Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Контрольная работа по Великой отечественной войне, 17 вариант.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
01.04.2014
Размер:
130.56 Кб
Скачать

2. Помощь партизан и подпольщиков воинам Красной Армии во время проведения белоруской наступательной операции «Багратион»

Генеральный штаб Красной Армии приступил к планированию наступательной операции по освобождению Беларуси в начале апреля 1944 г. 20 мая генерал А. Антонов представил Верховному Главнокомандующему план, предусматривавший одновременный прорыв обороны противника на шести участках, расчленение вражеских войск и разгром их по частям. Особое значение придавалось ликвидации наиболее мощных фланговых группировок в районах Витебска и Бобруйска, стремительному продвижению на Минск, а также окружению и уничтожению основных сил группы армии «Центр» восточнее Минска на глубине 200-300 км.

К операции «Багратион» были привлечены войска четырёх фронтов. 1-й Прибалтийский фронт (командующий генерал И. Баграмян) наступал из района северо-западнее Витебска, 3-й Белорусский фронт (командующий генерал И. Черняховский) - южнее Витебска на Борисов. На могилёвском направлении действовал 2-й Белорусский фронт (командующий генерал Г. Захаров). Войска 1-го Белорусского фронта (командующий генерал К. Рокоссовский) были нацелены на Бобруйск и Минск.

Для согласования действий фронтов Ставка Верховного Главнокомандующего выделила своих представителей. Так, наступление войск 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов координировал начальник Генерального штаба маршал А. Василевский, а 1-го и 2-го Белорусских фронтов — заместитель Верховного Главнокомандующего маршал Г. Жуков.

В операции «Багратион» немаловажная роль отводилась белорусским партизанам. К лету 1944 г. на белорусской земле действовали 143 тыс. партизан, входивших в состав 150 партизанских бригад и 49 отдельных отрядов. Белорусскому штабу партизанского движения Верховное Главнокомандование ставило конкретные задачи: в тылу врага нарушать коммуникации, уничтожать немецкие штабы, выводить из строя технику противника, в интересах наступающих фронтов вести разведку, захватывать и удерживать выгодные рубежи и плацдармы на реках до подхода армии, оказывать воинским частям поддержку при освобождении городов, железнодорожных узлов и станций, организовывать охрану населённых пунктов, срывать вывоз советских граждан в Германию, всячески мешать гитлеровцам уничтожать при отступлении промышленные предприятия и мосты.

Так, перед началом Белорусской операции партизанские бригады и отряды Полесской, южной части Минской, Пинской, Барановичской, Брестской и других областей, действовавшие в полосе наступления войск 1-го Белорусского фронта, должны были захватить и удержать до подхода советских войск переправы, организовать тщательную разведку противника и данные о нём передавать наступающим частям, встречать войска фронта, указывать им переправы и обеспечивать их проводниками, затруднять противнику перегруппировку войск, срывать перевозку грузов по железным дорогам.

С середины мая командования и штабы, все воины и партизаны, привлекавшиеся к освобождению Беларуси, развернули подготовку к наступлению. К началу операции в составе четырёх фронтов было сосредоточено 2400 тыс. человек, 5200 танков и самоходных орудий. Советские войска превосходили противника в людях в 2 раза, в танках и самоходных (штурмовых) орудиях - в 5,8, в орудиях и миномётах — в 3,8, в боевых самолётах — в 3,9 раза.

Широкие масштабы приобрело взаимодействие партизанских формирований с наступавшими советскими регулярными войсками. Наиболее тесным и эффективным оно было в период Белорусской операции. В ходе этого наступления партизаны оказали частям и соединениям значительную помощь. Партизанская бригада «Железняк», действовавшая под командованием А.В. Скляренко в восточной части Минской области, 27 июня вышла к реке Березина, захватила переправу и, отразив неоднократные попытки отступавших немецких частей прорваться через неё, удерживала плацдарм до подхода 35-й танковой бригады генерала А.А. Асланова. Танкисты во взаимодействии с партизанской бригадой наголову разбили противника, по наведённым партизанами двум мостам успешно переправили танки на противоположный берег реки и продолжили наступление, в котором «железняковцы» участвовали в качестве проводников.

Каждая партизанская бригада составляла план разведки сил противника, районов действия и конкретных военных объектов. Бригады и отряды были для армейской разведки и её групп надёжной базой. Армейские группы использовали для выполнения своих задач как силы партизанской разведки, так и её информацию о противнике. Многие соединения и бригады выделяли в распоряжение армейского командования свои разведподразделения, отдельных разведчиков и проводников.

В период тесного оперативно-тактического взаимодействия партизан с частями Красной Армии резко возросло количество захватов солдат и особенно офицеров вермахта, оперативных документов, образцов военной техники, личных документов гитлеровцев. С помощью "языков" добывали ценные сведения не только тактического, оперативного, но иногда и стратегического назначения. Почти во всех бригадах создавались комсомольско-молодёжные группы по захвату "языков" и документов противника.

Большую ценность для командования Красной Армии представляли разведданные партизан о вражеских коммуникациях. Разведывательная работа была организована так, что контроль за перевозками или продвижением колонн противника вёлся последовательно в полосе каждого партизанского соединения. Штабам фронтов неоднократно сообщалось о сосредоточении на железнодорожных станциях воинских эшелонов вермахта. Это помогало советской авиации с большой точностью наносить по ним бомбовые и штурмовые удары. Благодаря непрерывному наблюдению за перевозками противника по железнодорожным и шоссейным дорогам партизанские разведчики и подпольщики выявляли также места скопления его боевой техники и наводили нашу бомбардировочную авиацию на цели.

Крупнейшей операцией партизан стало проведение 3-го этапа «рельсовой войны», начатой за три дня до перехода в наступление советских войск. В ночь на 20 июня 1944 года партизаны Могилёвского соединения нанесли удар по важной рокадной линии Витебск-Орша-Могилёв, с боями захватили её, разрушили 40 километров железнодорожного полотна, взорвали 5000 рельсов и 2 железнодорожных моста. Разрушения были настолько значительными, что гитлеровцы так и не смогли восстановить линию до прихода наших войск. Оставшиеся на перегонах 10 эшелонов стали трофеями Красной Армии.

Партизанские бригады и отряды Могилёвской и Минской областей держали под контролем многие участки шоссейных дорог Могилёв-Минск, Могилев-Бобруйск, Орша-Минск, густую сеть улучшенных дорог в междуречье Днепра и Друти, Друти и Березины, в треугольнике Борисов-Осиповичи-Минск. В этих районах они стойко удерживали зоны, через которые пытались пробиться гитлеровские войска.

Партизаны Могилевского соединения только в период изгнания гитлеровцев с территории области уничтожили более 2000 и взяли в плен до 4000 фашистских солдат и офицеров, захватив много трофеев.

Участие партизан области в Белорусской наступательной операции было фактом большого оперативно-стратегического значения. Огромный боевой опыт, накопленный за три года борьбы в тылу врага, был в полной мере применён для оказания помощи Красной Армии. Командование 1-го Белорусского фронта в одном из своих документов отмечало: «Военный совет фронта выражает свою признательность бесстрашным бойцам-мстителям, белорусским партизанам, победоносно закончившим свой тяжёлый путь борьбы с фашистскими захватчиками».

Никогда прежде всенародная борьба не приобретала такого мощного размаха, как во время Белорусской наступательной операции и никогда ещё удары партизанских формирований не наносились по врагу с такой силой, как в те дни.

В результате разгрома крупных сил противника под Витебском, Могилёвом, Бобруйском и Минском ближайшая цель операции «Багратион» была достигнута, причём на несколько дней ранее намеченного срока. За 12 дней - с 23 июня по 4 июля - советские войска продвинулись почти на 250 км. Были полностью освобождены Витебская, Могилёвская, Полоцкая, Минская и Бобруйская области.

В операции «Багратион» приняла участие вся Беларусь. При форсировании Западной Двины учебным батальоном 167-й гвардейской стрелковой дивизии крестьяне д. Буй Бешенковичского района не только указали наиболее удобные для переправы места, но и перевезли солдат на лодках и плотах. И такие примеры бессчётны. 80-летний крестьянин д. Новая Дуброва Октябрьского района В. Коленкевич взялся провести советские роты к реке через лес и болото. Появление солдат у берегов реки стало столь неожиданным для немцев, что они, не успев взорвать мост, были вынуждены бежать. Не единожды через чащи и болота в тыл оккупантов проводил разведчиков и солдат Красной Армии житель д. Бечи Житковичского района А. Ермоленко. За отвагу в бою, за находчивость и оказанную помощь он был награждён орденом Красной Звезды.

Потери четырёх советских фронтов за всю операцию «Багратион» убитыми, ранеными, пропавшими без вести достигли 765 815 человек (48% общей численности к 23 июня 1944 г.). Из общего числа потерь убитые составили 178 507 человек. С 23 июня и до конца июля, то есть за время боёв по освобождению Беларуси, советские войска потеряли 440 879 человек (29,8 % личного состава), в том числе убитыми - 97 232 человека (6,6 %). За годы войны, включая операцию «Багратион», непосредственно в боях с гитлеровскими захватчиками смертью храбрых пали почти 26 тыс. белорусских партизан, из них 11 797 пропали без вести. Родина 36 раз салютовала в ознаменование боевых успехов армий и партизанских соединений четырёх фронтов. 662 воинским частям и соединениям, наиболее отличившимся при освобождении Беларуси, присвоены почётные наименования белорусских городов и рек.

За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в июне - августе 1944 г., более 500 тыс. воинов армии и партизан награждены орденами и медалями, свыше 1500 стали Героями Советского Союза. Всего же начиная с 1941 г. подвиги 140 тыс. белорусских партизан отмечены орденами и медалями, наиболее отличившимся присвоено звание Героя Советского Союза. Знаменитая Белорусская операция 1944 г. по своему размаху и военно-политическим результатам одна из самых мощных во Второй мировой войне. Были освобождены Белорусская ССР, часть Литовской и Латвийской ССР. Красная Армия вступила на территорию Польши и продвинулась к границам Восточной Пруссии.

Исключительно важную роль в освобождении Беларуси сыграли партизанские формирования. Решая задачи в тесном взаимодействии с войсками Красной Армии, они уничтожили свыше 15 тыс. и взяли в плен более 17 тыс. солдат и офицеров противника. Родина высоко оценила подвиг партизан и подпольщиков. Многие из них награждены орденами и медалями, а 27 особо отличившихся стали Героями Советского Союза. 15 августа руководители партизанского движения Беларуси - П. К. Пономаренко, П.З. Калинин, В.Е. Лобанок и В.Е. Чернышев были удостоены полководческого ордена Суворова I степени, В.Т. Меркуль, Д.В. Тябут, А.А. Прохоров - орденов Кутузова I степени. Сотни партизан были отмечены орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны, Суворова и Кутузова II степени, Красной Звезды.

Но победа досталась дорогой ценой. Потери были чрезмерными, справедливость требует это признать. В ходе наступления войска четырёх фронтов потеряли 765 815 человек убитыми, ранеными, пропавшими без вести и убывшими по болезни, что составляет 48,8% их общей численности к началу операции. Безвозвратные потери составили 178 507 человек. С 23 июня по 29 августа фронты потеряли 2957 танков и САУ, 2447 орудий и миномётов, 822 боевых самолета и 183,5 тыс. единиц стрелкового оружия. Особенно большой урон в личном составе и военной технике понесли войска в первые дни операции - при прорыве обороны и форсировании рек Западная Двина и Днепр, а также на заключительном этапе наступления - при форсировании рек Висла, Неман, Нарев, при отражении контрударов врага в Прибалтике, в районах Мангушева и Пулавы. С 23 июня и до конца июля, когда шла борьба за освобождение Беларуси, советские войска потеряли 440 879 человек, в том числе убитыми 97 232 человека.

Такие потери в личном составе объяснялись упорным сопротивлением противника, мощью его обороны, трудностями форсирования многих рек, неэффективной артиллерийской и авиационной подготовкой, неудовлетворительными действиями 5-й гвардейской танковой армии, плохим взаимодействием войск с авиацией и партизанами. Они были обусловлены также недостатками в боевой подготовке воинов, призванных в действующую армию в ходе самой операции. Так, бывшие партизаны, подпольщики, а это была в основном молодёжь призывного возраста, после освобождения территории республики сразу же вливались в части и соединения Красной Армии; нередко поспешно, с ходу, без должной военной подготовки их бросали в бой. Проявляя смелость и отвагу, они тем не менее не владели тактическим мастерством, поэтому среди них и были неоправданно большие потери, в чём повинно и командование.