Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
л4.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
89.6 Кб
Скачать

Лекция №4 Личность и общество Понятия ``человек'', ``индивид'', ``личность'', ``индивидуальность''

Слово ``личность'' в английском языке происходит от слова ``персона''. Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие ``личность'' был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, - некая ``личина'', общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие ``личность'', в первую очередь, связано с социальной сущностью человека. Слово ``личность'' широко используется в повседневном общении наряду с понятиями ``человек'', ``индивид'', ``индивидуальность'', которые, однако, не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними, чтобы определить понятие ``личность''.

Человек - это социально-биологическое существо, являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Понятие ``человек'' используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду. Основные характеристики человека: особое строение организма; способность к трудовой деятельности; наличие сознания.

.Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества. Общие характеристики индивида: целостность психофизической организации организма; устойчивость по отношению к окружающей действительности; активность. Иначе, можно сказать, что индивид - это ``конкретный человек'' от рождения до смерти. Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей. Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении. С помощью понятия ``индивидуальность'' чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

Девиантность и делинквентность:

Социальные нормы бывают двух типов:

1) писаные — формально зафиксированные в конституции, уголовном праве и других юридических законах, соблюдение ко­торых гарантируется государством

2) неписаные — неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми аспектами го­сударства. Они закреплены лишь традициями, обычаями, этике­том, манерами, т.е. некоторыми конвенциями, или молчаливы­ми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным, приличествующим поведением.

Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных норм — девиантным (отклоняющимся) поведением. Чем они отличаются друг от друга? Девиантное и делинквентное поведение можно различать следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, для другого или других может быть привычкой. Высший класс счита­ет свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших — отклонением. Девиантное поведе­ние относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолют­но по отношению к законам страны. Уличное ограбление пред­ставителями социальных низов может с их точки зрения счи­таться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклоне­ние, а преступление, поскольку существует абсолютная нор­ма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в ка­честве преступления.

Делинквентность. Воровство, взяточничество, грабежи или убийства нарушают основные законы государства, гарантиру­ющие права личности, и преследуются в уголовном порядке. Над преступниками совершается суд, им определяют меру на­казания и на разные сроки (в зависимости от тяжести уголов­ного деяния) ссылают на исправительные или каторжные ра­боты, сажают в тюрьму или определяют условную меру пресечения (частичное ограничение в правах). Это чрезвычай­но широкий класс явлений — от безбилетного проезда до убийства человека. К преступлениям относятся мошенничество, хищения, из­готовление фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, поджоги, проституция, азартные игры и другие разновидности противо­правных действий.

Девиантность. Напротив, такие поступки, как обнажение ге­ниталий, опорожнение или занятие сексом в публичных мес­тах, сквернословие, громкий или возбужденный разговор, не нарушают уголовного права, но противоречат нормам поведе­ния. Единственный способ наказания — привлечение к админи­стративной ответственности, уплата штрафа, устное осужде­ние окружающих людей или неодобрительность, косые взгляды прохожих. К формам девиантного поведения относят уголовную пре­ступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосек­суализм, азартные игры, психическое расстройство, само­убийство.

Вывод: в социологии девиантное поведение пони­мается как более широкая, чем делинквентное поведение, ка­тегория. Иначе говоря, первое включает в себя второе как свою часть. Девиация — любые нарушения норм, а делинквентность — только серьезные, влекущие за собой уголовное наказание. В со­циологии с равным правом применимы и широкая, и узкая трактовка.

Характерная черта девиантного поведения — культурный релятивизм. Иными словами, относительность любых соци­альных норм: По рассказу психиатра, в вагон московского метрополите­на, а происходило это летом 1995 г., вошла пожилая женщина. На голове — мотоциклетный шлем с опущенным щитком. На руках — милицейские краги. Прежде чем сесть, она положила на сиденье доску. Кто она — нормальная или ненормальная? По мнению пси­хиатра, она — совершенно нормальный человек. Ненормальные мы с вами. Женщина поставила психотропную защиту от излуча­емой окружающими агрессии. В нетрадиционной медицине это вполне нормальное явление. Итак, социальные нормы — вещь относительная, так же как и отклонение от них, т.е. девиантность. Норма для одних становится отклонением для других. В культуре вообще всё от­носительно. Все зависит от угла зрения. Для пассажиров метро вошедшая женщина — отклонение, для психиатра она — нор­ма. Но ведь и мнение психиатра — не истина в последней ин­станции. Кому-то его суждения покажутся шизофреническими. Вот еще ситуация. Пациент обращается к врачу:

— Доктор, каков первый симптом того, что человек сошел с ума?

— Если он считает себя совершенно нормальным человеком.

У некоторых примитивных племен в первобытное время и сегодня каннибализм, геронтоцид (убийство стариков), крово­смешение и инфантицид (убийство детей) считались нормаль­ным явлением, вызванным экономическими причинами (дефи­цит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешение брака между родственниками). Культурный релятивизм может быть сравнительной характе­ристикой не только двух разных обществ или эпох, но также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного обще­ства. В таком случае надо говорить не о культуре, а о субкультуре. Пример таких групп — политические партии, правительство, со­циальный класс или слой, верующие, молодежь, женщины, пенсионеры, национальные меньшинства. Так, непосещение церковной службы — девиация с позиций верующего человека, но норма с позиций неверующего. Этикет дворянского сословия требовал обращения по имени-отчеству, а уменьшительное имя ("Колька" или "Никитка") — норма обращения в низших сло­ях — считалось у первого девиацией. В современном обществе подобные формы поведения рас­сматриваются как девиантные. Убийство на войне разрешается и даже вознаграждается, но в мирное время наказывается. В Пари­же проституция легальна (узаконена) и не осуждается, а в других странах она считается нелегальной и девиантной. Отсюда следу­ет, что критерии девиантности относительны данной культуры и не могут рассматриваться в отрыве от нее. Кроме того, критерии девиантности меняются во времени даже в рамках одной и той же культуры: в СССР в 60—70-е годы школьные учителя боролись с "длин­новолосыми" учениками, усматривая в этом подражание "бур­жуазному образу жизни" и признаки нравственного растления. В конце 80-х годов наше общество изменилось, и длинные волосы превратились из девиации в норму.

Вывод: девиация в широком смысле относительна: а) исторической эпохи, б) культуры общества. Относительность в социологии получила специальное название релятивизма.

Социологи установили следующие закономерности:

1. Если несогласие с нормами наносит личный ущерб, оно наказывается обществом в меньшей степени или не наказывает­ся вовсе, чем нарушение, приносящее коллективный вред.Пример. Небрежное обращение со спичками может привести к пожару в общественном здании и унесет десятки человеческих жизней. Оно наказывается сильнее, нежели то же самое наруше­ние в частном доме.

2. Если отклонение от нормы угрожает жизни человека, оно наказывается сильнее, нежели ущерб имуществу или обще­ственному порядку.Примером служат транспортные происшествия и дорожные аварии.

3. Девиантное поведение, наносящее большой материальный ущерб, реально угрожающее человеческой жизни или чести, либо ставящее под угрозу государственную безопасность, пере­ходит в другую категорию поведения и квалифицируется как пре­ступление. Пример судебный процесс над изменниками родины.

4. Минимальные неодобряемые отклонения переносятся об­ществом спокойнее, так как считаются случайным событием, которое может произойти со всяким человеком. Примеры приве­дены выше.

5. Границы терпимости общества к отклонениям различны в разных культурах или в разных ситуациях в одной и той же культуре. Примеры. Убийство человека в современном обществе рас­ценивается как преступление, а в первобытном — как прине­сение жертвы богам. Нападение на человека и его убийство в современном обществе — преступление. Но защита от пре­ступника, повлекшая смерть нападавшего, расценивается как героизм. Убийство соотечественника в мирное время жестоко карается, но убийство чужестранца, который в военное время считается врагом или захватчиком, вызывает почтение и при­носит славу.

Функции девиации. Девиантное поведение может также способствовать эффективному функционированию общества.

Во-первых, девиации способны усиливать подчинение нормам.

Во-вторых, не выражаются в твердых правилах или сводах законов. Согласно положению Э. Дюркгейма, всякий раз, когда члены группы осуждают некий акт как отступление от нормы, они ярче очерчивают контуры того, что считается нормой. Их негативная реакция недвусмысленно указывает, какое поведение неприемлемо для «коллективного сознания». Американский социолог Кай Т. Эриксон отмечает, что одной из примечательных черт, свойственным органам контроля, является реклама их деятельности. Когда-то нарушителей правопорядка наказывали на рыночной площади на виду у толпы народа. Сейчас те же результаты достигаются с помощью средств массовой информации, широко освещающих криминальные процессы и приговоры суда.

В-третьих, привлекая внимание к нарушителям норм, группа может укрепить самое себя. Общий враг вызывает общие чувства и усиливает групповую солидарность. При этом возникающие эмоции разжигают страсти и укрепляют связи между людьми «нашего типа». Трения и антагонизмы между внутренними и внешними группами помогают подчеркнуть границы между группами и групповую принадлежность. Точно так же кампании против ведьм, предателей, извращенцев, преступников консолидируют социальные связи между «хорошими людьми». К примеру, Эриксон показал, что члены пуританской общины, почувствовав угрозу своей безопасности, намеренно инициировали «волны преступлений» и истерию «охоты на ведьм», чтобы отвести беду от своей общины и заново очертить групповые границы.

В-четвертых, девиация является катализатором социальных изменений. Каждое нарушение правила служит предостережением, что социальная система функционирует неправильно. Конечно, политическая элита не может рассматривать высокий уровень грабежей как сигнал того, что грабежи следуют легализовать, а общественные блага перераспределить. Однако этот факт говорит о том, что в обществе множество неудовлетворенных людей, что институты социализации молодежи не справляются со своей задачей, что соотношение социальных сил находится под вопросом, а моральные принципы общества нуждаются в пересмотре. Таким образом, девиация зачастую служит толчком для признания необходимости внесения изменений в социальную систему. Можно сказать, что это призыв к пересмотру старых норм и одновременно новая модель.

Отклонение от нормы не является свойством, внутренне присущим человеческому поведению, но свойством, обусловленным социальными определениями. Рассмотрим четыре наиболее распространенных социологических подхода к проблеме девиации: теорию аномии, теорию культурного переноса, теорию конфликта и теорию стигматизации.