти в революцию. Однако большая часть членов ЦК во главе с Н. И. Бухариным высказывались против подписания мира в надежде, что германский пролетариат не допустит продолжения войны против Страны Советов, и в случае германского наступления поднимет восстание против своего правительства. Л. Ю. Троцкий предложил сделать демонстративный жест: мира не подписывать, но заявить о прекращении войны и роспуске русской армии. Ленин остался в меньшинстве.

Двадцать восьмого января в связи с окончанием срока перемирия немцы предъявили ультимативное требование о подписании мира на их условиях. Троцкий, который вел переговоры в Брест-Литовске, огласил свою формулу и дал распоряжение о демобилизации армии. Две недели прошли в напряженном ожидании. В Берлине шли острые споры по поводу того, начинать или не начинать наступление на русском фронте. Австро-Венгрия была против наступления. 18 февраля немцы начали продвижение на Псков, Нарву, Минск, встретив лишь разрозненное сопротивление русской армии.

Осознав свою ошибку, ЦК партии большевиков принял предложение Ленина о заключении немедленного мира, но немцы теперь выдвинули более тяжелые условия: вывод русских войск с территории Прибалтики, Украины и Финляндии. Это означало ту или иную форму германской оккупации этих территорий и создание прогерманских правительств. Третьего марта Брестский мир был подписан на германских условиях. Он просуществовал до ноября, до начала революции в Германии, а затем был аннулирован Советским правительством.

В результате Брестского мира Россия вышла из мировой войны, но экономические и политические последствия такого мира были весьма тяжелыми. Они внесли существенную лепту в последующее развязывание Гражданской войны в самой России.

Споры в ЦК партии большевиков по вопросу о заключении сепаратного мира с немцами были весьма показательными. По сути дела столкнулись две позиции. Одна позиция, представленная «левыми коммунистами» во главе с Бухариным, а также группой Троцкого, исходила из того, что главный смысл Октябрьской революции состоял в том, чтобы стимулировать социалистическую революцию на Западе, и эта задача должна была решаться любой ценой, в том числе и путем утраты Советской власти в России. Позиция Ленина и его сторонников была иной: они страстно желали победы общеевропейской революции, но стремились прежде всего сохранить Советскую власть в России, видя в ней средство ускоренного социально-экономического развития страны. Уже накануне Октября в ряде своих работ Ленин настойчиво проводил мысль о том, что в ХХ в. в условиях империалистического соперничества великих держав перед Россией объективно стоит выбор: догнать Запад или погибнуть. Решить эту задачу он считал возможным только на путях социалистической революции.